Методология и теория исторической науки

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

на тему 1.1: История как наука

Раздел 1. История как наука.

Дисциплина: История; Отечественная История

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

Направления подготовки: 38.03.01 «Экономика»; 38.03.02 «Менеджмент»

Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»

Автор: В.Э.Попова,

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин.

Ростов-на-Дону

Тема 1.1

История как наука

СЛАЙД 1. Цель лекции

Цель лекции

сформировать у студентов представление о научно- методологической базе современной исторической науки, помочь овладеть принципами исторического исследования на примере истории нашей страны.

План лекции

СЛАЙД 2. План лекции

1. Методология и теория исторической науки

2. Некоторые варианты периодизации отечественной истории.

Введение

Важную роль в современном мире играет интеллектуальный потенциал общества. А это в большой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук в целом, в частности – Истории.


Задача курса - формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, выработать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов.

СЛАЙД 4. Эпиграф
В.О. Ключевский писал:"...каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".

Методология и теория исторической науки

СЛАЙД 5. Предмет изучения исторической науки
Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. В.О. Ключевский писал: "Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться …".

Предмет изучения исторической науки - закономерности процесса развития человеческого общества в целом и особенности отдельных наций и государств от древности до современности.

Содержанием истории, как науки, является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

Но чтобы раскрыть процесс исторического развития, осмыслить особенности каждого из его периодов, необходимо иметь определенную научную методику. Носителем информации о прошлом является исторический источник. О видах источников подробно мы будем говорить на практическом занятии, а сейчас хотела бы обратить Ваше внимание на то, что именно на основе источников происходит воссоздание прошлого, его своеобразное моделирование. Причем роль инструментария для моделирования выполняют современное мировоззрение, общественные потребности. С изменением общества, его мировоззрения меняется и история. Следовательно, процесс исторического познания, в определенном смысле, БЕСКОНЕЧЕН.

Принципами исторической науки,познания и исследования признаются следующие:

- принцип истины -высшей целью и ценностью исторического познания признается истина;

- принцип конкретности - любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учетом неповторимости его содержания, определенности места и времени развития;

- принцип историзма - всякий предмет должен рассматриваться в развитии;

- принцип объективности - историк - исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины;

- принцип всесторонности - историческое познание должно стремиться всесторонне познать предмет своего исследования;

- принцип системности - всякий предмет должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях;
- принцип опоры на исторические источники - информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из исторических источников;

- принцип историографической традиции - изучение всякого предмета должно осуществляться с учетом результатов его предшествующего научного изучения.

Таким образом, история - это наука о процессе развития социума во времени и пространстве.

Некоторые варианты периодизации отечественной истории.

Методология и теория исторической науки - student2.ru

(по Н.М. Карамзину 1766-1826,

автору “Истории государства Российского” в 12 томах,

Н.М. Карамзин дает свою трак­товку периодизации истории России. Сделал он это довольно своеобразно, обратившись к периодизации русской истории, сконструированной А.Л. Шлецером, к которому он относится с большим пиететом. Он предпочитает периодизацию по правлениям князей, и первый том охватывает время от Рюрика до конца правления Владимира. Последний, 12-й, том истории Карамзина был доведен до 1611 г. «История государства Российского» Карамзина имела уже при жизни автора огромный резонанс, но уже тогда у нее появились критики в лице A.C. Пуш­кина, декабриста Н.М. Муравьева.)

I ДРЕВНЕЙШАЯ от Рюрика до Ивана III - период основания монархии. (Система уделов)
II СРЕДНЯЯ от Ивана III до Петра I - период единовластия.
III НОВАЯ от Петра I до Александра I - самодержавный период. (Изменение гражданских обычаев)

Методология и теория исторической науки - student2.ru

(по С. М. Соловьеву (1820-1879),

автору «Истории России с древнейших времен» 29 томов

Наши рекомендации