Геологические, палеоклиматические, географические
Историческая антропология[5] опирается на палеоантропологию[6], которая изучает скелеты ископаемых людей самых разных эпох и, используя результаты изучения биологии современного человека, производит восстановление их биологических характеристик. Но палеоантропологический материал имеет свои сложности для интерпретации, не понимая которых, нельзя использовать его в полной степени. Палеоантропологический материал получается в процессе археологических раскопок могильников. Сохранность костей скелета может быть плохой, но современные методы реставрации делают возможным получение целой формы костей и черепов по их фрагментам. Человеческий скелет, как механический каркас организма имеет большую биологическую информативность.
Исследование многочисленных находок ранних предков человека позволило построить целый ряд правдоподобных гипотез об их генетическом родстве.
Палеоантропологические данные являются, пожалуй, единственным источником сведений о реальных переселениях людей в эпоху первобытности.
Современный этап истории Земли называется «четвертичным» периодом. Начинается он 1,8 – 1,6 млн. лет назад и продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в четвертичном периоде сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных событий в истории Земли, важнейшими из которых были: ледниковая эпоха и появление человека. Продолжительность четвертичного периода так мала, что обычные палеонтологические методы относительного определения возраста оказались недостаточно точны, и были выработаны специальные методы изучения этой части истории Земли, к числу которых относятся радиоуглеродный и калиево-аргонный методы изотопного анализа. Из-за особенностей четвертичного периода, по сравнению с другими геологическими периодами, сформировалась особая ветвь геологии – четвертичная геология[7].
Четвертичная геология даёт нам сведения об изменении земной поверхности на протяжении времени, в рамки которого вмещается история человечества, уровне океана и динамике этого уровня, интенсивности береговой тектоники. Кроме того, геологические наблюдения за напластованиями геологических слоев, стратиграфическими колонками в пещерах, последовательностью горизонтов залегания на открытых стоянках чрезвычайно важны для установления периодизации истории первобытного общества и особенно динамики технологического процесса в первобытности, ибо позволяют разнести обнаруживаемые в слоях костные остатки и археологический инвентарь по разным этапам четвертичного оледенения или периодам межледниковья и получить полную картину последовательности развития технологии на протяжении ранней истории первобытного общества.
Трудно переоценить реконструкции и установление времени бытования мостов суши, когда-то соединявших материки, в выяснении миграций первобытных людей, путей их расселения по планете.
Палеогеография[8]нацелена, в основном, на восстановление древних ландшафтов, что требует широкого привлечения биогеографических данных. В частности, состав флоры позволяет судить о колебаниях климата, неоднократно имевших место на протяжении четвертичного периода. Это, в свою очередь, делает возможной реконструкцию сезонных миграций охотников в палеолите или позволяет понять характер севооборотов и сортов возделываемых растений у неолитических земледельцев.
Археозоология[9]изучает костные остатки животных, птиц, рыб, бепозвоночных из раскопок. Они чрезвычайно важны для выяснения ареалов расселения разных видов человека, а также в реконструкции характера охоты, рыболовства и собирательства. Что касается домашних форм животных и птиц, то их костные остатки являются единственным прямым источником для разработки проблемы доместикации животных и древнего животноводства. Археозоологический материал, как и другие виды исторических источников, имеет свои ограничения и недостатки. Прежде всего, это выборочность и фрагментарность костного материала. В частности, многие фрагменты с трудом поддаются идентификации. Кроме того, предпочтения первобытных людей в пище, связанные с пищевой или ритуальной традицией, также могут повлиять на объективность производимых реконструкций.
Не менее сложна проблема доместикации (одомашнивания). Так, например, почти невозможно уловить начальные стадии доместикации, ибо находившиеся в стадии приручения животные практически не отличались от диких форм. Определение породного состава стада даёт возможность подойти к оценке уровня экономического развития, характера производственного процесса, составу пищи. В этом контексте археозоология расширяет реконструктивные возможности археологических исследований.
Археоботаника[10]снабжает историю первобытного общества сведениями о составе культурной флоры многих районов мира с первичным земледелием и даёт много для понимания очагов возникновения вторичного земледелия – введения растений в культуру под влиянием импульсов извне, диффузии и миграции культурной флоры и т. д.
Археоботанический материал снабжает историю первобытного общества мощным средством абсолютного датирования, т. к. получаемая с его помощью дата имеет точность до одного года: метод опирается на годичный прирост колец на стволе дерева. С помощью этого метода можно углубиться на несколько тысяч лет от современности, но ограничения в применении этого метода также велики: далеко не всегда древесина сохраняется в культурном слое достаточно удовлетворительно.
Физика и химия[11]расширяют технические возможности истории первобытного общества и фактическую базу её реконструкций. Они дают способы установления абсолютной хронологии. Хот ни один из них не даёт безукоризненных результатов и очень зависит от чистоты используемых образцов, взятых для датировки.
Радиокарбонный (или радиоуглеродный) метод абсолютного датирования, использует период полураспада изотопа углерода С14, равный 5730 годам, с ошибкой в 40 лет. Смысл его состоит в том, что после перехода любых органических субстанций из жизненного состояния в мёртвое углерод в них не возобновляется, и его остаточная масса поэтому пригодна для фиксации этого момента. Но, к сожалению, разрешающая способность метода практически редко выходит за пределы последних 40 тыс. лет, и поэтому он пригоден для абсолютного датирования событий лишь верхнепалеолитической эпохи. Более функционален в хронологическом отношении калий-аргоновый метод, принципиально такой же, как и радиоуглеродный, но опирающийся на период полураспада калия К40 и аргона А40. Период их полураспада очень велик, и поэтому калий-аргоновый метод даёт удовлетворительные результаты применительно ко времени до 2 млн. лет, но только при использовании костной ткани.
Археомагнитный и термолюминесцентный методыявляются строго физическими. Оба они могут быть употреблены применительно к очень древнему, даже палеолитическому материалу. Первый из них учитывает остаточный магнетизм в неорганической субстанции, подвергшейся термическому воздействию, и соотносит его с динамикой перемещения магнитного поля земли, второй тоже применим к неорганическим материалам, но непременно имеющим кристаллическую структуру: время их кристаллизации фиксируется по свечению, а оно отражает степень интенсивности радиоактивного облучения, полученного данным материалом на протяжении времени его существования. Однако эти методы ещё недостаточно разработаны, чтобы избежать ошибок.
Для получения более точных результатов исследователи стремятся к использованию разных методов.
Физика и химия предлагают также действенные способы реставрации, а зачастую и почти полного восстановления предметов из плохо сохранившихся их фрагментов, находимых при археологических раскопках, будь то кость, дерево, металл, кожа, керамика, ткани или что-то другое.