Условия успешного преподавания школьного курса истории. Рабочая тетрадь, особенности ее ведения
Необходимо учитывать особенности классного коллектива и каждого из составляющего его учеников. Чтобы хорошо преподавать, нужно знать, кому преподаешь. У практиканта немного времени для самостоятельного изучения класса, поэтому он должен расспросить учителя о классе в целом, отдельных учениках. Нужно постараться как можно быстрее запомнить фамилии если не всех, то хотя бы значительной части учеников класса. Проводить беседу, опрос, наладить дисциплину в классе сложно, не зная фамилий учащихся. Обращение "девочка в желтой кофточке" звучит неприятно, мешает учителю установить деловой контакт с классом, замедляет темп урока.
На уроке иногда возникают коллизии, которые никак предусмотреть невозможно. В таких случаях главное - не потерять самообладание, чувство юмора, такт. Если задали вопрос, на которые учитель не может дать ответ, можно:
Прямо признаться, что ответ не знаешь, и пообещать дать ответ на следующем уроке. Такой ответ не подрывает авторитет учителя или практиканта, особенно если он на следующем уроке обстоятельно осветит проблему. Авторитет подрывается, если ученики видят, что учитель испугался, делает вид что знает и т.д.
Не всегда нужно торопиться к признанию в незнании. Сложно найти такой вопрос, о котором студент-историк вообще ничего не знает, не может наметить подход к нему. Можно обратиться с контрвопросом к автору вопроса или классу в целом, и во время обсуждения из памяти учителя может всплыть ответ.
В понятие "педагогическое поведение учителя" входит и владение голосом, жестами, мимикой, передвижение его по классу. Основное правило - не нужно ничего чрезмерного. В классе равно неуместны и крик, и шепот; бурная жестикуляция и неподвижность истукана. Учитель может пройтись по классу, подойти к доске и т.п., но "учитель-маятник" утомляет и раздражает учащихся. Нет никаких специальных требований и к внешнему виду учителя. Это должна быть внешность современного человека, не чуждого моды, но и не подчиняющегося слепо ей.
Немаловажная роль отводится и позиции учителя истории. Учащиеся должны ощущать его открытость в общении, веру в способности каждого ученика, доверие, способность увидеть ситуацию глазами школьника, сопереживать и сочувствовать. Можно сформулировать основные принципы учителя истории, стремящегося добиться эффективного взаимодействия со своими учениками:
С самого начала своей деятельности и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним.
Он должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и каждым учащимся в отдельности
Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению
Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностью в решении той или иной задачи
Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика
Он должен открыто выражать в группе свои чувства
Он (учитель) должен хорошо знать самого себя
Таким образом, процесс взаимодействия учителя с учащимися представляется одним из важнейших элементов любого занятия. Взаимодействие идет по-разному не только у разных людей, но и у одного педагога в зависимости от темы, подготовленности учащихся, собственной компетентности в рассматриваемой проблеме и т.д. Исходя из этого, можно разделить все стратегии поведения учителя в классе на три категории:
Пассивные
Активные
Интерактивные
Это разделение является весьма условным, т.к. в практике имеется соединение ряда стратегий с одним акцентом.
Также есть требования к учителю педагога Анастасьева:
Не давай урока без подготовки
Начинай и заканчивай урок точь-в-точь в назначенное время
Начинай, когда ученики сядут прямо и сложат руки
Не перебивай ученика при первом неполном или неправильном предложении, дай ему закончить предложение
Во время урока должен быть спрошен каждый ученик, или хотя бы задействован в уроке
Никогда не задействуй надолго только одного ученика, не оставляй остальных без внимания надолго.
На уроках истории ученики используют рабочую тетрадь. Это разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащегося, помогающей ему усваивать учебный предмет.
Позволяется использовать для учебных работ на уроках всемирной истории и истории Беларуси тетради ученические. При оформлении надписи на обложке указывается, для чего предназначена тетрадь (для работ по истории Беларуси (всемирной истории)), класс (римскими или арабскими цифрами), краткое название УО, ФИО полностью в Р.п.
Все записи в тетрадях учащиеся должны делать с соблюдением следующих правил:
Соблюдать красную строку;
Писать аккуратно, разборчивым почерком;
Пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета;
Подчеркивая основные обозначения, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки выполнять аккуратно карандашом (или ручкой), по необходимости - с применением линейки.
Поля в тетрадях отводятся по усмотрению учителя, не используются для рабочих заметок
Основными видами классных и домашних работ являются учебные работы, которые проводятся в письменной форме:
Задания, в т.ч. тестовые, работы с историческими документами;
Письменные ответы на вопросы, помещенные в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах;
Составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем.
Дата выполнения учебной работы записывается цифрами на полях тетради. При выполнении классных работ слова "Классная работа" не пишутся, а сразу записывается тема урока на той строке, где на полях записана дата проведения урока. Тетради учеников, в которых выполняются учебные работы, проверяются выборочно во всех классах, но не реже, чем раз в месяц. При проверке тетради учитель подчеркивает (зачеркивает) ошибку, записывает правильный вариант ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета; также он исправляет допущенные учащимися грамматические, орфографические, речевые и иные ошибки.
По результатам проверки тетрадей по усмотрению учителя может быть выставлена отметка в тетрадь, в классный журнал и в дневник учащегося.