Программа 95. Дает объяснения
Сядьте на стул напротив ребенка и добейтесь внимания. Покажите картинку, изображающую какое-нибудь событие или примечательный случай. Например: «Дети лепят снеговика», «Кухня», «Пляж» и т.п. Задайте ребенку вопрос по картинке. Например: «Какое это время года?» После того, как ребенок ответит «Зима», задайте ему вопрос: «Откуда ты знаешь что зима?» Помогите дать объяснение: «Потому что на земле лежит снег». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Вопрос: «Откуда ты знаешь …?» | Ответ: Дает объяснение | дата введения | дата усвоения |
1. Картинка «День рождения» Спросите: «Что они делают?» «Откуда ты знаешь, что это день рождения?» | «Отмечают День рождения». «Потому что она задувает свечи и у всех праздничные шапочки | _ | _ |
2. Картинка «Парк» Спросите: «Как называется это место?» «Откуда ты знаешь, что это парк?» | «Это парк». «Потому что там есть горка и детский городок». | _ | _ |
3. Картинка «Улыбающаяся девочка» Спросите: «Как она себя чувствует?» «Как ты догадался, что она счастлива?» | Она счастлива». «Потому что она улыбается» | _ | _ |
4. Картинка «Девочка в купальнике» Спросите: «Куда она собирается?» «Откуда ты знаешь, что она пойдет плавать?» | «Плавать». «Потому, что на ней купальник» | _ | _ |
Обобщайте навыки в разных ситуациях. Увидев мальчика с ракеткой, спросите: «Куда идет мальчик?» ─ «Играть в теннис». – «Откуда ты знаешь, что он будет играть в теннис?» ─ «У него ракетка».
Программа 96. Исключает предмет по признаку и категории
По признаку
Разместите перед ребенком на столе несколько предметов, отличающихся по признаку. Дайте инструкцию: «Дай мне что-нибудь не… (признак). Например: «Дай мне что-нибудь не желтого цвета» или «Дай мне что-нибудь не маленькое» или «Дай мне то, что на ощупь не мягкое». Помогите ребенку дать вам в руки правильно выбранный предмет. Закрепляйте действия. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
Затем чередуйте эту инструкцию с противоположной: «Дай мне то, что желтого цвета».
По категории.
Разместите перед ребенком на столе несколько предметов, отличающихся по категориям. Дайте инструкцию: «Дай мне что-нибудь не… (категория). Например: «Дай мне что-нибудь не из еды» или «Дай мне что-нибудь, что не является животным» или «Дай мне то, что не является фруктом». Помогите ребенку дать вам в руки правильно выбранный предмет. Закрепляйте действия. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
Инструкция (1-2) «Дай мне что-нибудь, но не …» | Ответные действия (1-2) Ребенок подает правильно предмет | дата введения | дата усвоения |
1. По признаку | _ | _ | _ |
2. По категории | _ | _ | _ |
Начинайте с простого. Для примера, положите четыре предмета – три одинаковых, один отличный (три мяча и чашка) на стол и дайте инструкцию: «Дай мне что-нибудь, но не мяч». Впоследствии меняйте задание: «Что из этих предметов не является мячом?»
Программа 97. Дает определения (Люди и Места и Предметы)
Люди.
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и задайте вопрос ребенку «Что такое … (название представителя какой-либо профессии, например, библиотекарь)?» Помогите ребенку определить функции человека этой профессии и ответить: «Тот, кто работает в библиотеке». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Места.
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и скажите ребенку: «Что такое … (название места, например, библиотека)?» Помогите ребенку определить функции места и ответить: «Это место, где я беру книги». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Предметы.
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и скажите ребенку: «Что такое … (что-нибудь, например, книга)?» Помогите ребенку определить назначение предмета и ответить: «Это то, что ты читаешь». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
По очереди №1, №2 и №3.
Вопрос (1-4) «Что такое …?» | Ответ (1) Определяет представителя той или иной профессии (2) Определяет место (3) Определяет предмет (4) По очереди (1), (2) или (3) | дата введения | дата усвоения |
Примеры: 1. Пожарник Пожарное депо Пожарная машина 2. Врач Больница Лекарство 3. Учитель Школа Доска | «Тот, кто тушит пожары». «Место, где живут пожарные». «Машина, на которой ездят пожарные». «Тот, кто дает лекарство, когда я болею». «Место, куда ходят люди, когда болеют». «То, что я пью, когда я болею». «Тот, кто меня учит». «Место, куда я хожу учиться». «Это, на чем мы пишем в школе» | _ | _ |
Используйте картинки с изображением представителей профессий, мест и предметов.