Толкование Священного Писания Ветхого Завета Господом Иисусом Христом.
Ко времени рубежа Двух Заветов существовало различное истолкование Священного Писания саддукеями, фарисеями, ессеями и самарянами, что давало Спасителю возможность обратить и к современным Ему пастырям ветхозаветной Церкви следующий упрек: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22, 29). Во Своих поучениях Спаситель часто ссылался на Священное Писание, изъясняя его подлинный смысл. Согласно Его поучениям, все Священное Писание Ветхого Завета было предуказанием на грядущего Мессию, и исполнилось оно именно в Его служении.
Раскрывая превосходство Своего учения перед ветхозаветным (Мф. 57 глл.), Иисус Христос признавал, в то же время, незыблемыми ветхозаветные догматы в глазах христиан: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:18). А Себя их исполнителем Он признавал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5:17). Он признавал Свое служение, до крестной смерти и воскресения включительно, исполнением ветхозаветных писаний: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24:25-27).
Во Своих речах Иисус Христос весьма часто приводил ветхозаветные изречения, как обоснования и оправдания Своих действий (Мф. 12:25; 15, 4, 79; 19:4; 21:23; 22, 32, 37 и мн. др.), как пророчества, исполнившиеся и имевшие на Нем исполниться и подтверждавшие Его Мессианское достоинство (Мф. 15:24; 16:27; 21:4144; 22:4245; 24, 15, 30; 26:24; Лк. 4:21 и др.).
Кроме пророчеств и их точного исполнения в новозаветные времена, Иисус Христос нередко приводил ветхозаветные прообразы и указывал на их исполнение на Себе и в Своем служении. Таковы: служение пророка Ионы и его трехдневное пребывание во чреве кита (Лк. 11:2930), покаяние ниневитян (Мф. 12:41), состояние людей перед потопом (Мф. 24:37), повешенный Моисеем медный змий (Ин. 3:14) и пр.
Вообще, Ветхий Завет, по учению Иисуса Христа, имел смысл и значение для человечества не сам по себе, а как предуказание и приготовление к Новому Завету, принесшему обещанное и ожидаемое в Ветхом и исполнившееся в Новом Завете спасение людей (Ин. 8:56).
По Своем Воскресении Иисус Христос не только изъяснил апостолам сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27), но и отверз им ум к разумению Писаний (Лк. 24, 45), положив тем самым Богооткровенное основание христианской экзегетике. Так, евангелист Матфей многие события в земной жизни Спасителя считает исполнением ветхозаветных пророчеств, апостол Павел в своих посланиях истолковал многие места Ветхого Завета, объясняя, как они исполнились в жизни Иисуса Христа и основанной Им Церкви. Проповедь Господа Иисуса Христа давала возможность слушающим обрести истинное понимание Бога, открывшего Свою волю в проповеди Христа, в то время как не принимавшие Христа видели в Его провозвестии опасность для ветхозаветного откровения. Учение Христово не только отменяет ветхозаветный обрядовый закон, но и увеличивает в ряде случаев их нравственные требования (Мф 5. 38). Такой подход к ветхозаветному откровению хорошо демонстрируют антитезы Нагорной проповеди, т.е. высказывания, которые вводятся словами: «Вы слышали, что сказано древним … а Я говорю вам…». Отчасти Христос соглашается с законом, но углубляет его положения (об убийстве и гневе (1я антитеза), о прелюбодеянии (2я антитеза) и любви к врагу (6я антитеза)), однако мн. заповеди о разрешении на развод (3я антитеза), о допущении клятвы (4я антитеза) и о воздаянии Иисус Христос столь же абсолютно отвергает. буквально истолковывая ветхозаветные пророчества, Христос нередко приводит их как обоснование Своих действий (Мф 12. 25; 15. 4, 79; 19. 4; 21. 23; 22. 32, 37 и др.) или как подтверждение Своего мессианского достоинства (Мф 15. 24; 16. 27; 21. 4144; 22. 4245; 24. 15, 30; 26. 24; Лк 4. 21; 24. 46). Он указывает в событиях израильской истории прообразы, нашедшие исполнение в Нем и Его служении. Так, Он упоминает служение прор. Ионы и его трехдневное пребывание во чреве кита (Лк 11. 2930), покаяние ниневитян (Мф 12. 41), состояние людей перед потопом (Мф 24. 37) и др. события ветхозаветной истории. В целом Ветхий Завет рассматривается Им как приготовление к Новому, принесшему обещанное в Ветхом и исполнившееся в Новом Завете спасение людей (Ин 8. 56).