Природа языка. Взаимоотношение языка и общества. Витлинская Татьяна Дмитриевна – 723 аудитория среда
Языкознание
Витлинская Татьяна Дмитриевна – 723 аудитория среда
Электронная почта [email protected]
15.02.2012
Учебные пособия:
1. Пособие по введению в языкознание – там есть список вопросов – автор Витлинская Татьяна Дмитриевна
2. Учебник введение в языкознание Ю. С. Маслов
3. Гируцкий – введение в языкознание.
4. А. А. Реформатский – введение в языковедение
5. Словарь «Языкознание»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отрасли языкознания (табличка)
Языкознание:
1. Теоретическое
2. Прикладное:
a. Общее
b. Частное:
i. Синхроническое (описательное)
ii. Диахроническое (историческое)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 1: Языкознание как наука. Что такое наука о языке. Важнейшие вопросы которые решает языкознание. Виды человеческого общения. Функции языка. Разница между «язык» и «речь».
Что такое наука «языкознание»
Язык – это важнейшее средство человеческого общения, используемое для выражения мыслей, воли, чувств, а так же для достижения взаимопонимания между людьми.
Наука о языке = языкознание = языковедение = лингвистика (лингво - язык)
Языкознание - Это наука, изучающая языки. Но языки в глобальном смысле, которые и сейчас существуют, существовала и даже те которые могут возникнуть в будущем. Их природу, сущность, а так же общие характеристики различных конкретных языков.
Задача языкознания – сравнение различных языков.
Языкознание – 2 категории –
1. Теоретическое
2. Прикладное.
Теоретическое языкознание:
1. Частное – изучает различные аспекты отдельно взятых языков или групп родственных языков. Не родственные здесь не могут изучаться. Родственные языки– например кельтские языки – валлийский, ирландский, бретонский язык.
2. Общее – исследует природу и сущность языка, проблемы его происхождения, общие законы развития и функционирования, разрабатывает методы исследования языков. Одной из важнейших задач – разработка терминологического аппарата науки.
Языкознание включает в себя науки - фонетику, грамматику, диалектологию, лексикологию и т.д.
Частное языкознание:
1. Синхроническое – описательное. Описывает и изучает устройство и работу языка в определенный период его существования на определенной территории. Существует описательная лексикология современного русского языка, существует описательный синтаксис древнегреческого языка, описательная фонетика французского языка 17-18 языка.
2. Диахроническое – историческое. Оно прослеживает развитие языка на протяжении отрезка времени. Существует сравнительная лексикология английского языка.
Прикладное языкознание – возникло из практических потребностей людей, применения языка в различных аспектах жизни. Решает задачи как частного, так и общего языкознания. Вопросы – создание, сохранение и усовершенствование письма (На территории Великобритании – воссоздание письма на валлийском языке), обучению письму, культуре речи, чтению, иностранному языку, создание системы автоматического перевода.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы, которое решает языкознание:
1. Природа языка
2. Структура, строение языка
3. Система языка
4. Развитие языка
5. Связь с другими науками
6. Решение практических задач
7. Методы исследования языка
8. Классификация и типология языков
9. Возникновение и развития письма
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ü Проблема природы языка – принадлежит ли язык к явлению физическому или психическому, общественное или,
ü сущность языка – что выделяет язык.
ü Структура и строение языка – главные стороны языка.
ü Система языка – многочисленные связи и отношения, которыми составные части и элементы языковой структуры объединены в единое целое.
ü Проблемы развития языка в связи с развитием человеческого коллектива – этапы, пройденные с начала развития, когда возникла речь.
ü Возникновение и развития письма – как возникли и что представляют виды письма, его сущность, какие алфавиты есть и как сложились.
ü Классификация и типология языков – могут ли быть языки объединены в группы, классы, разряды.
ü Методы исследования языка – делятся на группы, метода варьируются с течением времени.
ü Проблема приложения научных знаний о языке к решению различных практических задач – прикладная лингвистика.
ü Связь языкознания с др. науками – языкознание входит в систему наук о человеческом обществе и культуре наряду с социологией, археологии, этнографией, т. к. язык – явление общественно-историческое. Оно связано с логикой и психологией, с физиологией высшей нервной деятельностью, с антропологией, с поэтикой и литературоведением, фольклористикой, с акустикой, с педагогикой, теории информацией, методикой, медициной, кибернетикой.
22.02.2012
Виды общения
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Виды общения:
1. Вербальное (языковое)
2. Невербальное (неязыковое)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Единицами языка являются знаки – простые и сложные. И к числу этих звуков можно причислять слова, морфемы, звуки, предложения, словосочетания.
Знак – это любой материальный носитель социальной информации. Знаки – дым костра, цветок на окне. Вне условий о договоренности о том что они могут обозначать, они не являются знаковыми.
Все единицы языка являются знаками по своему существу. Они используются в целях общения для передачи социальной информации. Язык – это исторически возникший и развивающийся знаковый сложный механизм общения.
В Мексике использовался язык свиста. В Африке – язык барабанов. Для перекодирования языка существует дополнительные средства общения и выражения мысли.
Дополнительные средства общения бывают:
1. Звуковые
2. Письменные
В зависимости от того какие знаки используются для передачи информации:
1. Вспомогательные языки – ручная и точечная азбука для людей, потерявших слух и зрение.
2. Специализированная система сигнализации – азбука Морзе, дорожные знаки. Сигнализация флагами и ракетами,
3. Научная символика – математическая символика, химическая символика, логическая символика,.
Вербальное общение – это общение осуществляемое по средствам звукового языка представляющее собой такой обмен информацией при котором происходит сообщение каких то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслей по поводу этих фактов. Нужно 2 человека –адресат и продуцент.
Невербальное общение – оно представлено не произвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, жестикуляции, изменения тембра голоса, его дрожи.
Алан Пиз – язык жестов и телодвижений.
Функции языка:
1. Коммуникативная
2. Мыслеформирующая
3. Когнитивная = экспрессивная
4. Аккумулятивная
Самая важная – коммуникативная, т.к. язык дает возможность понять друг друга и наладить совместную деятельность.
Журавлев – Звук и смысл
Экспрессивная – передача и сохраненения определенного содержания
Аккумулятивная – отражение и сохранение знаний.
Соотношение понятий «язык» и «речь»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Речевая деятельность: Языковая система (язык):
1. Акты говорения 1.Система единиц (инвентарь)
2. Акты понимания 2. Система правил
Тексты высказывания
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Язык – это система материальных единиц (слов) служащих для общения людей и отражаемых в сознании языкового коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств и желаний. Если бы они были привязаны к желаниям, чувствам, желаниям , они бы не универсальным способом общениям.
Слова не привязаны к конкретному тексту и высказыванию. За ними закреплены обще народные значения.
Люди чтобы выразить свою мысль объединяют определенные единицы языка со своими мыслями, чувствами и эмоциями.
Речь – это язык в действии в процессе применения для выражения конкретного содержания.
Если язык это исторически сложившийся знаковый механизм общений, то речь это последовательность знаков языка сложенная по его законов, из его материала и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания. Речь – это частное, то язык – это общее. Они едины и различны.
Язык – это языковая система, т. к она отвлечена от реального использования.
Речь – это речевая деятельность.
Система единиц изложена в словарях.
Система правил – это грамматика. Это скелет.
Взаимоотношения языка и мышления
Мышление как способность мыслить и рассуждать давать оценки может быть
1. Образная – живость восприятия. Живопись и музыка
2. Техническая – образ и понятий связано с техникой.
3. Логическая – построение суждений
Язык материализует сознание. Формирует и выражает мысли.
Язык и общество
29.02.2012
Природа языка
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Природа языка:
1. Биологическая
2. Психическая
3. Социальная
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дифференциация языка
Язык:
1. Местные диаkекты
2. Говоры
3. Профессиональная лексика
4. Жаргоны/Арго
5. Литературный язык:
a. Письменная форма
b. Устная форма
Февраля 2012 года
Природа языка. Взаимоотношение языка и общества
Природа языка:
1. Биологическая
2. Психическая. В соответствии с этой теории ученые сочли язык явлением психическим – выражением духа. Если бы это было так, то он развивался самостоятельно независимо от других.
3. Социальная.
Классификация языков:
1. Литературный – вариант общенародного языка, признаваемый как образцовый. Есть письменная и устная формы. Типично наличие специально применяемых правил – норм, которым обучают в школе. Письменные формы строго регламентированы. Орфоэпические нормы – нормы правильного произношения. Сквалыга – что-то вроде скряги. Кумекать, оттяпать, евоный. Литературный язык, обслуживающий несколько народов, имеет варианты: есть английский, американский и т.д.
2. Местные диалекты. Диалект не образует языка. Местный диалект – это совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей, распространенных на той или иной территории.
3. Более дробные диалекты – говоры. «Оканье» и «аканье». Произношение неударных гласных. В некоторых районах России произносят слово «лозг». Диалектология – наука о диалектах. Социолингвистика.
4. Профессиональная лексика, жаргоны, арго. Молодежный сленг. Детская речь. Арго: стеклоочистители – дворники.
Стилистические различия в языке
Языковые стили:
· Высокий. «Година», возмездие, обуять, осенить, краеугольный камень.
· Научный. Специальная терминология, а также такие слова и выражения, как: состоять из, подразделяться на и т.д. некоторые из выражений употребляются и в газетах.
· Нейтральный
· Официально-деловой. Проживать, место жительства и т.д. страдательные конструкции.
· Научно-популярный
· Разговорный. Особенности лексики: проныра, пустомеля, ляпнуть, качать права, без году неделя, печка, картошка, надо. В грамматике: простые предложения, неполные, недосказанные.
Стили произношения:
ü Полный. Четкое выговаривание всех слов.
ü Разговорный.
Стороны знака
Означаемое/сигнификат/понятие/содержание
Означающее/сигнификант/экспонент/выражение
Означаемое (сигнификат) и означающее (сигнификант)
Означаемое – место занято. Оставленная сумка – означающее.
Свойства знаков:
ü Доступность восприятия со стороны адресата, свойство перцептивности
ü Свойство информативности. Он должен нести информацию об объекте.
Связь между означаемым и означающем условна.
Реалия – совокупность свойств объекта.
Понятие – смысл имени.
Имя –
Марта 1012 года
Факторы, влияющие на связь означаемого и означающего
Конвенциальная/арбитрарная связь:
· Звукоподражание
· Звуковой символизм
· Словообразовательная мотивированность
· Семантическая мотивированность
Конвенциональность –условность.
Звукоподражание – это условное подражание звучаний окружающей действительности звуковыми средствами языка. В каждом языке они разные.
Звуковой символизм – это закономерная, непроизвольная, фонетически мотивированная связь между фонемами слова и незвуковыми признаками (мотивом). Пример: идиофомы особенно часто обозначают виды движения, форму, величину, удаленность объекта. Это еще и слова, в которых связь оказалась ослабленной. Система языка образует звукоизобразительную систему языка.
Словообразовательная мотивированность. Словообразование слов – на базе однокоренных слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью словообразовательных средств. Желтизна – желтый.
Семантика – все содержание, передаваемое языком или какой-то его единицей. Семантическая мотивированность – понятийная мотивированность. Это синонимы. Моральный – нравственный.
Классификация знаков
По принципу знакообразования:
· Первичного означивания
· Вторичного означивания
По законченности и незаконченности процесса порождения законченных высказываний:
· Полные - предложения
· Неполные – словосочетания
По соотнесенности и несоотнесенности с речью
· Слово-лексема – отдельное слово
· Словоупотребление – актуализированный расчлененный знак в составе высказывания
· Сочетание слов – относительно семантически разделенный знак
По совокупности основных признаков:
· Характеризующие. Это полнозначные слова
· Дейктические. Указательные, личные местоимения.
· Заместительные. Отрицательные, неопределенные, вопросительные местоимения.
· Идентифицирующие. Имена собственные.
· Связочные. Предлоги и союзы.
· Квантитативные. Это числительные.
Членение речевого высказывания и основные единицы языка
Членение речевого высказывания:
1. Фон
2. Морф
3. Слово
4. Предложение
5. Высказывание
Свойства языкового знака:
· Дифференциальная природа
· Возможность отсутствия у знака материального означающего
· Двухсторонний характер знака
· Случайный, условный характер связи означаемого и означающего
· Устойчивость во времени