Природа языка. Взаимоотношение языка и общества. Витлинская Татьяна Дмитриевна – 723 аудитория среда

Языкознание

Витлинская Татьяна Дмитриевна – 723 аудитория среда

Электронная почта [email protected]

15.02.2012

Учебные пособия:

1. Пособие по введению в языкознание – там есть список вопросов – автор Витлинская Татьяна Дмитриевна

2. Учебник введение в языкознание Ю. С. Маслов

3. Гируцкий – введение в языкознание.

4. А. А. Реформатский – введение в языковедение

5. Словарь «Языкознание»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отрасли языкознания (табличка)

Языкознание:

1. Теоретическое

2. Прикладное:

a. Общее

b. Частное:

i. Синхроническое (описательное)

ii. Диахроническое (историческое)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 1: Языкознание как наука. Что такое наука о языке. Важнейшие вопросы которые решает языкознание. Виды человеческого общения. Функции языка. Разница между «язык» и «речь».

Что такое наука «языкознание»

Язык – это важнейшее средство человеческого общения, используемое для выражения мыслей, воли, чувств, а так же для достижения взаимопонимания между людьми.

Наука о языке = языкознание = языковедение = лингвистика (лингво - язык)

Языкознание - Это наука, изучающая языки. Но языки в глобальном смысле, которые и сейчас существуют, существовала и даже те которые могут возникнуть в будущем. Их природу, сущность, а так же общие характеристики различных конкретных языков.

Задача языкознания – сравнение различных языков.

Языкознание – 2 категории –

1. Теоретическое

2. Прикладное.

Теоретическое языкознание:

1. Частное – изучает различные аспекты отдельно взятых языков или групп родственных языков. Не родственные здесь не могут изучаться. Родственные языки– например кельтские языки – валлийский, ирландский, бретонский язык.

2. Общее – исследует природу и сущность языка, проблемы его происхождения, общие законы развития и функционирования, разрабатывает методы исследования языков. Одной из важнейших задач – разработка терминологического аппарата науки.

Языкознание включает в себя науки - фонетику, грамматику, диалектологию, лексикологию и т.д.

Частное языкознание:

1. Синхроническое – описательное. Описывает и изучает устройство и работу языка в определенный период его существования на определенной территории. Существует описательная лексикология современного русского языка, существует описательный синтаксис древнегреческого языка, описательная фонетика французского языка 17-18 языка.

2. Диахроническое – историческое. Оно прослеживает развитие языка на протяжении отрезка времени. Существует сравнительная лексикология английского языка.

Прикладное языкознание – возникло из практических потребностей людей, применения языка в различных аспектах жизни. Решает задачи как частного, так и общего языкознания. Вопросы – создание, сохранение и усовершенствование письма (На территории Великобритании – воссоздание письма на валлийском языке), обучению письму, культуре речи, чтению, иностранному языку, создание системы автоматического перевода.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопросы, которое решает языкознание:

1. Природа языка

2. Структура, строение языка

3. Система языка

4. Развитие языка

5. Связь с другими науками

6. Решение практических задач

7. Методы исследования языка

8. Классификация и типология языков

9. Возникновение и развития письма

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ü Проблема природы языка – принадлежит ли язык к явлению физическому или психическому, общественное или,

ü сущность языка – что выделяет язык.

ü Структура и строение языка – главные стороны языка.

ü Система языка – многочисленные связи и отношения, которыми составные части и элементы языковой структуры объединены в единое целое.

ü Проблемы развития языка в связи с развитием человеческого коллектива – этапы, пройденные с начала развития, когда возникла речь.

ü Возникновение и развития письма – как возникли и что представляют виды письма, его сущность, какие алфавиты есть и как сложились.

ü Классификация и типология языков – могут ли быть языки объединены в группы, классы, разряды.

ü Методы исследования языка – делятся на группы, метода варьируются с течением времени.

ü Проблема приложения научных знаний о языке к решению различных практических задач – прикладная лингвистика.

ü Связь языкознания с др. науками – языкознание входит в систему наук о человеческом обществе и культуре наряду с социологией, археологии, этнографией, т. к. язык – явление общественно-историческое. Оно связано с логикой и психологией, с физиологией высшей нервной деятельностью, с антропологией, с поэтикой и литературоведением, фольклористикой, с акустикой, с педагогикой, теории информацией, методикой, медициной, кибернетикой.

22.02.2012

Виды общения

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Виды общения:

1. Вербальное (языковое)

2. Невербальное (неязыковое)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Единицами языка являются знаки – простые и сложные. И к числу этих звуков можно причислять слова, морфемы, звуки, предложения, словосочетания.

Знак – это любой материальный носитель социальной информации. Знаки – дым костра, цветок на окне. Вне условий о договоренности о том что они могут обозначать, они не являются знаковыми.

Все единицы языка являются знаками по своему существу. Они используются в целях общения для передачи социальной информации. Язык – это исторически возникший и развивающийся знаковый сложный механизм общения.

В Мексике использовался язык свиста. В Африке – язык барабанов. Для перекодирования языка существует дополнительные средства общения и выражения мысли.

Дополнительные средства общения бывают:

1. Звуковые

2. Письменные

В зависимости от того какие знаки используются для передачи информации:

1. Вспомогательные языки – ручная и точечная азбука для людей, потерявших слух и зрение.

2. Специализированная система сигнализации – азбука Морзе, дорожные знаки. Сигнализация флагами и ракетами,

3. Научная символика – математическая символика, химическая символика, логическая символика,.

Вербальное общение – это общение осуществляемое по средствам звукового языка представляющее собой такой обмен информацией при котором происходит сообщение каких то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслей по поводу этих фактов. Нужно 2 человека –адресат и продуцент.

Невербальное общение – оно представлено не произвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, жестикуляции, изменения тембра голоса, его дрожи.

Алан Пиз – язык жестов и телодвижений.

Функции языка:

1. Коммуникативная

2. Мыслеформирующая

3. Когнитивная = экспрессивная

4. Аккумулятивная

Самая важная – коммуникативная, т.к. язык дает возможность понять друг друга и наладить совместную деятельность.

Журавлев – Звук и смысл

Экспрессивная – передача и сохраненения определенного содержания

Аккумулятивная – отражение и сохранение знаний.

Соотношение понятий «язык» и «речь»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Речевая деятельность: Языковая система (язык):

1. Акты говорения 1.Система единиц (инвентарь)

2. Акты понимания 2. Система правил

Тексты высказывания

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Язык – это система материальных единиц (слов) служащих для общения людей и отражаемых в сознании языкового коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств и желаний. Если бы они были привязаны к желаниям, чувствам, желаниям , они бы не универсальным способом общениям.

Слова не привязаны к конкретному тексту и высказыванию. За ними закреплены обще народные значения.

Люди чтобы выразить свою мысль объединяют определенные единицы языка со своими мыслями, чувствами и эмоциями.

Речь – это язык в действии в процессе применения для выражения конкретного содержания.

Если язык это исторически сложившийся знаковый механизм общений, то речь это последовательность знаков языка сложенная по его законов, из его материала и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания. Речь – это частное, то язык – это общее. Они едины и различны.

Язык – это языковая система, т. к она отвлечена от реального использования.

Речь – это речевая деятельность.

Система единиц изложена в словарях.

Система правил – это грамматика. Это скелет.

Взаимоотношения языка и мышления

Мышление как способность мыслить и рассуждать давать оценки может быть

1. Образная – живость восприятия. Живопись и музыка

2. Техническая – образ и понятий связано с техникой.

3. Логическая – построение суждений

Язык материализует сознание. Формирует и выражает мысли.

Язык и общество

29.02.2012

Природа языка

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Природа языка:

1. Биологическая

2. Психическая

3. Социальная

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дифференциация языка

Язык:

1. Местные диаkекты

2. Говоры

3. Профессиональная лексика

4. Жаргоны/Арго

5. Литературный язык:

a. Письменная форма

b. Устная форма

Февраля 2012 года

Природа языка. Взаимоотношение языка и общества

Природа языка:

1. Биологическая

2. Психическая. В соответствии с этой теории ученые сочли язык явлением психическим – выражением духа. Если бы это было так, то он развивался самостоятельно независимо от других.

3. Социальная.

Классификация языков:

1. Литературный – вариант общенародного языка, признаваемый как образцовый. Есть письменная и устная формы. Типично наличие специально применяемых правил – норм, которым обучают в школе. Письменные формы строго регламентированы. Орфоэпические нормы – нормы правильного произношения. Сквалыга – что-то вроде скряги. Кумекать, оттяпать, евоный. Литературный язык, обслуживающий несколько народов, имеет варианты: есть английский, американский и т.д.

2. Местные диалекты. Диалект не образует языка. Местный диалект – это совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей, распространенных на той или иной территории.

3. Более дробные диалекты – говоры. «Оканье» и «аканье». Произношение неударных гласных. В некоторых районах России произносят слово «лозг». Диалектология – наука о диалектах. Социолингвистика.

4. Профессиональная лексика, жаргоны, арго. Молодежный сленг. Детская речь. Арго: стеклоочистители – дворники.

Стилистические различия в языке

Языковые стили:

· Высокий. «Година», возмездие, обуять, осенить, краеугольный камень.

· Научный. Специальная терминология, а также такие слова и выражения, как: состоять из, подразделяться на и т.д. некоторые из выражений употребляются и в газетах.

· Нейтральный

· Официально-деловой. Проживать, место жительства и т.д. страдательные конструкции.

· Научно-популярный

· Разговорный. Особенности лексики: проныра, пустомеля, ляпнуть, качать права, без году неделя, печка, картошка, надо. В грамматике: простые предложения, неполные, недосказанные.

Стили произношения:

ü Полный. Четкое выговаривание всех слов.

ü Разговорный.

Стороны знака

Означаемое/сигнификат/понятие/содержание

Означающее/сигнификант/экспонент/выражение

Означаемое (сигнификат) и означающее (сигнификант)

Означаемое – место занято. Оставленная сумка – означающее.

Свойства знаков:

ü Доступность восприятия со стороны адресата, свойство перцептивности

ü Свойство информативности. Он должен нести информацию об объекте.

Связь между означаемым и означающем условна.

Реалия – совокупность свойств объекта.

Понятие – смысл имени.

Имя –

Марта 1012 года

Факторы, влияющие на связь означаемого и означающего

Конвенциальная/арбитрарная связь:

· Звукоподражание

· Звуковой символизм

· Словообразовательная мотивированность

· Семантическая мотивированность

Конвенциональность –условность.

Звукоподражание – это условное подражание звучаний окружающей действительности звуковыми средствами языка. В каждом языке они разные.

Звуковой символизм – это закономерная, непроизвольная, фонетически мотивированная связь между фонемами слова и незвуковыми признаками (мотивом). Пример: идиофомы особенно часто обозначают виды движения, форму, величину, удаленность объекта. Это еще и слова, в которых связь оказалась ослабленной. Система языка образует звукоизобразительную систему языка.

Словообразовательная мотивированность. Словообразование слов – на базе однокоренных слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью словообразовательных средств. Желтизна – желтый.

Семантика – все содержание, передаваемое языком или какой-то его единицей. Семантическая мотивированность – понятийная мотивированность. Это синонимы. Моральный – нравственный.

Классификация знаков

По принципу знакообразования:

· Первичного означивания

· Вторичного означивания

По законченности и незаконченности процесса порождения законченных высказываний:

· Полные - предложения

· Неполные – словосочетания

По соотнесенности и несоотнесенности с речью

· Слово-лексема – отдельное слово

· Словоупотребление – актуализированный расчлененный знак в составе высказывания

· Сочетание слов – относительно семантически разделенный знак

По совокупности основных признаков:

· Характеризующие. Это полнозначные слова

· Дейктические. Указательные, личные местоимения.

· Заместительные. Отрицательные, неопределенные, вопросительные местоимения.

· Идентифицирующие. Имена собственные.

· Связочные. Предлоги и союзы.

· Квантитативные. Это числительные.

Членение речевого высказывания и основные единицы языка

Членение речевого высказывания:

1. Фон

2. Морф

3. Слово

4. Предложение

5. Высказывание

Свойства языкового знака:

· Дифференциальная природа

· Возможность отсутствия у знака материального означающего

· Двухсторонний характер знака

· Случайный, условный характер связи означаемого и означающего

· Устойчивость во времени

Наши рекомендации