Глава 2. Культура саков по сведениям исторических и археологических источников.
Духовная культура
Саки почитали главным образом Гестию, а потом уже Зевса и Гею. Однако это верование было присуще причерноморским скифам. Так как те, имели обширные связи с причерноморскими греками. Было развиты жертвоприношения, то есть на всех празднествах они убивают животное так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его. При этом огня не возжигают и не начинают посвящения или возлияния. После того как жертва задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса. Так как в Скифии чрезвычайно мало леса, то для варки мяса скифы придумали вот что. Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы местного изделия. Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и на них производят варку. Если же у них нет такого котла, тогда все мясо кладут в желудки животных, подливают воды и снизу поджигают кости. Кости отлично горят, а в желудках свободно вмещается очищенное от костей мясо. Таким образом, бык сам себя варит, как и другие жертвенные животные. Когда мясо сварится, то приносящий жертву посвящает божеству часть мяса и внутренностей и бросает их перед собой на землю. Основным жертвенным животным - был конь, также были и другие животные. Кроме свиней, так как саки вообще отказывались не то что приносить их в жертву, но еще и разводить не хотели. У скифов есть много предсказателей, гадают они с помощью множества ивовых прутьев. То есть приносят связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают. Этот способ гадания у них унаследован от предков. То есть сакские прорицатели активно использовали магию и некоторые аспекты шаманизма. Также, они лечили помимо царя и других людей, в случае ошибки, их казнили.
Все женщины обладали равными с мужчинами правами. Например были такие выдающиеся царицы Томирис и Зарина. Если первая была известна тем, что победила персов. То вторая, известна тем, что установила мир между саками и мидянами. Все девушки с 13 лет обучались воинскому искусству. Когда мужчины были на войне, женщины охотились на животных и добывали пропитание не только для себя, но и для мужчин. Также, девушки часто воевали, и если она не проявила себя в бою, то не могла выйти замуж.
Звериный стиль и его ареал распространения был велик. Во всех типах сакских культур прослеживаются особый «скифский облик» - который называют скифской триадой – формы оружия, конское снаряжение и «звериный стиль». Звериный стиль неотъемлемая часть скифского облика, и обязательный диагностический признак культуры саков. Звериный стиль той эпохи имеет свои специфические свойства и черты, который выделяют его из всех совокупностей изображений животных. К основным особенностям относятся: 1)анимализм - изображения животных господствует во всем декоративно-прикладном искусстве.2) зооморфные животные невелики по размеру. 3) давно установлены те художественные особенности ранее кочевничьих памятников. [7.cтр.5-10] Для них типичными являются особые приемы схематизации: 1) плоскостное членение туловища животного 2) передача когтей, ушей, глаз, деталей животных геометрическими узорами3) придание фигурам условных поз и поворотов. Одной из наиболее яркой особенностью, являлось стилистический прием. Этот прием состоял в том, что в основной мотив включались отдельные части тел других животных. Возможно, звериный стиль исчезает после заката эпохи сако-массегетов, и он сменяется орнаментальным периодом времен хунну. Конечно, зооморфные изображения встречаются в археологических памятниках средневековья, но они являются редкими вставками в само изображение события. Звериный стиль охватывал такие территории как: Казахстан, Причерноморье, Среднею Азию, центральную и южные части России, и другие страны. В Казахстане, в настоящий момент исследования культуры саков и звериного стиля идут полным ходом. [8.стр 142]
Легенды и обычаи
По рассказам саков, их народ моложе всех. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя (сакское). Сами саки считали, что со времен первого царя Таргитая и до вторжения Дария 1, прошло 1000 лет. Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов. Человеческая кожа, действительно, толста и блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с вражеского трупа, натягивают ее на доски и затем возят ее с собой на конях.
Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши. Так скифы поступают даже с черепами своих родственников (если поссорятся с ними и когда перед судом царя один одержит верх над другим). При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием.
Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом.
Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Например ясно дает понять судьба Скила – его отец был скифским царем, а мать гречанкой. То есть она воспитала его по гречански, и поэтому Скил став царем, тяготился сакской жизни. И судьба уготовила ему печальный конец – народ поднял восстание против него, и Скил был убит своим братом. Саки уважают свои обычаи, и жестокая кара будет тому, кто посмеет заимствовать чужие обычаи и традиции.