Глава I. Специфика путевых заметок как исторических источников

1.1 Очерк историографии

Прежде чем обратиться к описанию путевых заметок и их специфике, нам необходимо отметить тех исследователей, кто достиг значительных успехов в изучении ирландских травелогов. Ученые, которые занимались и продолжают заниматься данной темой, определяют специфику жанра, пики популярности и пики спадов (хронология), обозначают примерные объемы текстов, много внимания уделяют личности рассказчиков, их социальному и половозрастному составу, маршрутам, способам путешествия и многому другому.

Переходя к личностям данных исследователей, нельзя не упомянуть Дж. Мак-Вэй (1996), автора многочисленных академических трудов и критических антологий. Его вклад в изучении путевых заметок путешественников Ирландии заключается в том, что он один из первых совершил попытку снабдить исследователей понятным и полноценным справочником[7] по ирландской путевой литературе, который позволил ознакомиться с ранее недоступной информацией по различным темам. Отмечая труды путешественников, автор справочника попытался охватить все аспекты ирландского путешествия, показывая как простые описания путешествий, так и редкие, личные записи как известных (и не очень) путешественников. Для удобства работы со справочником автор определил типовые итинерарии путешественников. Сюда включены как крупные города с богатейшей историей (Дублин, Корк), так и небольшие поселения, о которых мало чего известно неискушенному читателю

Цель своего труда исследователь описал весьма скромно: «Книга предлагает снабдить читателя базовой информацией по вопросу ирландских путевых заметок на протяжении 8 веков. Если книга достигнет своей цели, я буду удовлетворен»[8].

Следующим, не менее важным исследователем в данной области является Г. Хупер, автор труда «Путевые заметки и Ирландия, 1760–1860»[9] (2005), который взял массивный корпус текстов британских путешественников в Ирландии, с целью описать их мотивацию, цели и опыт путешествия. Исследователь отмечает низкий уровень изученности путевых заметок данного временного промежутка, и именно поэтому он обращает более пристальное внимание на данную проблему, рассказывая нам о различных путешественниках этого периода, обращая внимание на ключевые моменты данного временного промежутка и эволюцию интересов путешественников. Г. Хупер делит свой труд на 4 главы, каждая из которых посвящена определенной проблеме travel writing.

Первая глава труда посвящена работам двух авторов-предшественников, Джона Буша и Артура Янга, чьи труды дают некое представление о богатом видовом разнообразии травелогов. Данные ученые, пишет Г. Хупер, отметили снижение популярности континентальных путешествий в пользу островных (среди британских путешественников) в XVIII-XIXвв. – созданию жанра «домашнее путешествие», после чего и появились многочисленные исследования Озерного края, Шотландского нагорья и частей Ирландии.

Внимание второй главы уделено текстам путевых заметок, которые были написаны после «Акта об унии 1820 года». Данный акт закрепил союз Королевства Великобритании и Королевства Ирландии, в результате чего было образовано Соединенное Королевство Великобритании и Англии. Данный факт не мог не отразиться на характере путешествий того времени. Британские путешественники оптимистично оценивали будущее страны и высокий потенциал вступления Ирландии в равный союз. Поэтому ранние постсоюзные путешествия оставили после себя в основном оптимистические отчеты, подчеркивающие экономический потенциал Ирландии и преуменьшающие её политическое сопротивление.

Логично предположить, что третья глава посвящена тем путешественникам, которые исследовали Ирландию в 1830-х годах. С целью определить характер травелогов того времени, автор уделяет максимальное внимание трем путешественникам: Китсону Кромвелю, Дж. Фоксу Бургойну и Дж. Барроу (2005) (о личностях путешественников мы будем говорить позже), которые совершали объемные путешествия в конце 1820-х начале 1930-х годов. Труды этих путешественников уже не содержали такой оптимистичной оценки происходящего, они были вынуждены признать, что Содружество не обеспечило желаемую интеграцию и гармонию между двумя островами[10], страна находится все в таком же бедственном положении, какой она была и 30 лет назад. Пытаясь найти средства, которые бы помогли авторам лучше понять Ирландию, авторы пытаются найти причины неудачи союза в самой Ирландии, задаются следующими вопросами: «Являются ли ирландцы неспособными подняться до уровня англичан? Нельзя ли освободить население от зависимости от священников?»[11]. Однако следует отметить, что данные путешественники все еще твердо верили в идею Союза, и собранная ими информация является гарантией того, что даже в данное время Ирландия найдет свое место в Соединенном Королевстве.

Данная глава также содержит массив информации, посвященный путешественникам, которые посетили Ирландию во время Великого Голода. Автор отмечает социальный состав путешественников и цели их визита (об этом – также в данной главе). Во многих отношениях эта тема была настолько ошеломляющей и настолько удручающей как для писателей, так и для читателей, что комментаторы затруднялись сказать что-либо вообще о стране.

Удивителен тот факт, что после катастрофы таких масштабов, наступила эпоха наиболее оптимистичных заметок путешественников. В годы после Великого Голода увеличился поток туристов в страну, которые видели Ирландию как место с огромным экономическим потенциалом. Несмотря на гибель и миграции местного населения, авторы писали о великих возможностях развития земель, о богатых пустующих участках, минеральных ресурсах и дешевой рабочей силе, призывая британских инвесторов к эксплуатации оставшегося местного населения и территорий.

Еще одним, не менее важным исследователем в области travel writing является сотрудник Королевской Ирландской Академии Кристофер Вудс (2010). Его значимый труд «Записки путешественников как источники для ирландских историков»[12] является кладезью знаний для многочисленных историков, занимающихся историей Ирландии.

Во введении он подводит итоги своей работы, рассказывает о специфике travel writing, пишет об огромной важности записок путешественников как первичных источников для местной истории. Автор отмечает, что количество источников данного жанра и их хронология позволяют использовать их в любой области исторического исследования, производить сравнительные или количественные анализы.

Указатель, который Вудс создал с использованием огромного количества путевых записок, представляет собой аннотированный список путешественников, отражающий социальную принадлежность путешественников, их цели, время визита и итинерарий. Кроме того, данный труд снабжен индексом мест, который позволяет быстро находить необходимые путевые заметки по выбранной территории, отмечать пересечения путешествий. Мы не будем подробно останавливаться здесь на содержании труда Вудса и особенности построения его работы, потому что вся эта информация будет отражена в дальнейшем.

1.2 Специфика travel writing: хронология, объем корпуса текстов и его содержание, система аннотирования текстов, маршруты и способы передвижения.

Как уже говорилось выше, К. Вудс считает записки путешественников одними из самых важнейших первичных источников по истории Ирландии. Несмотря на тот факт, что зачастую такие записки могут быть фрагментарными, а путешественники – плохо информированными, предвзятыми и доверчивыми, данный пласт информации является замечательным источником по всем аспектам человеческой жизни, будь то топография, социология, политическая и социально-экономическая жизнь общества, церковная история и многим другим. Другой особенностью путевых заметок является то, что практически никогда путешественники не ставили перед собой цели жестко фиксировать все, чтобы через 100-200 лет по их записям можно было восстановить до мельчайшей детали общество и его жизненный уклад.

Именно поэтому автор выдвигает тезис о необходимости оценки путевых заметок перед их изучением, учитывая ряд факторов: личность путешественника, цели его или ее путешествия и повествования, период и даты поездки, а также его способ передвижения. Еще более важным являются маршрут (итинерарий) и конкретные интересы путешественника.

Помимо этого, исследователь обосновывает хронологию ирландских путешествий; он выдвигает тезис о том, что своего рассвета жанр ирландских травелогов достигает в промежутке между 1775 и 1850 годами[13].Поездки, совершенные в это время, являются многочисленными и информативными. Британские туристы обратились к Ирландии во время Наполеоновской войны (1803-1814), когда континент был закрыт для них. Уже позже, спустя 40 лет, объектом интереса путешественников стало состояние страны во время Великого голода.

Кроме того, такая популярность путешествий в Ирландию была связана и с системами коммуникации тех времен. К 1775 году Ирландия покрылась сетью неплохих по качеству дорог, что привело к активному использованию конных маршрутов. При этом «оскудение» записок путешественников происходит по приближению к 1850 году, когда на замену обычным дорогам приходят дороги железные. Появление паровозов и развитой железнодорожной системы в 30-50 годы XIX века привели к удешевлению процесса поездки, отчего путешествие стало более доступным. С другой стороны, скорости, которые стали развивать паровозы, не давали путешественнику возможности заметить какие-то особенности местности и быта, а также пообщаться с местными жителями.

Как уже говорилось ранее, данный жанр представляет собой массивную выборку текстов путевых заметок разных времен, однако настолько ли объемна эта выборка? В этом нам снова помогут труды К.Вудса и Дж. Мак-Вэй, работы которых представляют огромный интерес для историков-ирландистов.

Ранее упоминаемая работа К. Вудса предоставляет нам возможность поработать с 209 текстами, что резко сделало более доступными исследования в области местной истории Ирландии, ведь проделанная им работа представляет собой подробное введение в полные тексты записок. О системе аннотирования, которую разработал исследователь, мы поговорим позже.

Библиография Дж. Мак-Вэй является более полной, и охватывает 8 веков истории путевых записок, содержит более 2000 наименований работ. Стоит заметить, что в отличие от К. Вудса, труд Мак-Вэй не содержит столь проработанной системы аннотирования, однако в ней имеется очень удобный индекс мест, который позволяет быстро обнаружить необходимые для исследования источники, найти пересечения путешествий и закономерности движения.

Отдельно в данной главе стоит рассказать о том системе аннотирования, которой снабдил свой труд К. Вудс, и которая представляет собой инновационную базу данных, намного более развитую, чем библиография стандартная.

Вместо простого обозначения источников, Вудс дает развернутую картину the traveller’s identity, или же личности путешественника, а также цель путешествия, хронологию, маршрут, способ путешествия и содержание текста. На каждом из этих пунктов есть смысл остановиться поподробнее.

К. Вудс отмечает, что с 1770-х до 1850-х годов - путешественники (или туристы) были типично людьми высшего класса, ездили на свои средства, обычно как посетители. Однако во второй половине девятнадцатого века в путешествия все больше вовлекались и средние классы. К. Вудс пишет о том, что отчеты людей высшего и среднего классов зачастую не полностью отражали реальное состояние экономики и уклада жителей Ирландии ввиду нехватки некой эмпатии к обычным людям и их низкого уровня знаний для понимания людей низшего класса. Однако и здесь имеются исключения: некоторые путешественники целеустремленно отправлялись в путешествие по Ирландии с целью встретиться с представителями низшего сословия. Классическим примером такого путешествия является путешествие миссис Асенат Николсон (1847), которая совершила поездку по сельской местности незадолго до наступления Великого Голода.

С другой стороны, высокое положение путешественников давало им некие привилегии – перед ними открывались двери не только больших домов, но и салонов буржуа. Им также проводили экскурсии в тех местах, куда был запрещен вход людям обычным – в тюрьмы и трудовые дома. Так, например, Дж. Эшворт (1851), английский священнослужитель посетил трудовой дом на побережье Ирландии приблизительно в 1850 году: «Каждый хороший (по погоде) день - нищие, мужчины и женщины, отпускались на берег моря, чтобы искупаться»[14].

Автор отмечает, что из 209 указанных источников, лишь не более 30 человек – выходцы Ирландии. Эти путешественники путешествовали по Ирландии и также составляли отчеты об их поездках, которые были абсолютно нетипичны для любого другого ирландского туриста, вероятно потому, что сами ирландцы не замечали в своей стране ничего нового и удивительного[15].

Немало было и путешественников – религиозных деятелей: из 209 личностей-путешественников 40 являются католиками, и только 7 из этих 40 – ирландскими католиками[16].

Как говорилось ранее, во второй половине XIX века средний класс стал более активно путешествовать по Ирландии. Самым же ранним из известных рабочих, совершивших поездку по территории и оставивших после своего путешествия отчет, был Уильям Рид (2010), сапожник из Томбури, который высадился в Корке в сентябре 1810 года.

Половозрастной состав путешествий также неоднороден: самой ранней женщиной-путешественницей, которая совершила поездку по острову в 1814-1815 гг., стала Анна Плумптр (1817); уже позже, в середине века, женщина-турист перестает быть редкостью: 13 аннотаций содержат в себе сведения о путешествиях женщин[17].

Неудивительно, что многие туристы были писателями, а некоторые из них были обычными туристами. Среди первых были литературные писатели и журналисты (некоторые из них были и писателями, и журналистами); их повествования были так хорошо написаны, что их вполне можно считать литературными произведениями, хотя это не снижает их ценность как исторических источников. Среди типичных туристов были мужчины и женщины, которые неоднократно путешествовали по Ирландии или известны своими отчетами о других землях. Нельзя не упомянуть и отчеты людей неработающих, или наоборот, имевших какую-то четкую цель (военные люди и христианские миссионеры). Автор отмечает, что зачастую такие труды являются малоинформативными и неутешительными, однако они все же не лишены информации абсолютно, чтобы списывать их со счетов. Таким образом, некоторые путешественники более осведомлены, более наблюдательны, чем другие. К примеру Артур Янг (1780), агроном, который также широко путешествовал во Франции и был в Ирландии, чтобы управлять имением, является гораздо более надежным источником сведений о состоянии ирландского сельского хозяйства, чем, например, Маргарет Фрэнсис Диксон (1845), которая, в свою очередь, может нам поведать больше Янга о морских пейзажах и местных древностях, о простых людях – их характере, обычаях и легендах.

Данный сюжет еще раз доказывает, что смысловое содержание травелога напрямую зависит от той цели, которую поставил перед собой путешественник. К. Вудс пишет: «Ни один из исходных материалов, которые обычно используются историками, не был создан для использования историками. Туристическая литература не является исключением»[18]. Из этого высказывания можно сделать вывод о многообразии целей и о том, что цель путешественника определяет в некотором смысле полезность и ценность для изучения историками. Зачастую цель зависит не только от личности человека-путешественника, но также и от времени и событий, которые происходили в Ирландии и в Континентальной Европе.

К примеру, Джон Стивенс[19] (1912), дирижер военного оркестра, путешествовал по Ирландии по своему долгу в 1689-1691 гг., позднее в XVII веке С. Молинекс (1709) и И.Батлер (1744) путешествовали по Ирландии из-за интеллектуального любопытства. Джон Уэсли (1909), в конце XVIII века отправлялся в Ирландию 21 раз, и был одним из первых миссионеров-туристов. Во время Великого Голода люди зачастую отправлялись в Ирландию с целью помочь, другие перемещались с целью выгоды, чтобы найти лучшее место. Кроме того, во время Голода и последующей войны, Ирландия часто привлекала исследователей из-за рубежа. К целям также можно отнести: работу, и совмещение удовольствия от путешествия с целями работы, поддержка связи с семьей, реклама какого-либо места или просто написание заметок для того, чтобы заполнить «вечернюю пустоту»[20]. Зачастую случалось и так, что мотивы известных историкам путешественников вообще не разъяснялись или являлись смешанными.

Как уже говорилось, промежуток с 1775 по 1850 год выделяется К. Вудсом как «золотой век» путевых заметок. Аргументация автора построена на состоянии дорог Ирландии в последней четверти XVIII века, и дальнейший переход на железные дороги в середине XIX века. Исследователь также отмечает и те сезоны года, в которые наиболее активно совершались путешествия в Ирландии – период с поздней весны до поздней осени. Такой выбор был связан с климатическими особенностями территории: короткий день зимой, изменчивость погоды, размытие и непроходимость дорог – все это останавливало многих путешественников, что в свою очередь создало некий информационный вакуум для историков. Путешественники видели и описывали Ирландию в большинстве своем во время роста и сбора урожая, и поэтому имели неполное представление о жизни ирландцев[21].

Радует тот факт, что часто туристы давали точные даты не только начала и конца своих туров, но и этапов пути. Однако если даты не указаны, их вполне реально установить по описанным событиям. Полученная хронологическая информация является неплохим средством датировки событий, которые были описаны и в других источниках. В заключение темы хронологии путешествий хотелось бы добавить, что настоящую ценность представляют те путешествия, которые охватывали промежуток от нескольких недель до нескольких месяцев в пути.

Помимо всех предыдущих пунктов, в свой аннотированный список автор включает итинерарии путешественников, и здесь стоит остановиться на тех регионах, которые были более или менее популярны для посещения. Маршруты, которые совершали путешественники, также определялись их целями и интересами.

Нет никакого сомнения в том, что Дублин – столица Ирландии, был главной достопримечательностью и зачастую становился отправным пунктом многих путешествий. Окрестности Дублина – Хоут, Феникс-парк, Долина Лиффи и близкие к Дублину части Уиклоу были очень удобны для однодневных поездок. Не меньший интерес представляли исторические города Корк и Белфаст. Среди провинциальных городов выделяются Эннис, Каслбар, Слайго и Арма, и менее популярные, но все же часто посещаемые Лимерик, Голуэй, Килкенни, Лондондерри и др[22].

Округа Мидленда, Лонгфорда, Уэстмита, Мита и Кингс-Каунти были проигнорированы путешественниками, ввиду «их неинтересности», поэтому они проезжали их лишь по пути в Дублин, Корк или Белфаст. Достаточно часто в путевых заметках встречались упоминания различных деревень вдали от проторенных дорог[23].

Туристы, которые по тем или иным причинам выбирали нестандартные маршруты, представляют особый интерес для местных историков, поскольку их рассказы содержат информацию о местах, которые редко посещались. Так, примером может служить Исаак Батлер, который совершил зигзагообразный тур по графствам Лаут, Мит, Уэстмит и Лонгфорд в 1740-х годах от имени Физико-исторического общества. Несмотря на большую ценность этого источника, он остается неопубликованным.

От того, на чем турист путешествовал, шел ли пешком, верхом, гужевым транспортом, фаэтоном, автобусом или даже автоприцепом, на лодке, поезде, велосипеде, значительно зависит ценность его путевых записок.

Ирландско-американский врач и писатель Уильям Мак-Невин (1803), совершивший пеший тур по Швейцарии в 1802 году, говорил, что «пеший путешественник может останавливаться там, где ему заблагорассудится, посещать то, что ему нравится, общаться с теми, кого он встречает»[24]. На собственном опыте он порекомендовал идти пешком при случае, если путешественник «желает наблюдать деревенских людей, их состояние и привычки», «войти в жилища крестьян, посидеть в деревенских пивных; поболтать с простоватыми «политиками» и сельскими красавицами»[25]. Пеший путешественник, в отличие от туриста на карете или поезде, также может останавливаться где угодно, ходить по малоизвестным улочкам, посещать места, о которых редко упоминается. Он также мог встретить абсолютно разных людей, общаться с ними на одном уровне.

Также весьма популярным средством передвижения до конца XVIII века являлось путешествие верхом на лошади. Вне зависимости от качества дорог и их наличия, человек мог пересекать за день до 50 километров: он мог добиться больших результатов, нежели пешеход, а уровень его взгляда был на более высоком уровне, что давало ему возможность охватывать взглядом больше территории. Кроме этого путешественник на лошади мог свернуть с дорог и проникнуть в те места, которые ранее были недоступны. Примером такого типа передвижения являются два молодых ирландских джентльмена – Джордж Холмс и Джон Харден (1801), которые вместе путешествовали по Мюнстеру на лошадях в 1797 году и писали обо всех событиях[26].

К. Вудс отмечает, что примерно с 1775 года путешествия на фаэтоне или в экипаже становились все более распространенными, в связи с улучшением качества дорог. Фаэтоны, к тому же, можно было удобно взять напрокат. Почтовые экипажи, работавшие между Дублином и другими городами, являлись средствами быстро и удобного передвижения из точки А в точку Б, однако за короткие остановки было невозможно осмотреть местность и достопримечательности. Несмотря на это, еще в 1806 году немецкий путешественник отправился из Дублина на запад на Кильбегган, не видя в пути ни одного четырехколесного транспорта[27].

На протяжении XIX века также часто упоминается «jaunting car» - прогулочный экипаж, или иначе, ирландский кабриолет. Путешественник И. Коль (1844) писал: «Эти экипажи очень рекомендуются путешественнику, который хочет увидеть что-то в стране, которую он пересекает… поскольку его ноги никогда не находятся далеко от земли, он может беспрепятственно входить и выходить из экипажа, чтобы не пропустить ничего неисследованного на обочине дороги»[28].

Стоит не забывать и о путешествиях по внутренним водам острова, которые были весьма популярны между последним десятилетием XVIII века и серединой XIX века. В 1840-х годах популярность каналов упала ввиду массового строительства железных дорог. Отмечается, что речные и канальные путешественники были очень наблюдательны, так как были более расслаблены – они могли погулять, поесть и выпить на борту, побеседовать с другими пассажирами, и внимательно исследовать проходящие мимо деревни. Но и после массового введения железнодорожного транспорта паромы продолжали курсировать по заливам, перевозя на себе путешественников, которые отправлялись на них «чисто из удовольствия»[29].

Путешествие на и с острова Ирландии (всегда по морю до середины XX века) позволило путешественникам наблюдать вблизи ирландцев (мужчин и женщин) среди своих попутчиков. Отчеты путешественников также могут раскрыть детали путешествий в открытом море – дела опасного и весьма неудобного[30].

Нельзя не отрицать тот факт, что все записки путешественников являются весьма субъективными, и историки, которые изучают данную проблему, должны уделять внимание этому аспекту. При оценке информации, предоставляемой путешественниками, должны применяться те же критерии, что и при оценке других видов исторических документов. Насколько авторитетен писатель? Насколько авторитетны его осведомители? Насколько они надежны? Оценивая рассказ путешественника, следует также спросить, насколько путешественник зависит от того, что он прочитал, прежде чем отправиться в путешествие. Как и следовало ожидать, почти каждый посетитель Ирландии, как и других стран, может что-то сказать о туристических объектах: состояние дорог, наличие транспорта и гидов, удобство и комфорт постоялых дворов, качество еды и напитков, цены на товары и услуги, гостеприимство людей[31].

Практически все путешественники Ирландии, вне зависимости от их основных интересов, отмечали погоду, пейзажи, качество почвы, реки и озера, пещеры, улицы доисторические останки - круглые башни, разрушенные замки и церкви. Некоторые придерживались практического или исследовательского подхода, другие - интеллектуального, эстетического или сентиментального.

Достаточно много внимания обращалось в целом на состояние сельского хозяйства; это связано с тем, что до XX века многие люди жили близко к земле, и поэтому имели некоторые сведения о сельском хозяйстве, что позволяло им делать информативные комментарии о земледелии и скотоводстве. Имеют место и комментарии по рыбным хозяйствам, добыче полезных ископаемых, льняной торговле и др.

Во время кризисов, в качестве постоянной темы для разговора выступали всеобщие волнения, политическая агитация, отношения в сельском хозяйстве, этнические и религиозные трения; именно поэтому в заметках путешественников очень часто фигурируют темы политики, аграрного дела, беспорядка, религии, нищеты и пьянства. Туристы, как правило, принадлежали к одному и тому же социальному классу, религиозной принадлежности и политическим взглядам, как у ирландских джентри. Естественно, они имели тенденцию общаться с землевладельцами и местными чиновниками, поэтому существует достаточно много описаний жизненных условий ирландских джентри и дворян; однако нельзя говорить, что их рассказы могут мало что поведать о жизни других социальных групп.

Отмечаются много случаев, когда туристы посещают хижины селян (к сожалению, ни один интерьер не сохранен в музеях). По счастью, именно по запискам путешественников мы можем составить ясную картину быта сельской бедноты – грязь на стенах и на полу, отсутствие окон (за исключением дыры для дымохода в крыше), большие горшки, отсутствие стола и скамеек, соломенные кровати и домашний скот, который разделяет жилье с людьми. Кроме того, постоянно комментируется облик простых людей и их одежды, рацион, времяпровождение, обычаи[32].

Некоторые путешественники затрагивали вопросы, связанные с обеспечением соблюдения законности и правопорядка. Несколько путешественников являлись адвокатами, и поэтому понимали больше, чем неспециалисты. В их отчетах содержится информация о судьях, адвокатах, обвиняемых и известных процессах. Среди представленных Вудсом записок путешественников даже встречается упоминание нападения на преподобного Джеймса Холла (1813), который был схвачен грабителями при прохождении сквозь графство Лейтрим, однако смог отбиться с помощью небольшого клинка в рукоятке его зонта[33].

Было бы странно, если бы в записках путешественников было мало упоминаний о католиках, протестантах и пресвитерианах. В частности, обильно представлена информация о влиянии на социальное, экономическое и политическое влияние религиозных деятелей на население в целом. Так один из посетителей, с высоким статусом в англиканской церкви - Джордж Фаркухар Грэм Мэтисон[34] (1836) – очень сильно интересовался религией, а его мотив посещения Ирландии в 1835 году состоял в том, чтобы собрать информацию по религиозным вопросам. Он был готов вступить в места отправления культа различных конфессий, а также начать откровенный разговор со священниками и мирянами. Подавляющее большинство тех, кто писал о своих путешествиях в Ирландию и которые отмечены Вудсом, были протестантами того или иного типа; Тридцать или более человек могут быть идентифицированы как священнослужители или квакеры. Стоит отметить, что зачастую, записки не особо верующих мужчин и женщин, представляющих религию как культурное и социальное явление, имеют сведения, которые отсутствуют в записках эпископов и миссионеров[35].

Некоторые путешественники уделяли неподдельный интерес к системе образования. Так шотландец Дж. Глассфорд (1832) – миссионер образования, ездил по Ирландии с официальными визитами, заходя в каждую школу почти в каждом городе и селе по маршруту; в результате своей инспекции он опубликовал отчет[36]. На протяжении девятнадцатого столетия путешественники Ирландии могли заходить в школьные залы, получив специальное разрешение. В Ирландии всегда было много споров по поводу образования, которое все больше охватывалось религией. В конечном счете все школы управлялись священнослужителями или религиозными организациями. Именно это противоречие и вызывало любопытство и решимость посетителей. Некоторые путевые заметки содержат в себе информацию, которая может быть интересна специалистам различных областей: археология, история науки и техники, геология, распространенность ирландского языка на территории и другие.


Наши рекомендации