ВИНТОКРЫЛЫЙ СКОРОЛЕТ: "ЕВРОКОПТЕР" РАЗОГНАЛСЯ
Винтокрылы
Винтокры́лый летательный аппарат - летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха, полёт которого, главным образом, осуществляется за счет подъёмной силы, создаваемой одним или несколькими несущими винтами[1] (НВ).
Общее название для всех аэродинамических ЛА, использующих НВ либо несколько таких винтов для полёта[2]. Происходит от слов винт и крыло, и подразумевает использова-ние плоскости воздушного винта в качестве опорной поверхности. В английском языке этот класс ЛА называется rotorcraft либо rotary wing aircraft.
К винтокрылым относят следующие типы летательных аппаратов:
- Автожир (зарубежные названия гирокоптер, гироплан, ротаплан) — схема подобная самолёту, у которого в качестве крыла установлен свободно вращающийся винт (полёт в режиме авторотации). Из-за отсутствия передаваемого на несущий винт вращающего момента не требует рулевого винта. Взлёт и посадка с небольшим пробегом. Допустима вертикальная посадка, а при предварительной раскрутке несущего винта на земле возможен и взлёт подскоком. Исторически первый взлетевший тип винтокрылого летательного аппарата.
- Винтокрыл (зарубежные названия гелиплан, гиродин) — самостоятельное название летательного аппарата с приводным несущим винтом и отдельным движителем для горизонтального полёта, чаще всего также оснащён рулевым оперением самолётного типа. При горизонтальном полёте в крейсерском режиме несущие винты обычно работают в режиме авторотации. Исторически наиболее ранняя разработанная схема, отсюда и название подобное всему классу винтокрылых летательных аппаратов.
- Вертолёт (зарубежное название геликоптер) — летательный аппарат с приводным несущим винтом, который движется горизонтально за счёт его перекоса. Так как в схеме нет дополнительных «самолётных» элементов: рулевого оперения, тянущих или толкающих винтов (если даже есть рулевой винт, то он намного легче и проще), зачастую колёсного шасси — самая совершенная в весовом отношении схема. На сегодня самый распространённый тип винтокрылой техники.
- Конвертоплан — летательный аппарат осуществляющий взлёт на несущих винтах, которые в горизонтальном полёте поворачиваются и используются в качестве тянущих. Самый близкий к самолётам вариант, так как в горизонтальном полёте удерживается крылом самолётного типа. Принято относить к винтокрылой технике только из-за большого относительного размера винтов, сравнимого с размахом крыла. Если конвертоплан способен взлетать и садиться с неполным разворотом (или вообще без разворота) винтов в положение с вертикальной осью, то его принято считать самолётом вертикального взлёта и посадки (СВВП).
- Х-крыло — концепция винтокрылого летательного аппарата, винт которого в полёте на большой скорости фиксируется, выполняя роль крыла самолёта. На сегодня реализована в единственном концепте Sikorsky S-72.
Ссылки
- ↑ Часть 29 Авиационных правил «Нормы лётной годности винтокрылых летательных аппаратов транспортной категории» (АП-29), издание 2-е, 2003
- ↑ Справочник Авиапорт – Аппарат Винтокрылый Летательный.
3. Винтокрылый летательный аппарат Описание изобретения 2417922
4. Винтокрылый летательный аппарат Описание изобретения 2453472
Винтокрылый летательный аппарат (ВЛА) - летательный аппарат, у которого подъёмная сила создаётся одним или несколькими несущими винтами (иногда, кроме того, крылом), а пропульсивная сила - несущими винтами и специальными движителями (воздушными винтами или реактивными двигателями). К ВЛА относятся автожиры, вертолёты, винтокрылы и преобразуемые аппараты. Главное достоинство ВЛА - способ-ность выполнять вертикальный взлёт и посадку, при этом ВЛА с приводом мощности на НВ могут неподвижно висеть в воздухе. При отказе двигателей В. л. а., как правило, могут совершать посадку на режиме авторотации.
До начала XX в. работы над ВЛА и самолетами шли параллельно. Вслед за полётами самолёта братьев Райт (1903) совершил первый взлёт вертолёт (Л. и Ж. Бреге и Ш. Рише, 1907). В 1923 был создан автожир (Х. Сиерва, который конструктивно значительно проще вертолёта. Опыт, накопленный при строительстве автожиров, позволил приступить в 30 х гг. к созданию работоспособных вертолетов.
Срыв потока и вредное влияние сжимаемости на лопастях НВ ограничивают скорость вертолёта, поэтому начиная с 50 х гг. предпринимаются многочисленные попытки создания ВЛА, новых типов, обладающих большей скоростью и дальностью полёта.
Первыми ВЛА нового типа были комбинированные вертолёты-винтокрылы, не нашедшие широкого применения из-за малой весовой отдачи. Более перспективными оказались преобразуемые аппараты (конвертопланы). Созданы экспериментальные варианты таких машин, а в 80 х гг. начата разработка серийных образцов. Выполнены также проектные проработки некоторых других типов ВЛА (с останавливающимся в полёте винтом-крылом,
с убирающимся винтом и др.). К особому типу ВЛА относятся летающие платформы строившиеся в 50—60 х гг.
Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия. Гл. ред.. Г.П. Свищев. 1994.
ВИНТОКРЫЛЫЙ СКОРОЛЕТ: "ЕВРОКОПТЕР" РАЗОГНАЛСЯ
После модернизации коробки передач, давшей возможность использовать бортовые дви-гатели на полную мощь, прототип винтокрыла Eurocopter X3 достиг в полете запланирован-ной скорости в 220 узлов (407 км/ч) и превысил ее, разогнавшись до 232 узлов (430 км/ч).
| Пара турбовальных двигателей, приводящие в движение несущий пятилопастной винт и пару пропеллеров горизонтальных движителей – прототип Eurocopter X3 не является вертолетом в полном смысле этого слова. Он относится к аппаратам класса винтокрылов: основной винт обеспечивает вертикальные взлет и посадку и несущую силу в полете, а горизонтальную тягу создают винты движителей на небольших крыльях. Такая комбинация обеспечивает маневренные преимущества вертолета и скоростные, сравнимые с небольшими самолетами. Сегодня такие аппараты довольно активно проектируют и в России, и в США, и в Западной Европе (читайте наш обзор: «В погоне за скоростью»). Европейским флагманом как раз и является корпорация Eurocopter со своим прототипом Х3, летные испытания которого начались в сентябре 2010 г. Первые месяцы тестирование систем ограничивалось скоростями до 180 узлов (333 км/ч), и лишь недавно после необходимой доработки коробки передач испытания возобновились – уже на полной мощности. В начале мая на испытательном полигоне во Франции Х3 раскрылся во всю свою силу, развив в полете 232 узла (430 км/ч). По словам пилота-испытателя Эрве Жаммэрака (Hervé Jammayrac), «мы очень впечатлились тем, как легко целевая скорость была достигнута… Х3 вел себя просто замечательно, продемонстрировав отличную устойчивость на больших скоростях, даже с отключенным автопилотом». Представители Eurocopter подвели итоги испытаний, заявив, что Х3 показал характеристики, полностью сравнимые с возможностями современных вертолетов традиционных конструкций, в том числе и низкий уровень вибрации даже без использования специальных антивибрационных систем. Предполагается, что в будущем Х3 найдет применение в самых разных областях, прежде всего – для задач поиска и спасения терпящих бедствие, охраны и патрулирования береговых линий и протяженных границ, наблюдения за линиями транспорта, специальных военных миссий и просто перевозки пассажиров. По публикации Gizmag Добавлено: 24.05.11 |