VII. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение и обсуждение стихотворения «Осень»
— Прочитайте стихотворение «Осень». Какие строчки помогли вам представить осеннюю картину? (Дети зачитывают строки.)
— Каким вам представляется бор, где поникшие ели зелень
мрачную хранят?
— Почему поэт называет зелень мрачной? (Может быть, потому, что она уже немолодая, темная. А лиственные деревья стоят голые.)
— Как понимаете строчки?
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
(Листья падают, деревья оголяются, и кругом все видно. Поэтому и хочется укрыться.)
Выразительное чтение
VIII. Рефлексия
IX. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— С какими стихотворениями ознакомились?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова.
Урок 48. Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; подбирать материал для сообщения о писателе.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
— Прочитайте жужжащим способом.
— Как вы думаете, что это? (Это отрывок из стихотворения.)
— Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
— А сейчас прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).
III. Проверка домашнего задания
1. Чтение стихотворения «Парус»
— Вы правильно поняли, что это отрывок из стихотворения и написал его М.Ю. Лермонтов. Послушайте его. (Учитель читает стихотворение наизусть.)
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
— Понравилось вам стихотворение?
— Какая тема затронута в нем? (Опять тема одиночества.)
Проверка домашнего задания
— Прочитайте выразительно стихотворение «Утес», представьте нам иллюстрации, которые вы приготовили.
(Выступления детей. Чтение учащимися наизусть стихотворений М. Лермонтова.)
IV. Введение в тему
— Итак, мы с вами изучали творчество М.Ю. Лермонтова. А сегодня у нас новая тема. Прочитайте запись на доске.
• Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.
— Как вы понимаете эти слова? (Объяснения учащихся.)
— Если вы правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей изрек то, что вы сейчас читали.
5 4 3 2 1
12 3 4 5 6
А Ж | Б | в | г | д | Е |
и | й | к | л | ||
М Т Ш | Н У | О | п | р | с |
ф | X | ц | ч | ||
щ | ь | э | ю | я |
6,4; 6,5; 3,5
2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2
1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4
(Лев Николаевич Толстой.)
— Итак, сегодняшний и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому. Вспомните, что мы знаем об этом писателе. Дополните фразы.
1) Он был....
2) Родился и похоронен в ....
3) Полное собрание сочинений составляет ... томов.
4) В Ясной Поляне он открыл ... для ... и сам учил их.
(Граф. Родился в 1828г. в Ясной Поляне и похоронен там в 1910г. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений — 90 томов. Он очень любил детей. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.)
— Вы узнаете еще много нового и интересного об этом писателе.
V. Работа по теме урока
— Посмотрите на с. 148—149 учебника. Вглядитесь в фотографии писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом. Послушайте о нем рассказ.
(Рассказывают учитель и заранее подготовленные ученики.) Лев Николаевич Толстой (1828—1910) в своих произведениях говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Толстой жил скромно, старался обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником.
VI. Физкультминутка
Синички сели на веточки,
Поклевали все семечки.
Потом полетели,
На земельку сели.
Поклевали зернышки,
Почистили перышки.