Контроль реализации программы

а) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).

б) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май 2010 г.

№ п/п Наименова-ние раздела программы Кол-во ча-сов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Элементы дополнитель-ного содержания Домаш-нее задание  
 
Раздел I. Введение в историю 2  
История и исторический процесс ИНМ Что такое история? Историческое прост-ранство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исто-рического процесса. Знать многозначности понятия «история» и современных подходах к его пониманию; сущности исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссиях о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории. Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация, локальная цивилизация, периодизация всемирной истории § 1  
История и познание истории КУ Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в. Знать о некоторых особенностях исторического познания как фор-мы социального познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, задачах, стоящих перед источнико-ведением; терминологии исторической науки; теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-истори-ческого процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. (формационный подход, школа «Анналов», цивилизационный подход).   Понятия: социальное познание, истори-ческое познание, историческое собы-тие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилиза-ционный подход § 2  
Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья 24 часа  
  От перво-бытности к цивилизации. Древний Восток УНМ Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы. Знать о современных научных представлениях о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; влиянии природоклиматических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.   Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, вобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, вождество, восточная деспотия. § 3  
  Античные цивилизации Средиземно-морья КУ Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов. . Знать о современных научных представлениях о факторах формирования античных циви-лизаций Средиземноморья, влиянии природно-климатических условий на процесс их становления и развития; причинах, последствиях и значений великой греческой колонизации; особенностях цивили-заций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; своеобразии Афин и Спарты как двух типов древнегреческой общины; сущности эллинизма, фор-мах и результатах синтеза античной и древневосточной цивилизаций; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; нормативных системах, регулирую-щих жизнь античных цивилизаций; причинах, проявлениях и резуль-татов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов. Уметь Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация    
  Древнейшая история нашей Родины КУ Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь. Знать о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны; существовании греческих городов-государств в Причерноморье, их влиянии и взаимодействии с местными племе-нами и народами; происхождении, расселении, образе жизни восточных славян; тюркских наро-дах на территории нашей страны; специфике норманнских экспеди-ций в Восточную Европу; том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь»; взаимовлиянии народов, проживающих на территории Восточной Европы.   Понятия: колонизация, территориальная община, вече. § 6  
  Духовный мир древних обществ КУ Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности. Знать о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуциаской, нудейской, христианской культурных тради-ций; особенностях возникновения научного мышления в древности, Уметь Понятия: картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм. § 7  
  Историческое наследие древних цивилизаций КУ Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций. . Знать как факторы единства мира древних цивилизаций; влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную ис-торию (на примере шумерской модели мира); полисные ценности в идейном, духовном и по-литическом развитии человечества; роль римского права в формиро-вании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивили-заций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций; трудности, связанные с научным изучением истории Древнего мира. Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности § 8, материа-лы для семинара  
  Средневековая цивилизация Европы КУ Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Города в средневеко-вом обществе. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв. Знать о современных научных представлениях о сущности Средневековья, различных подхо-дах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; факто-рах формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе; сущности и основных чертах сеньориального строя, подходах к пониманию сущности феодализма и соотношении понятий «Средневе-ковье» и «феодализм»; особенностях средневековых городов и роли городов в средневековом обществе; сословном строе, источниках и фир-мах проявления социальных противоречий и их роли в развитии средневековых государств; особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно-представительной монархии и роли органов сословного предста-вительства в социально-политической истории Средневековья; значении христианства и католической церкви для средневековой евро-пейской цивилизации; причинах кризиса европейского средневе-кового общества в XIV – XV вв. Понятия: Средние века, феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство, сословный строй, сословно-представительная монархия, централизация, ереси § 9-10  
  Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века КУ Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века. Знать о основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского ха-лифата, возникновении ислама и основных положениях мусульманс-кого вероучения, роли арабо-мусульманской средневековой цивилизации в истории чело-вечества; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв. Уметь Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм. § 11  
  Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы КУ Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории. Знать о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; дискуссиях о характере древнерусской государственности; дискуссиях по поводу существования сословно-представительной монархии в средневековой России; природно-климатических особенностях нашей страны и их влиянии на ход рус-ской истории; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население. § 12  
  Древнерусское государство и общество КУ Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Знать о причинах и этапах образования Древнерусского государства; сути спора между нор-маннистами и антинорманнистами; характере Древнерусского госу-дарства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; сути лестничной системы передачи кня-жеской власти и ее про-тииворечиях; смене «вертикального» принципа управления Древнерусском государством (исполнение сыновьями воли отца) на «горизон-тальным» (договоры братьев между собой); решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве; том, какую роль в структуре древнерусс-кой государственности играла княжеская дружина, об эволюции дружинных отношений; роли веча в Древнерусском государстве; организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве; том, что главной политической осо-бенностью домонгольской Руси была определенная зависимость княжеской власти от народных собраний. Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная система передачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение. § 13-14  
  Формирование различных социально- политических моделей развития древнерусского общества и государства КУ Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Га-лицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: форми-рование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Знать о дискуссии по проблеме причин раздробления Древнерусс-кого государства; том, что в XII – XIII вв. Новгородская земля устой-чиво держалась общинно-республиканских форм общежития; причинах и проявлении мо-нархических черт княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве; том, что особенностью Галицко-Волынской Руси конца XII – первый половины XIII в. Была нестабильность княжеской власти при огромном политическом влиянии бояр; сущности и правлениях ордынского владычества на Руси; эволюции данических отношений; точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой организации в пе-риод владычества; том, что одним из следствий монголо-татарских на-шествий стало отделение юго-восточных русских земель от северо-западных и включение их в состав Литовского княжества; том, что русские земли в составе Литовско-Русское государства сохранили древнерусские демократические, общинные порядки. Понятия: новгородская система вечевых органов, дворяне, ордынский выход, даннические отношения, система откупов, перепись населения, баскаки, ярлык, вассалитет, магдебургское право, «восточные» и «западные» политические влияния. § 15-16  
  Особенности процесса объединения русских земель КУ Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство. Знать о причинах и особенностях объединения русских земель в единое государство; том, что почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество; том, что реальные шансы в споре с Москвой имели еще два политических центра – Тверское и Литовское княжества; том, что главным фактором воз-вышения Москвы стала политическая деятельность московских князей, а не выгоды географического положения; том, что было общего в политике московских и тверских князей и в чем принципиальное различие; положительном воздействии тверской политики на процесс ста-новления великорусской государственности. Понятия: преемственность власти, «тихая экспансия», «силовая консолидация», геополитическое положение, уния. § 17-18  
  Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV- начале XVII в. КУ Характер Московского государства во второй половине XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государст-венного строя. Знать отом, что освобождение от ордынского владычества и объеди-нение русских земель в единое государство вызвали перемены в характере политической власти; новой системе центрального и местного управления, сложившейся при Иване III; том, что Иван III и Василий III проводили последова-тельную политику укрепления единодержавия, но в то же время они опирались на традиции общности, имевшие глубокие корни в российской истории; том, что реформы, проведенные правительс-твом Избранной рады, преследовали цель создания сильной центральной власти, опи-рающейся на традиционное местное самоуправление. При том главным результатом реформ являлось создание системы управления, огранившей монархическую власть; дискуссии, ведущейся в исто-рической науке по поводу сущности опричной политики Ивана Гроз-ного; попытках возрождения древнерусских традиций взаимоотношения «власти» и «земли» в период Смутного времени. Понятия: самодержавие, централизация, Дворец, Казна, Боярская дума, боярин, окольничий, думные дьяки, станы, волости, наместники, волостели, кормление, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, стрелецкие полки, избранная тысяча, губные старосты, земские старосты, целовальник, воевода, «кормленичий окуп». § 19-20  
  Социально-экономическое развитие России КУ Характер землевладения в X – начале XIII в. Структура землевладельческого на-селения в X – начале XIII в. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Подземельные отношения в период становления единого Русского го-сударства. Знать о особенностях социально-экономического развития русских земли в сравнении с за-падноевропейскими странами; том, почему в основе социально-эконо-мической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землев-ладение свободных крестьян- общинников; категориях зависимого населения Древнерусс-кого государства; том, почему подавляющую часть в домонгольской Руси составляли свободные крестьяне-общинники; том, почему в XII – XIV вв. проис-ходит значительный рост княжеского церковного и боярского землевладения; изменения структуры землевладения в период становления единого Русского государства; процессе закрепощения крестьянства в XV – XVII вв. Понятия: общинное землевладение, княжеское хозяйство, вотчина, церковное землевладение, княжеский домен, рядовичи, закупы, челядь, холопы, смерды, люди, поместье, помещик, оброк, барщина, Юрьев день, пожилое, «заповедные лета», урочные годы, крепостное право. §21  
  Рссия в средневековом мире КУ Особенности гео-политического положения Древнерусского государства. Гео-политическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское госу-дарство в системе международных от-ношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства. Знать о особенностях геополитического положения Древнерусского государства; взаимоотношениях Древней Руси со своими южными соседями Хазарским каганатом, печенегами, торками, половцами; взаи-моотношениях Древней Руси с Византийской империей; форме и принципах взаимоотношений Руси с европейскими державами; эволюции политики Руси в период ордынского владычества; внешнеполитических приоритетах и национально-государственных интересах Московского государства; стратегических целях московских государей на западном направлении; стратегических задачах и их реализации на восточ-ном направлении внешней политики Московского государства Понятия: геополитическое положение, геополитическая ситуация. § 22  
  Человек в Древности и Средневековье Практикум Человек в Древности и Средние века. Представления о времени. Представления о пространстве. Человек и его детство. Наука и знание в Древнем мире и Средние века. Знать о современных научных представлениях об основных социальных ролях, которые играл человек в Древности и Средневековье; представлениях о времени, сложившихся в Древнем мире и в Средние века; особенностях восприятия людьми Древности и Средневековья прост-ранства, способах его преодоления и освоения; понимании детства в цивилизациях Древнего мира и Средних веков; отношении к знаниям на Древнем Востоке, в ан-тичной и средневековой Европе. Понятия: социальные роли, цивилизация, духовные ценности Древности и Средневековья. § 23, материа-лы для семинара  
  Уроки обобщения и контроля знаний Практикум       Раздел II, с. 80-207  
  Раздел III. Мир в Новое время  
  Раннее Новое время: от традиционного общества к общесту индустриальному УНМ Ранее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в ранее Новое вре-мя. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация. Великая науч-ная революция XVII в. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка». Знать о сущности процесса модернизации и содержании исторического процесса в ранее Нового время; причинах и значении Великих географических открытий; начале европейской колониальной экспансии и ее значении для истории Запада и Востока; эконо-мике эпохи мануфактурного капитализма; особенностях социальной структуры европейс-кого общества раннего Нового времени; сущности и значении Воз-рождения и Реформации; сущности великой научной революции XVII в.; месте XVIII века в европейской истории Понятия: модернизация, ранее Новое время, Великие географические открытия, мануфактурный капитализм, мировой рынок, буржуазия, Реформация, Возрождение, лютеранство, кальвинизм, антропоцентризм, гуманизм, рационализм. § 24-25  
  Россия: особенности перехода к Новому времени КУ Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традицио-нализма. Знать о том, какие взгляды существуют на время перехода России к Новому времени; том, в чем состоит специфика экономического и социального строя России в Новое время; том, чем отличается путь России в Новое время от развития западноевропейских стран в эту эпоху; том, что общего и в чем раз-личие российского Нового времени в сравнении с ведущими странами Азии; том, в чем истоки кризиса традиционной модели общест-венного устройства в России в Новое время. Понятия: Новое время, традиционализм, система внеэкономического принуждения. § 26  
  Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв. КУ Российский тип фео-дализма. Крепостничество. Рост городов и развитие всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика. . Знать о характере дискуссий о российском типе феодализма; феномене крепостного права в России, его специфике; особенностях становления в России городов и развития городского хо-зяйства; времени начала формирования и особенностях становления всероссийского рынка, дискуссиях вокруг этой проблемы и исторической науке; иностранном влиянии на развитие экономической системы России; взаимовлиянии российской власть и экономики Понятия: российский тип феодализма, крепостничество, Смута, всероссийский рынок § 27  
  Европейские государства в XVI-XVIII вв. КУ Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Ново­го времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм. . Знать о современных научных представлениях о причинах формирования и сущности аб-солютизма; роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории; сущности просвещенного абсолютизма и научных спорах о его истори-ческой миссии. Понятия: абсолютизм, абсолютистские формы правле­ния, бюрократия, республика, парламентаризм, просвещен­ный абсолютизм § 28  
  Феномен российского самодержавия КУ Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самоде-ржав­ной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения само-державной власти.   Знать о специфике абсолютной власти монарха в Европе и Рос-сии; факторах исторического пути России, определивших наличие сильной самодержавной власти; зарождении самодержавной власти в России в XVI в.; дискуссиях вокруг соотношения понятий «са-модержавие» и «аб­солютизм», причинах трансформации первого во второе; месте идеологии в формировании системы абсолютизма, роли правителей XVIII в. в становлении идеологии российского абсолютизма; попытках ограничения само-державной власти в России в XVII—XVIII вв. Понятия: абсолютизм, самодержавие, ордынское гос­подство, идеология абсолютизма. § 29  
  Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв. КУ Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.   Знать об общей направленности и содержании социальной политики Рос­сии в XVII—XVIII вв.; основ-ных причинах социальных движений, составе их участников и их требованиях; дефинициях понятий «крестьянская война», «крестьянское восстание», «крестьянское выступление», «крестьянские волнения», «крестьянский бунт»; основных крестьянских выступлениях в России в XVII—XVIII вв., общем и особенном в них; основных выступлениях городского населения России, их отличиях от европейских, результатах выступлений; причинах и особенностях религиозных выс-туплений XVII—XVIII вв.; специфике национальных движений в России этого времени. Понятия: крестьянское восстание, крестьянская вой­на, крестьянские волнения, крестьянский бунт, кресть­янское выступление, старообрядцы, национальные дви­жения. § 30  
  Церковь, общество, государство в России в XVII-XVIII вв. КУ Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межкон-фессиональные отношения. Знать о многокон-фессиональности как одной из важнейших специфичес­ких черт российского общества; исторической роли и месте православия в духовной жизни рос-сиян; взаимосвязи и взаимовлиянии Русской православной церкви и российской власти; конфессиональной политике властей России и ее влиянии на ха­рактер межконфессиональных отношений. Понятия: многокон-фессиональность, иудаизм, право­славие, «народное хрис-тианство», секуля-ризация, конфес­сиональная политика, межконфессиональные отношения, джихад, мюридизм, имамат, конкордат. § 31  
  Россия – великая европейская держава КУ Изменение места и роли России в европейской поля тике в XVI—XVIII вв. Западное направление внешней политики России а XVI—XVIII вв. Южное направление внешней поли-тики. Восточное нап-равление внешней политики. Рост нацио-нального самосознания и становление имперского сознания. Россия — великая мировая держава.   Знать о внутренних и внешних факторах, повлиявших на изменение ме­ста и роли России в Европе в XVI—XVIII вв.; западном направлении внешней политики российского р-ковод­ства и причинах нарастающего западного влияния на востоке Европы; особой важности южного направления внешней политики России в XVI—XVIII вв.; причинах и особе-нностях продвижения России на восток; взаимодействии и взаи-мовлиянии национального самосознания и имперского сознания в условиях становления Российской империи; предпосылках и проявлении обретения Россией статуса великой европейской и мировой державы. Понятия: культурно-конфессиональная изоляция, общеев-ропейский конфликт, национальное со-нание, имперское сознание, великая держава, нацио-нальные интересы, государственные интересы. § 32  
  Промышленный переворот и формиро-вание инд-устриального общества во второй половине XVII-XIX в. КУ Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империа­лизм. Традиционные общества Востока в условиях европей­ской колониальной экспансии.   Знать о сущности, предпосылках, этапах и последствиях промыш-ленного переворота; причинах лидерства Англии в промышленной революции; особенностях и признаках индустриального общества; формировании мирового рынка, складывании колониальных им­перий; положении традиционных обществ Востока в условиях европей­ской колониальной экспан-сии. Понятия: промышленный переворот, колониальная экспансия, фабрика, социальная сторона промышленного переворота, промышленная буржуазия, промышленный пролетариат, индустриальное общество, колониальная им­перия, империализм, революция Мэйдзи. § 33  
  Революции и их место в историческом процессе второй поло-вине XVIII-XIX в. КУ Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Север­ной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модерни-зация и революции 1848—1849 гг. Реформы и модернизация. . Знать о современных научных подходах к вопросам о связях между мо­дернизацией и револ-юциями второй половины XVIII—XIX в., их причи­нах и истори-ческом значении; причинах, основных событиях, итогах и значении Войны за не­зависимость английских колоний в Северной Америке;причинах, основных событиях, этапах, итогах и зна-чении Вели­кой французской революции конца XVIII в.; роли европейских революций 1848—1849 гг. в модернизации; возможностях и потенциале реформ в решении задач модернизации. Понятия: революция, революция и реформы, револю­ция и модер-низация, фазы рево-люционного процесса, конституция, терми-дор, легитимизм, ча-тистское движение, политические партии § 34-35  
  Рождение современных идеологий КУ Век Просвещения. Либерализм. Консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии. . Знать о ключевых идеях философии Просвещения и значении века Про­свещения для ев-ропейской и мировой истории; идеологии либерализма, ее ста-новлении, идейном содержании, эволюции; идеологии консерватизма, ее становлении, идейном содержании, эволюции; идеологии социализма и радикализма, их идейном содержании, эволюции, основных направлениях. Понятия: идеология, Просвещение, рационализме либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, анархизм, национализм § 36  
  Начало становления индустриального общест-ва в России. Социально-экономичес-кое развитие и особен-ности про-мышленного переворота КУ Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографии-ческие процессы. Начало российской ин-дустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.   Знать о специфике индустриального общества в России и основных этапах ее пере-хода к нему; демографических переменах в российском обществе в XIX в.; специфике и противоречиях начального этапа российской индус­триализации; де-мографических и социальных последствиях второго этапа рос­сийской индустриализации; месте и роли России в мировой экономике в конце XIX в. Понятия: индустриальное общество, индустриализа­ция, промышленный переворот, страны «первого эшелона» и «второго эшелона» капиталистического развития, аграрное общество, феодально-крепостническая система, демография; мануфактура; кредитная система. § 37  
  Российские реформы в XIX в.: причины, цели, про-тиворечия КУ Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы рефор-мирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ. . Знать о причинах и специфике реформ в России в XVIII—XIX вв.; источниках финансирования российских реформ; методе и темпах реформ в России; составе реформаторов, отношении к направлению и темпам реформ как с их стороны, так и со стороны общества, различных его страт; основных точках зрения историков на проблему результативности российских реформ. Понятия: реформа, контрреформа, модернизация, ис­точники финансирования, аннексии, контрибуции, займы, метод и темпы реформирования § 38  
  Российская власть и общество: поиск опти-мальной модели об-щественного развития. Империя и народы КУ Эволюция власти. Формирование государственной идеолог Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционизма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.   Знать о представлениях власти об идеальном общественном устройстве в России; неоднородности российских либералов, их различных подходах к обновлению российской действительности; предпосылках зарождения и специфике российского революционно­го лагеря, основных направлениях революционной модели переустройства России; месте и противоречивой роли интеллигенции в обновлении страны; формировании под влиянием процессов индустриализации нацио­нальных элит в регионах России, выработке их идеологических конструк­ций, о попытках власти сочетать имперские и национальные интересы. Понятия: законосовещательное учреждение, правовое государство, разделение властей, конституционная монар­хия; всесословные органы местного самоуправления, граж­данское общество, государственная идеология, теория «офи­циальной народности», теория «народного самодержавия», либерализм, западники, славянофилы, революционизм, на­родники, интеллигенция, национальные элиты, имперские интересы. § 39-40  
  Человек в эпоху ста-новления и развития индуст-риального общества Практикум Новое восприятие пространства. Человек и техника. Урбанизация: сущность и значение. Человек в повседневной жизни. Человек в движении. Миграции и социальная мобильность.     Понятия: миграции населения, эмиграция, иммигра­ция, урбанизация. § 41, материа-лы для семинара  
                 
  Уроки обощения и контроля знаний Практикум УКЗ       Раздел III, с. 282-352  
  Повторительное обобщение по курсу. Итоговая контрольная работа Практикум УКЗ          
  Резерв              

Содержание учебного материала.

Введение в историю

Наши рекомендации