Не тупите, да не убиты будете
Пеннивайз, Джокер, Билли… С такими глыбами тягаться в популярности бесполезно, но не одними ими славится направление о злобных шутниках. К тому же, клоун — зверь хитрый, его не проведешь. Некоторые особи предпочитают брать не качеством, а количеством, сбиваясь в стаи и группировки. Один из самых ярких примеров — фильм Виктора Сальвы «Дом клоунов». Сюжет прост, как три пальца. Дано: трое самых обычных клоунов из цирка, трое сбежавших из лечебницы психов и трое братьев-подростков, оставшихся дома в одиночестве на целую ночь. Психи убивают клоунов (Чизо, Биппо и Диппо), надевают их костюмы и приходят к братьям на огонек. Вроде бы схема самая обычная: пришли, увидели, победили (или проиграли?), визуально клоунам чуточку не хватает зловещего шарма, но за счет съемок, декораций и атмосферы фильм Сальвы, как и молчаливые антагонисты, реально пугает.
Компашка еще большего размера подобралась в фильме «Клоуны-убийцы из космоса». Здесь царит полнейшее безумие и локальный клоунопокалипсис. Инопланетные захватчики на шатре-звездолете прибыли на планету Земля, чтобы запастись людьми для дальнейшего пропитания. У них есть бластеры, живой попкорн, собачки-следопыты из шариков, торты-убийцы, клоунские автомобильчики и велосипеды — в общем, шутки с ними плохи. Они не прочь поюморить, показать пару нелепых фокусов, но для зрителей это заканчивается плачевно. В команде космических гастролеров есть даже любвеобильные клоунессы и самый настоящий финальный босс. Фильм стоит посмотреть хотя бы из-за богатого циркового бестиария, хотя есть там и другие плюсы. Чего стоит только заводная музыка, под которую так и тянет пуститься в пляс в лакированных клоунских башмаках-переростках.
Далеко не так весело живется клоуну по кличке Швы (или Штопаный) из одноименного ирландского фильма 2012 года. Если упомянутые уже коллеги сами охотно разбираются с нерадивыми детишками, то с Ричардом Грайндлом (как звали клоуна в миру) все произошло с точностью до наоборот. В результате неудачного розыгрыша Швы лишился глаза и жизни прямо во время выполнения своих профессиональных обязанностей. Виноватые в его смерти дети еще не знали, что клоуну представится возможность завершить представление… Фильм не обделен юмором, сдобрен изобретательными кровавыми убийствами и может похвастаться приятной глазу картинкой, поэтому выглядит достойным представителем своей развлекательной ниши.
Еще один неудачный розыгрыш стал причиной серьезных проблем в слэшере Марка Росмана «На греческой улице». Семеро девушек-красавиц по случаю окончания колледжа решают закатить пирушку в общежитии, однако местная домомучительница-комендант не в восторге от этой идеи. Секс, наркотики и рок-н-ролл — не в ее стиле. Девушки решают проучить старуху, но жестокая шутка выходит из-под контроля, и вот уже тело домоправительницы приходится прятать на дне грязного бассейна. Вскоре выпускницы начинают умирать одна за другой, и становится ясно: кто-то знает их маленький секрет… Практически весь фильм злодей остается незаметным для зрителя, материализуясь в кадре в виде теней, рук или орудий убийства. Иногда для расправы с незадачливыми шутницами он, отвлекая внимание, использует особый реквизит, с намеком: раскрашенный мячик с колокольчиками внутри или клоуна-чертика из табакерки. Ну а в финале убийца предстает во всей клоунской красе. Что интересно, в крайне неудачном ремейке 2009 года («Крик в общаге») от цирковой символики полностью отказались.
В комедийном ужастике Саймона Спрэклинга «Шутник» (1994) фигурирует страшненький на лицо шут-убийца, немного похожий на Эша, чью физиономию только что вытянул «Некрономикон». Он живет и злодействует в загородном поместье, которое по сюжету в самом начале фильма незадачливый герой на свою голову выигрывает в карты (между прочим, у Кристофера Ли). Шут знает толк в черном юморе, поэтому убийства здесь хоть и «мясные», но обставлены и сняты так, будто перед нами веселенький мультфильм. Нарочитая несерьезность во всем, стебные персонажи (одна из героинь вообще позаимствована из сериала о «Скуби-ду»), музыкальное оформление в комедийном мульт-ключе, уродец-злодей, танцующий стриптиз в женском костюме — «Шутник» оправдывает свое название целиком и полностью.
История Курта Бейкера из триллера «Стертое» (2007 г.) перекликается с судьбой Майкла Майерса — помутнение во время праздника, убийство родственника, маска клоуна, психушка, побег. Качеством картина заметно уступает, но зато удивляет финальным твистом. Еще можно выделить орудующего громадным тесаком клоуна-бугая Герди из «100 слез» (2007 г.), одного из лидеров негласного соревнования «Кто из клоунов убьет больше народу», и маньяка Бобо — этакого борца за нравственность и чистоту, в фильме «Из тьмы» (1988 г.) объявившего войну работницам службы «секс по телефону». Постоянная его спутница — маска клоуна. Примечателен игрушечный клоун из итальянского «Дома с привидениями» (La Casa 3) Умберто Ленци, которого подарили одиннадцатилетней девочке Генриетте, тем самым подписав смертный приговор всему семейству. Вспоминаются также и клоун-психопат Шиверс из дилогии Кевина Кангаса «Страх клоунов», и эпатажные глэм-рок музыканты из группы «Клоуны» (фильм «Ужас на гастролях», 1980), после выступлений которых обнаруживаются трупы; и «Мертвые клоуны» (2003 г.), где спустя пятьдесят лет после крушения моста с цирковым поездом из залива, словно призраки погибших моряков в «Тумане» Карпентера, вышли кровожадные зомбиподобные циркачи-утопленники.
Есть даже монстры, умудрившиеся нажить целую франшизу на не слишком громком имени. Речь о Киллджое, демоне из одноименной квадрологии (Killjoy). В России фильм известен под названием «Убивать шутя». Киллджой был призван в наш мир с помощью магии Вуду и кукольного клоуна, после чего обосновался тут, обзавелся фургончиком мороженщика и стал убивать. Интересная в потенциале история должной технической поддержки не получила, поэтому художественная ценность фильмов о Киллджое, мягко говоря, вызывает сомнения. Да и сам облик клоуна не впечатляет, получилась этакая смесь шута горохового и Злой Маски из фильма с Джимом Керри. Кстати, у последней Киллджой перенял некоторые приемчики. Поэтому неудивительно, что «Киллджой» и ему подобные выходят прямиком на рынок ДВД. А там, как и подобает любому рынку, настоящая толкучка…
Клоуны по дешевке
Если на больших экранах кинотеатров злобных клоунов встретишь не так уж и часто, то на малых экранах телевизоров ситуация иная — достаточно купить диск «1000 и 1 клоунский ужастик». Как правило, 999 фильмов с такого условного диска смотреть невозможно. Или возможно, но в совершенно определенных настроениях и психических состояниях. Махровая любительщина, картинка в стиле «вырвиглаз», снятая едва ли не на «Полароид», отсутствие вменяемого сюжета как такового и представления о логике вообще, актеры с нашего двора лала-ла-лала-ла…
Зато в подобных проектах никто не парится относительно рейтингов, и создатели могут отвести душу в изображении насилия. Разухабистое мясцо и полная свобода творчества зачастую вытягивают недо- и полупрофессиональные поделки, иногда это получается столь плохо, что даже хорошо, но в основной своей массе такие фильмы предназначены для очень узкого круга ценителей.
Распространение клоунов в среде малобюджетного кино реально пугает. Все их виды, подвиды и извращенные вариации выжидающе глядят на зрителя сквозь заляпанный кровью экран и слои грима. Стоит только углубиться в недра дьявольского цирка от мира кинематографа, как можно наткнуться на экземпляры, которые впору заносить в Красную книгу, а авторам выдавать премию за оригинальность.
Похоже, что киноклоуны на своем веку повидали все. Взять хотя бы названия, когда даже самые бредовые идеи оказываются реализованными. Кому-то заголовок «Клоуны-убийцы из космоса» показался слишком громоздким и глупым? А как вам тогда «Плотоядные клоуны-убийцы под кайфом» (2009 г.) или «Обкуренные клоуны-убийцы из Канзаса» (2003)? Криминальные клоуны, сумасшедшие клоуны, клоуны-роботы, клоуны-марионетки, клоуны-вампиры, клоуны-зомби, свинорылые клоуны, мультипликационные клоуны-динозавры, клоуны, расправляющиеся с другими клоунами в тренировочном лагере для клоунов…
Этот список можно продолжать в любом направлении, а уж знакомиться с каждым пунктом поближе — только на свой страх и риск. Поэтому мы заправляем наш клоуномобиль и едем дальше.
Сериальные хохотуны
Было бы удивительно, если бы образ страшного клоуна не использовался в тематических сериалах — особенно тех, которые пытаются пройтись по всему жанровому пласту. Хоррор предоставляет большой простор для фантазии, но искушение войти в знакомую реку слишком велико. Да и, собственно, почему нет? Рождать оригинальные сюжеты, как горячие пирожки, нереально, а зритель-то требует продолжения! Продюсеры продлевают шоу еще на один сезон, уже нарисована программа передач с новой серией каждый уикенд, да и конкуренты не дремлют. Нужно выдавать продукт. От вампиров с пришельцами, конечно, кто-нибудь поморщится, воскликнув сакраментальное «Доколе?!», но клоуны такой реакции не вызывают. По крайней мере, пока.
Сэм и Дин Винчестеры из сериала «Сверхъестественное» славятся тем, что ездят на крутой тачке, уничтожают нечисть и примерно раз в сезон спасают мир. Они брутальны, веселы и храбры, монстров из американских городских легенд братья щелкают, как орешки. Иногда им попадаются противники посерьезней — падшие ангелы, всадники Апокалипсиса или сама Смерть. Но для младшего Винчестера, Сэма, все они не так страшны, как клоуны, потому что создатели сериала наградили его коулрофобией. Во втором сезоне братья сталкиваются с демоном-людоедом ракшасой, злым духом в восточных религиях. Чудовище прикидывается клоуном, так что дети (эту статью, конечно, не читавшие) спокойно впускают его в дом. Там ракшаса и пожирает родителей. Чтобы найти монстра, Винчестеры нанимаются на работу в цирк, где происходит немало забавных моментов, но в итоге все заканчивается хорошо. Однако бедняге Сэму придется столкнуться с клоунами еще раз — в седьмом сезоне, в заведении для детишек, где промышляет некто, способный воплощать самые потаенные страхи в реальность.
Старый-добрый сериал «Боишься ли ты темноты?» также не обошел тему стороной, в 90-х познакомив нас с троицей злобных клоунов. В стартовом сезоне был эпизод о сгоревшем в парке аттракционов клоуне Зибо, ставшем впоследствии местной легендой. В третьем сезоне в центре внимания оказался уже клоун-кукла — как водится, склонный к оживанию. Причем в случае с Малиновым клоуном (как его обозвали) оживанием дело не ограничилось, ведь игрушка стала расти не по дням, а по часам. Ну а в четвертом сезоне темой одного из «заседаний» Общества полуночников стала материализация нарисованных персонажей в нашем мире. Портреты-убийцы, оживающие на картинах люди — все это в ходу и сейчас (в том же «Сверхъестественном»), а тогда злодей в обличье желтолицего шута объявился из комиксов. «Страшилочный» формат баек у костра накладывает определенный отпечаток (в Америке сериал показывал Nickelodeon), так что кровавой резни тут ждать не приходится. И пусть сейчас «Боишься ли ты темноты?» выглядит до жути наивным и простым, как ностальгическое воспоминание о детских страхах он все еще хорош.
Чуточку пожестче будут истории из другого сериала, «Байки из склепа». Что и немудрено — с таким-то рассказчиком. Хранителя склепа можно назвать одним из самых узнаваемых крипи-персонажей 90-х, а голос озвучившего его Джона Кассира (особенно смех) у многих до сих пор живет где-то в голове. За без малого сотню эпизодов клоун в сериале появился всего раз — в облике марионетки-мстителя, в которую вселилась душа убитого хозяина.
Настоящей кладезью сериальных клоунов оказалась Индия. С Викрамом Такуром мы уже познакомились, можно присмотреться и к его коллегам. Маниш — мстительный дух в странноватом розовом костюме, в прошлой, человеческой жизни — актер-неудачник. Появляется в паре эпизодов сериала «Шорох» и примечателен тем, что жертвами выбирает работников киноиндустрии, которые не разглядели в нем прижизненный талант. В «Файлах страха» 2013 года в одной из серий в центре внимания демонический клоун из парка аттракционов, ну а самым популярным образом индийского кино в этой нише следует признать Джокера, которому досталось два киновоплощения. Правда, сразу стоит оговориться, что к Джокеру из вселенной Бэтмена индийские товарищи не имеют никакого отношения, а если и имеют, то примерно такое же, как и к любому другому шуту. Один из них (из сериала «Shapath») весьма мистичен, подобно джинну в бутылке он замурован в игральную карту (нетрудно догадаться — в какую), а когда выбирается на волю, начинает убивать, в том числе с помощью карт. Второй (сериал «Krishna Arjun») — обычный гангстер в красном пиджаке, с красными щечками и красной нашлепкой на нос. Примечательно, что его роль исполнил актер по прозвищу Лилипут, также сыгравший индийского Пеннивайза.
Одним из главных героев британского сериала «Психовилль» является Мистер Джелли, клоун с сотней рук. Вместо правой у него обрубок, но с помощью разнообразных протезов Джелли может стать хоть Эдвардом руки-ножницы, хоть Капитаном Крюком. Он, конечно, весьма злобен (особенно когда речь заходит о ненавистном клоуне Джолли, из-за которого наш герой и потерял руку), но до самых страшных представителей клоунского племени ему еще тянуться и тянуться.
Тринадцатый эпизод четвертого сезона «процедурника» «Риццоли и Айлс» посвящен истории клоуна-педофила. Неплохие детективные триллеры Тесс Герритсен, которые легли в основу сериала, в больших количествах могут утомить — все-таки многовато времени автор уделяет медицинским подробностям. С сериалом заскучать сложнее, тем более, когда появляются такие персонажи. Клоуна здесь целых два, один из них тот самый педофил, другой — жертва, получившая шанс отомстить спустя четверть века. Как разрешится их конфликт, каждый может посмотреть сам.
Ну и напоследок вспомним весьма удачный проект «Мастера ужасов», а именно — эпизод второго сезона «Мы все хотим мороженого», поставленный Томом Холландом по произведению Джона Ферриса. Очередная неудачная шутка привела к очередной смерти, и клоун Бакстер погиб под колесами собственного грузовичка с мороженым. Вернувшись с того света, он приготовил вкусный сюрприз для детишек и смертельный для их родителей — тех самых, что свое время неудачно провернули розыгрыш над недотепой-клоуном.
Буквально только что дружная семья сериальных клоунов-убийц пополнилась еще одним персонажем — Твисти. Увидеть его можно в новом сезоне «Американской истории ужасов», который стартовал с подзаголовком «Шоу уродов». Отец сериала Райан Мерфи заявил, что в планах создателей было придумать самого страшного клоуна всех времен. И своей работой они остались довольны. Промелькнула даже фраза, что при виде Твисти на экране зрители сразу должны забыть старину Пеннивайза... Что ж, время покажет, но есть ощущение, что кое-кто недооценивает заслуженных ветеранов клоунского движения.
Редко, но метко
Сериалы сериалами, а большое кино есть большое кино. Не всем клоунам повезло стать главными героями знаковых фильмов ужасов и сохраниться в памяти фанатов на годы и десятилетия. Более того, многим даже не удалось перетащить одеяло на себя, смирившись со статусом «звезд второго плана». Королей эпизодов. И это в лучшем случае. Обделенные вниманием и хронометражем злобные клоуны — что может быть страшнее? Пожалуй, ничего. Поэтому нельзя не сказать о них отдельно, тем более что некоторые представители этой труппы за пару минут запоминаются сильнее, чем иные за двухчасовой фильм.
В первую очередь в голову приходит милаха из комедии «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Зеленоволосый зомби-клоун в костюме с бабочкой-переростком отвечает за самое яркое убийство в фильме. Вернее, за убийство отвечает персонаж Джесси Айзенберга, страдающий той самой коулрофобией, но без столь фактурной жертвы ничего бы не получилось. Ну, и без молотка тоже. Вообще клоуны (живые и мертвые) время от времени не прочь заглянуть в зомби-фильм на несколько минут или даже секунд. Например, в недавнем «Охотнике на зомби» с Дэнни Трэхо фигурировал брутальный психопат с бензопилой и в клоунском гриме. Выполняя возложенную на него функцию «Бу из-за угла!», в «Земле мертвых» Джорджа Ромеро на пару мгновений появлялся зомби-клоун, а в одном из сегментов «Азбуки смерти» по телевизору можно увидеть новостной сюжет о нашествии клоунов-мертвецов.
В киносерии «Демонические игрушки» в жутком кукольном бестиарии обитал Атакующий Джек — мордастый и зубастый чертик из табакерки, раскрашенный под клоуна. Сидеть в четырех стенах ему надоело еще в первой части, поэтому вскоре он научился выползать из своего «домика» и злодействовать снаружи. Не забыли мы и злобного шута из «Кукол» Стюарта Гордона, еще одно доказательство того, что куклы и клоуны прекрасно объединяются в одно целое. Целое и злобное. А если кто-то сомневается, пусть пересмотрит финал «Полтергейста» Тоуба Хупера.
Немой черно-белый клоун по прозвищу Арт сперва стал известен благодаря паре короткометражек и только потом вместе с ними угодил в хэллоуинский хоррор-альманах «Канун Дня всех святых». Зловещей харизмы ему не занимать, в его происхождении так сразу и не разберешься, поэтому можно предположить, что карьера Арта только начинается. В другом альманахе, «Бойся или умри», клоунам выделена всего одна короткометражка, но зато самая интересная. В новелле «Clowned» рассказывается о вирусе «клоунизма», аналогичном по действию с вампиризмом. Укусил клоун-людоед? Оп-ля! Пора запасаться цирковой амуницией!