Отношение между субъектом и объектом управления

Тема 2 Сущность и развитие управления

1. Отношение между субъектом и объектом управления.

2. Составные части (подсистемы) системы управления.

3. Процесс развития управления (исторические типы управления). Общие принципы управления.

4. История учений об управлении.

Отношение между субъектом и объектом управления

В самом общем виде управление представляет собой тип взаимодействия, существующий между субъектом управления (управляющим) и объектом управления (управляемым).

Это взаимодействие заключается в следующем:

1) субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию о том, как должны функционировать объект управления.

 
  Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru

Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru Управленческие команды

 
  Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru

Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru

Объект управления
Объект управления
Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru Отношение между субъектом и объектом управления - student2.ru
Объект управления

Объектов управления может быть несколько.

Данные импульсы называют управленческими командами.

2) В свою очередь объект управления получает управленческие команды и функционирует с содержанием этих команд.

При этом надо помнить, что управленческое взаимодействие существует только в случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Только тогда осуществляется управление.

Чтобы такое взаимодействие (при котором выполняются управленческие команды) осуществлялись, необходимо:

1) Во-первых, наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять объектом управления;

2) Во-вторых, наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять.

Что является движущим началом управления?

Этим началом является противоречие между управляющим субъектом и управляемым объектом.

В процессе осуществления управления это противоречие разрешается. Этим мы подчеркиваем, что управление надо рассматривать с двух сторон (субъекта и объекта управления), с позиций их взаимодействия. Нельзя рассматривать управление только с точки зрения управляющего субъекта. Таким образом в процессе управления между субъектом и объектом управления устанавливается управленческая связь. Суть управленческой связи состоит в том, что один из них заинтересован в функционирование второго и генерирует управленческие команды (потребность и возможность управлять), а второй выполняет эти команды (готовность и возможность эти команды выполнять). Между субъектом и объектом возникают отношения управления.

В хозяйственной системе отношения управления являются в основном экономическими (хотя есть ещё морально-этические).

При этом возможны два типа отношений:

1. Отношение ассоциированных собственников (это отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности).

2. Отношения найма (возмездные отношения, возникающие между собственниками и пользователями средств производства).

К 1. При совместной работе ассоциированных собственников отношения управления базируются на заинтересованности участников производственного процесса, являющихся одновременно собственниками средств производства, в получении оптимального конечного результата совместной трудовой деятельности.

В этом случае заинтересованность в конечных результатах является основой возможности управления.

Ко 2. В случае, когда основу отношений управления составляют отношения найма, собственник получает возможность командовать в связи с тем, что он, открывая производителю доступ к средствам производства, выступает в роли хозяина и нанимателя производителя. Производитель же готов выполнять команды, так как за это выполнение по условиям найма он получает вознаграждение. В данном случае также осуществляется координация совместной деятельности для достижения наилучшего результата. Однако в конечном результате непосредственно заинтересован только собственник, а производитель ориентирован на конечный результат косвенно, посредством управленческих команд.

Ранее уже говорилось, что в основе управления, с одной стороны, лежит потребность и возможность субъекта управления управлять и, с другой – готовность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Потребность управлять возникает в связи необходимостью достижения цели субъектом управления.

Возможность осуществлять управление определяется организационно-технической стороной (наличие системы управления, каналов связи и передача информации) т.е. то, что относится к процедурам управленческого труда и наличием рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды.

Что обусловливает возможность и готовность объекта управления выполнять управленческие команды?

Если объект управления входит в число собственников средств производства (вместе с субъектом управления), то, как уже говорилось, заинтересованность в конечном результате очевидна, она – в нацеленности на конечный результат.

Если объект управления (в нашем рассмотрении производитель не является собственником средств производства), то его готовность и возможность выполнять управленческие команды связаны в первую очередь с тем, насколько его потребности будут удовлетворены в результате выполнения управленческих команд, а также с уровнем его квалификации и производительными возможностями.

В этом случае противоречие между субъектом и объектом управления находит разрешение в выработке механизма мотивирования, в котором отражаются потребности субъекта и объекта управления. Это по времени противоречие разрешается до того, как реализуются управленческие команды.

Чтобы привести к достижению поставленной цели, механизм мотивирования должен отвечать следующим требованиям:

1) Во-первых, он должен функционировать постоянно и не ослабевать;

2) Во-вторых, должен быть увязан уровень стимулирования и степень достижения конечных целей.

Наши рекомендации