Симпатия и соотношение свойств между субъектом и объектом

Большое влияние как на саму аттракцию, так и на характер ее зависимости от других пе­ременных оказывает соотношение устойчивых свойств членов пары [79]. В наибольшей степени в этом смысле изучено влияние на аттракцию степени сходства или несходства установок. Результаты подавляющего большин-

4 Отметим, что большинство реальных контактов с другими людьми в начальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как к тебе относится твой парт­нер.

ства работ свидетельствуют о Положительном влиянии совпадения или близости устано­вок на аттракцию.

Наиболее влиятельными среди работ этого направления являются исследования, прове­денные под руководством Д. Бирна и выполненные с использованием разработанной ав­торами методики «поддельного незнакомца» [118]. Она состоит в следующем: на первом этапе исследования замеряются аттитюды испытуемого по отношению к различным объ­ектам, на втором — ему предъявляются результаты измерения установок какого-либо дру­гого человека на те же объекты. В действительности эти данные фиктивны, «результаты» представляют собой лишь ту или иную степень приближения к собственным установкам испытуемого. На третьем этапе работы измеряется аттракция испытуемого к человеку, якобы заполнявшему вопросник, причем никакой дополнительной информации респон­дент обычно не получает.

Д. Бирн и его соавторы пришли к выводу о существовании прямой пропорциональной за­висимости между степенью сходства "аттитюдов и уровнем аттракции. Были подсчитаны даже числовые значения коэффициентов в формуле, определяющей аттракцию как функ­цию сходства установок (эта зависимость получила название закона аттракции Бирна — Нельсона) [118]. По данным авторов, при предъявлении строго определенного числа уста­новок (обычно их 12) ни значимость их для испытуемых, ни степень обобщенности объек­та аттитюда, ни другие характеристики не играют никакой роли — единственной детер­минантой аттракции является число совпадающих или несовпадающих суждений. Свои выводы авторы проверяли не только в лаборатории, но и в полевых экспериментах, кото­рые продемонстрировали их релевантность весьма широкому классу ситуаций общения, правда в основном кратковременного.

Работы, проведенные группой Д. Бирна, столь многочисленны, что, по выражению одного исследователя, «возникает впечатление, что в социальной психологии межличностной ат­тракции других работ вообще не существует» [133]. Это, конечно, далеко не так. Сущест­вуют эксперименты, направленные так же, как и эксперименты Д. Бирна, на выяснение влияния на аттракцию сходства установок, но организо-

ванные принципиально иначе. Авторы некоторых из них подвергают вполне обоснован­ному, на наш взгляд, сомнению адекватность исследовательской схемы «поддельный не­знакомец» феномену межличностной аттракции и критикуют полученные с ее помощью результаты. Оказалось, что закон аттракции справедлив лишь в тех ситуациях, когда, как в экспериментальных ситуациях Д. Бирна, общения фактически нет, оно находится на «ну­левой» стадии. Как только начинает развиваться реальный процесс общения, закономер­ности резко усложняются — сходство по важным для субъекта установкам влияет больше, чем сходство по неважным, совпадение по обобщенным установкам воздействует сильнее, чем по сугубо конкретным, и т. д. Прямая зависимость аттракции от степени сходства ус­тановок нарушается и в тех случаях, когда испытуемый может возразить субъекту не­сходных установок, может попытаться переубедить его и т. д. [114]. Было также обнару­жено, что более важное значение имеет не сходство самих установок, а совпадение спо­соба их обоснования, например прагматического или этического [132]. Д. Бирн рассмат­ривает установки на отдельные объекты независимо друг от друга, вырванные из контек­ста когнитивной системы субъекта. Это существенно снижает валидность его результа­тов. Было показано, например, что с точки зрения детерминации аттракции совпадение конкретных установок значительно менее важно, чем структурное сходство всей системы аттитюдов 5 [198]. Принцип сходства нарушается также и тогда, когда у испытуемого уже сформировано отрицательное отношение к объекту — сходство установок здесь только снижает аттракцию [111], когда объект более успешен, чем субъект по какой-либо значи­мой деятельности [115] и в ряде других случаев. Присоединяясь к кри-

5 Под структурным сходством аттитюдов понимается не близость установок на отдельные объекты, а совпадение имплицитно присутствующих представлений о связи этих объектов между собой. Так, одинаковое отношение респондента к двум объектам является манифе­стацией представления о их некотором единстве, разное — о различии. Таким образом, структурное сходство когнитивной системы двух людей возможно и тогда, когда сами ус­тановки у них резко различаются. Например, если один субъект оценивает два каких-либо объекта положительно, а другой — оба эти объекта отрицательно, совпадение установок отсутствует, а структурное сходство высоко.

тике работ группы Д. Бирна, можно отметить, что в данном случае произошел своеобраз­ный «сдвиг мотива на цель»: сбор все новых и новых фактов заслонил мотив познания феномена аттракции6.

Однако, несмотря на серьезные ограничения принципа сходства, в большинстве случаев он все же действует — полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому челове­ку. С чем может быть связана такая зависимость?

Прежде всего надо проверить возможность обратного влияния аттракции на сходство ус­тановок, реальное или воспринимаемое. Действительно, хорошее отношение к человеку приводит к тому, что ему приписываются установки, сходные со своими собственными. Показано также, что в процессе общения при наличии положительных эмоциональных отношений в паре системы установок двух людей, как правило, сближаются. Однако, как было продемонстрировано в ряде лонгитюдинальных исследований, эта зависимость «е отменяет того факта, что начальное сходство установок двух людей способствует появле­нию аттракции между ними.

Зависимость между аттракцией и сходством установок может быть объяснена с точки зре­ния теории социального сравнения стремлением верифицировать свои взгляды. Кроме того, сходство установок по ряду позиций, обнаруженное в начальный период общения, может служить испытуемому основанием для прогноза поведения и реакций другого че­ловека — зафиксированное в условиях дефицита времени сходство, пусть даже и по не­существенным вопросам, экстраполируется и на другие, более важные аспекты жизнедея­тельности, служит своеобразным сигналом (не всегда верным, разумеется) наличия согла­сия по широкому кругу имеющих для субъекта принципиальное значение проблем. Нако­нец, обсуждаемая зави-

6 Можно предположить, что интенсивность критики Бирна связана еще и с тем, что пси­хологи, ориентируясь, с одной стороны, на поиск простых закономерностей, по строгости и ясности формулировок приближающихся к физическим, с другой — как и люди иных профессий, с недоверием встречают «слишком простые», как бы «унижающие» человека объяснения законов психики.

симость может быть следствием воздействия третьей, латентной переменной. В качестве такой переменной могут выступать характеристики среды, в которой развивается процесс общения, — пространственная близость, принадлежность к одной субкультуре и т.д. Сходство взглядов приводит к выбору одинаковой среды, общность же среды, как будет показано ниже, стимулирует рост аттракции.

Другим классом свойств членов пары, влияние соотношения которых на эмоциональные отношения в паре следует рассмотреть, являются свойства личности. Если по вопросу о влиянии на аттракцию сходства установок есть хотя бы некоторое согласие, то результа­ты, касающиеся соотношения личностных свойств членов пары, крайне противоречивы. По данным одних исследователей, так же, как и в случае с установками, сходство играет положительную роль, по данным других — более важна взаимодополнительность потреб­ностей сферы [154] или соотношение, названное [115] принципом дополнения т. е. ориен­тация на те личностные характеристики, которые слабо выражены у субъекта (например, робкий человек будет особенно симпатизировать смелому). Большую роль, уже на самых первых этапах общения играет сходство в использовании тех или иных личностных кон­структов Для оценки другого человека [158]. В целом же влияние соотношения личност­ных характеристик, весьма важное на последующих этапах общения в первый период ока­зывает на эмоциональные отношения довольно слабое воздействие. По-видимому, степень влияния в начальный период определяется, помимо всего прочего, возможностью быстро опознать то или иное свойство. В этом смысле личностные характеристики представляют­ся наименее доступными, установки — более открыты, а легче всего опознаются социаль­но-демографические характеристики объекта — его классовая, этническая, когортная принадлежность. Не случайно и сходство по этим характеристикам играет, как было мно­гократно продемонстрировано [154], существенную роль в возникновении симпатии.

Таким образом, мы видим, что в большинстве случаев аттракция возникает согласно принципу сходства. Причины столь большого влияния сходства на ат-

тракцию до сих пор до конца не ясны. Наряду с объяснительными моделями, ориентиро­ванными на подкрепляющий характер сходства, существуют и такие, которые считают сходство не более чем сопутствующей характеристикой, основной же —приписывание объекту (на основе похожести его на самого себя) различных положительных свойств. Этот подход, связанный с информационно-интеграционной теорией межличностного вос­приятия [ПО], получил в последние годы ряд эмпирических подтверждений. Здесь, как мы видим, фактически продолжается апелляция к свойствам объекта как к центральным де­терминантам аттракции.

Нельзя не отметить, что значимость сходства в детерминации аттракции (чем бы эта зави­симость не вызывалась) свидетельствует об известном консерватизме неформального об­щения — большинство людей выбирают себе в партнеры тех, кто принадлежит к той же социально-демографической группе, имеет сходный жизненный путь, разделяет те же взгляды и т. д. Общение с таким партнером, естественно, приводит к укреплению сло­жившегося когнитивного баланса и крайне редко способствует возникновению диссонан­сов, закрепляет предрассудки и мешает усвоению принципиально новой информации.

Конечно, полностью отрешиться от себя, как от своего рода точки отсчета, по-видимому, невозможно — в оценке личности другого человека, например, собственное самосознание всегда выступает в качестве системообразующего признака. Интересно, что люди, обра­тившиеся за получением психологической помощи, описывая свой часто делинквентный опыт, нередко оценивают его как вполне обычный, такой, «как у всех». Эта тенденция со­храняется и при знакомстве клиента с психологическими, сексологическими или другими, релевантными его проблемам данными, которые, казалось бы, ясно свидетельствуют о не­ординарности его жизненного пути.) Тем не менее ориентация на абсолютное сходство (в пределе — признание идеальным партнером своего отражения в зеркале!) существенно обедняет жизнь человека. Обратимся еще раз к ситуациям, в которых принцип сходства нарушается.

Помимо факторов, способствующих нарушению

1енденции выбора похожих людей, о которой говорилось выше, отметим еще ряд момен­тов, имеющих принципиальное значение. Предпочтение сходных по максимальному числу критериев может быть связано с желанием «гарантировать» себе хорошее отноше­ние со стороны партнера. Большинство респондентов предполагают при этом, что чем больше сходство между ними и партнером, тем больше оснований ожидать с его стороны принятия и тем меньше соответственно оснований бояться его. Кроме того, похожий че­ловек более понятен и, следовательно, предсказуем. Можно предположить, что предпоч­тение сходных людей связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопас­ность и комфортность общения.

Основания для такого вывода есть и в ряде экспериментальных работ. Еще в начале 60-х годов было показано, что в ситуации уверенности в положительной оценке со стороны других лиц резко увеличивается предпочтение общаться с представителями несхожей со­циально-демографической группы [203]. В другом исследовании [199] обнаружилось, что сходство установок положительно связано с аттракцией в тех случаях, когда субъект не справляется с задачей прогноза поведения данного человека, в случае же решения этой за­дачи предпочтение отдается несходным по взглядам людям.

Следовательно, в ситуации психологически безопасной действенность принципа сходства снижается, увеличивается тенденция к общению с непохожими по взглядам людьми, что с точки зрения развития человека является безусловно предпочтительным. Такая ситуация безопасности может возникать либо вследствие особым образом организованного обще­ния, либо вследствие некоторых личностных характеристик его участников, делающих их нечувствительными в определенных пределах к негативным оценкам. .

Итак, на первых этапах развития эмоциональных отношений в паре на аттракцию положи­тельно влияет сходство социально-демографических характеристик и

близость систем социальных установок и ценностных ориентации двух людей. Наиболь­шее влияние при этом оказывает близость взглядов по принципиальным для обоих субъ­ектов и обобщенным предметам. Различные варианты соотношения личностных свойств партнеров оказывают противоречивое и не до конца понятное воздействие на аттракцию. С уверенностью можно лишь констатировать неадекватность ' «простых» формул типа «противоположности сходятся». Симпатия к похожим на самого себя людям и соответст­венно выбор их в качестве партнеров по общению носят консервативный характер и могут быть следствием стремления к обеспечению психологической безопасности. У субъектов, ощущающих себя психологически комфортно (уверенных в положительном отношении к себе со стороны других людей, способных верно прогнозировать поведение окружающих и т. д.), принцип сходства нарушается, они способны испытывать аттракцию к людям, от­личающимся от них по социально-демографическим характеристикам и придерживаю­щимся иных по сравнению с их собственными взглядов.

Наши рекомендации