Организация и функционирование информационных потоков между объектом и субъектом управления

Организация функции обмена информацией и прохождения информационных потоков между объектами управления (организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты) и субъектом управления (органом управления в области производственного (промышленного) надзора и контроля) осуществляется с помощью системы автоматического управления технологическими процессами, включающей средства противоаварийной защиты (ПАЗ), на базе средств вычислительной техники, в состав которой входят:

постоянный контроль за параметрами процесса и управление режимом для поддержания их регламентированных значений;

регистрация срабатывания и контроль за работоспособным состоянием средств ПАЗ;

постоянный контроль состояния воздушной среды в пределах объекта;

постоянный анализ изменения параметров в сторону критических значений и прогнозирование возможной аварии;

действие средств управления и ПАЗ, прекращающих развитие опасной ситуации;

действие средств локализации аварийной ситуации, выбор и реализацию оптимальных управляющих воздействий;

проведение операций безаварийного пуска, остановки и переключения технологического объекта;

выдача информации о состоянии безопасности на объекте в вышестоящую систему управления.

Технологические процессы II и III категорий взрывоопасности оснащаются системами автоматического (без применения ЭВМ) или автоматизированного регулирования, средствами контроля параметров, значения которых определяют взрывоопасность процесса, эффективными быстродействующими системами приведения технологических параметров к регламентированным значениям или его остановке.

Для потенциально опасных технологических процессов предусматриваются автоматические системы противоаварийной защиты (ПАЗ), предупреждающие образование взрывоопасной среды в технологическом оборудовании при отклонении от предусмотренных регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе.

Системы противоаварийной защиты, как правило, включаются в общую систему управления технологическим процессом. Формирование сигналов для ее срабатывания должно базироваться на регламентированных предельно допустимых значениях параметров, определяемых свойствами обращающихся веществ и характером процесса.

Для систем противоаварийной зашиты объектов I категории взрывоопасности предусматривается применение электронной или микропроцессорной техники, объектов II и III категорий - применение средств автоматизации.

В случае отключения электроэнергии или прекращения подачи сжатого воздуха для питания систем контроля и управления системы ПАЗ обеспечивают перевод технологического объекта в безопасное состояние.

Технологические системы с взрывоопасной средой, в которых невозможно исключение опасных источников зажигания, оснащаются средствами взрывопредупреждения и защиты оборудования и трубопроводов от разрушений (разрывными предохранительными мембранами, взрывными клапанами, системами флегматизации инертным газом, средствами локализации пламени и т.д.).

При установке предохранительных устройств на технологических аппаратах (трубопроводах) с взрывопожароопасными продуктами предусматриваются меры и средства (в том числе и автоматического регулирования процесса), обеспечивающие минимальную частоту их срабатывания.

Средства защиты от распространения пламени (огнепреградители, пламяотсекатели, жидкостные затворы и т.п.) должны устанавливаться на дыхательных и стравливающих линиях аппаратов и резервуаров с ЛВЖ и ГЖ, а также на трубопроводах ЛВЖ и ГЖ, в которых возможно распространение пламени, в том числе работающих периодически или при незаполненном сечении трубопровода, на трубопроводах от оборудования с раскаленным катализатором, пламенным горением и другими источниками зажигания. Конструкция огнепреградителей и жидкостных предохранительных затворов должна обеспечивать надежную локализацию пламени с учетом условий эксплуатации.

Для технологических процессов предусматриваются системы аварийного освобождения, которые комплектуются запорными быстродействующими устройствами.

Системы аварийного освобождения технологических блоков I - II категорий взрывоопасности обеспечиваются запорными устройствами с дистанционно и (или) автоматически управляемыми приводами, для III категории допускается применение средств с ручным приводом, размещаемым в безопасном месте, минимальным регламентированным временем срабатывания. Для аварийного освобождения технологических блоков от обращающихся продуктов может использоваться оборудование технологических установок или специальные системы аварийного освобождения.

Специальные системы аварийного освобождения должны находиться в постоянной готовности, исключать образование взрывоопасных смесей как в самих системах, так и в окружающей их атмосфере, а также развитие аварий, обеспечивать минимально возможное время освобождения, оснащаться средствами контроля и управления. Запрещается использовать их для других целей.

Вместимость специальной системы аварийного освобождения рассчитывается на прием горючих продуктов в количествах, определяемых условиями безопасной остановки технологического процесса.

Под активным влиянием общих информационных процессов находится и сфера природопользования и охраны окружающей среды (экологическая сфера), которая, в свою очередь, сама оказывает на них определенное воздействие. В рамках этой сферы информация и общие информационные процессы трансформируются и преломляются через специфику экологических общественных отношений, приобретая тем самым отличительные черты и особенности, которые должны учитываться в процессе применения к участникам таких отношений различных мер воздействия, и в первую очередь правовых, что обусловлено взаимосвязью права и объективно существующих общественных отношений.

Потребность в определении и использовании этого понятия обусловлена не только воздействием информационных процессов на экологическую сферу. В последнее время происходит усиление информационной составляющей как экологических отношений, так и экологического права, наблюдается рост числа проблем информационно-правового характера при реализации основных эколого-правовых мер (экологической экспертизы, экологического мониторинга, экологического контроля и др.).

Понятие "правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы" неотделимо от базовых общеправовых категорий, и в первую очередь от признанной теоретической конструкции "механизм правового регулирования", которая позволяет выявить результативность правового воздействия на участников общественных отношений (в данном случае эколого-информационных отношений) через систему взаимосвязанных правовых средств, норм и отношений.

Большой блок в составе экологической информации составляют сведения об экологической безопасности:

об экологической угрозе;

о мерах по обеспечению безопасности (экологической, радиационной, промышленной, безопасности гидротехнических сооружений, генно-инженерной деятельности и др.);

об авариях и причинах их возникновения и принятых мерах.

С данной информацией тесным образом связаны также сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Общим свойством всех рассмотренных выше сведений является их природоохранная направленность, необходимость не только для охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан, но и для обеспечения экологической безопасности.

Природоресурсный характер имеют сведения о состоянии природных ресурсов. Это, в основном, сведения, содержащиеся в государственной кадастровой документации и реестрах по отдельным природным ресурсам, предусмотренные преимущественно в природоресурсном законодательстве, а также в природоохранных нормативных правовых актах – кодексах, законах, постановлениях, приказах, СНиПах, ГСТах, технических регламентах и других. Такие сведения содержат характеристики качества и количества того или иного природного ресурса, определяют состав и категории пользователей, имеют иные экономические, экологические, организационные и технические показатели.

Кроме того, в состав экологической информации необходимо включать не менее значимые для правового регулирования эколого-информационных отношений сведения:

о правовых средствах (инструментах), содержащихся в экологическом праве;

об организационных, экономических, технических, правовых и других мерах, необходимых для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, охраны жизни и здоровья граждан, обеспечения экологической безопасности.

В состав экологической информации следует включать предусмотренную законодательством информацию, связанную с защитой экологических прав и законных интересов граждан и других субъектов эколого-информационных отношений.

В состав экологической информации включаются следующие сведения:

о состоянии окружающей среды;

о состоянии здоровья населения, безопасности людей, условиях их жизни, связанных с состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов;

о загрязнении окружающей среды и ее компонентов или ином негативном воздействии на них и здоровье населения, а также об объектах, источниках такого воздействия;

об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, мерах по обеспечению безопасности (экологической, радиационной, промышленной, безопасности гидротехнических сооружений, генно-инженерной деятельности и др.), авариях и причинах их возникновения и принятых мерах;

о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, принимаемых и принятых мерах;

о состоянии природных ресурсов;

о нормативных правовых и иных актах (их проектах) в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а также мерах и последствиях их реализации;

о соглашениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

о государственной экологической и иной политике, экологических и других прогнозах, программах и планах, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды, здоровье, условия жизни и экологические права граждан;

о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, граждан-предпринимателей, связанной с использованием и распоряжением природными ресурсами, охраной окружающей среды, обеспечением экологической и иной безопасности, обеспечением экологических прав граждан и юридических лиц;

сведения, связанные с защитой экологических прав и законных интересов граждан и других субъектов.

Принципы управления, функции управления, планирование работ в системе управления

Право и государство в их современной модификации выработаны долгим и трудным поиском человечеством путей самосохранения и выживания. И с этих позиций проблема устойчивого развития не нова, она существует столько, сколько существует человечество. Однако каждый этап его развития выдвигал свои проблемы, необходимые для самосохранения и выживания человеческого рода, свои способы решения этой задачи.

Стратегическое управление является непрерывным процессом, в рамках которого в стратегию управления вносятся необходимые изменения под влиянием новых задач или меняющихся условий.

Функции государства осуществляются через деятельность государственных органов, исходя из принципа разделения властей:

между органами законодательной, исполнительной и судебной власти с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

между территориальными федеральными органами исполнительной государственной власти, органами исполнительной государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления на конкретных территориях с учетом сфер ведения.

Функция государственного управления осуществляется через устойчивые, относительно самостоятельные, наиболее общие виды деятельности органов государственной власти, направленные на достижение целей государственного управления.

Государственное управление - организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов над развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни, регулярно осуществляемый органами исполнительной власти по реализации или обеспечению реализации властных полномочий, находящихся в их компетенции.

Критерии функции управления подразделяются на:

основные функции, которые выражаются в деятельности, осуществляемой органом исполнительной власти для достижения целей его создания, ориентированной на обеспечение потребностей граждан, органов и организаций и зафиксированной в положении об органе исполнительной власти;

вспомогательные функции, являющиеся деятельностью, осуществляемой структурными подразделениями органов исполнительной власти в целях выполнения основных функций.

В системе государственного управления основополагающим является единство функций государственного управления при их практической реализации, с учетом достижения комплексного подхода к вопросам функций управления.

Государственное управление состоит не только из планирования, адаптации и контроля, но и мониторинга, надзора, и включает в себя функции контроля, надзора и мониторинга.

Принцип управления определяет способ формирования управляющего воздействия, одними из которых являются принципы управления по отклонению и по возмущению:

Принцип управления по отклонению основан на измерении отклонения управляемой величины от заданной значения и преобразовании его в управляющее воздействие. Достоинством систем, реализующих этот принцип управления, является то, что в них процесс управления осуществляется независимо от причин, вызывающих изменение управляемой величины.

Принцип управления по возмущению основан на измерении основного возмущающего воздействия и формировании на основании полученной информации управляющего воздействия. Это позволяет быстрее включить в работу устройство управления, так как полученная информация дает сведения о причине, приводящей к нарушению равновесия объекта. Однако при этом управляемая величина не измеряется. Точность поддержания управляемой величины в таких системах снижается.

Одним из принципов управления является принцип автоматическогоуправления, под которым понимается поддержание оптимальных условий протекания технологического процесса объекта управления.

Управление, при котором автоматически поддерживается в заданных пределах одна или несколько величин, определяющих функционирование объекта управления, называется автоматическим регулированием.

Совокупность технических средств, с помощью которых одну или несколько регулируемых величин без участия человека-оператора приводят в соответствие с их постоянными или изменяющимися по определенному закону заданными значениями путем выработки воздействия на регулируемые величины в результате сравнения их действительных значений с заданными, называют автоматической системой регулирования (АСР).

Состояние объекта управления характеризуется различными величинами и их параметрами. В процессе управления эти величины поддерживаются в определенных интервалах или изменяются по какому-либо закону.

Технический объект, величины (параметры) которого регулируются, принято называть объектом регулирования (ОР).

Совокупность устройств, осуществляющих процесс регулирования, называется регулирующим устройством (регулятором).

Величины, характеризующие ОР и подлежащие заданным изменениям в процессе регулирования, называются регулируемыми величинами. При отклонении регулируемой величины от заданного значения необходимо воздействовать на ОР путем изменения притока или отбора вещества с определенной массой и энергией. Физическая величина, определяющая управляющее воздействие на ОР, называется регулирующей величиной.

Выбор систем контроля и управления по надежности, быстродействию, допустимой погрешности измерительных систем и другим техническим характеристикам осуществляется с учётом особенностей технологического процесса. Технологические процессы, имеющие в своём составе объекты с блоками I категории взрывоопасности, как правило, оснащаются автоматическими и автоматизированными системами управления на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники.

Планирование в системе технической безопасности основывается на нормативных правовых документах, разрабатываемых и принимаемых Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Планирование осуществляется с начала разработки проектно-сметной документации и до завершения эксплуатации опасного производственного объекта.

Основой планирования работ в системе управления промышленной безопасностью является декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Разработка декларации промышленной безопасности осуществляется на основании федерального закона 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и предполагает:

всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы;

анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае:

обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта;

изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности;

в случае изменения требований промышленной безопасности.

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах осуществляется на основании методических указаний соответствующих министерств и ведомств по отраслевому признаку опасного производственного объекта.

Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 9

Как организуется функционирование информационных потоков между субъектом и объектом управлением

Как осуществляются функции государства в области промышленной безопасности

Как подразделяются категории функции управления

Планирование в системе технической безопасности

Контрольный тест

Наши рекомендации