Говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь 7 страница

12* 355

ром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко

за степь, пересветно сияющего серебряными разливами

полноводных рек, втекающих в синее море, —из

всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой

сокровищницы, языка живого, сотворенного и, однако

же, без устали творящего, больше всего я люблю

слово воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово

—самое дорогое и всеобъемлющее.

488. Составьте план и конспект отрывка из статьи

В. Ф. Ходасевича о М. Ю. Лермонтове. Выскажите свое

мнение по поводу некоторых утверждений автора

статьи.

Поэзия Лермонтова —поэзия страдающей совести.

Его спор с небом —попытка переложить ответственность

с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот

соблазнительный мир создал, кто ≪изобрел≫ его мученья.

В послелермонтовской литературе вопросы совести

сделались мотивом преобладающим, особенно в прозе:

потому, может быть, что она дает больше простора

для пристальных психологических изысканий.

И в этом смысле можно сказать, что первая русская

проза ≪Герой нашего времени≫, в то время как

≪Повести Белкина≫, при всей их гениальности, есть

до известной степени еще только проза французская.

Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о

добре и зле не только как художник, но и как человек,

первый потребовал разрешения этого вопроса,

как неотложной для каждого и насущной необходимости

жизненной, —сделал дело поэзии делом совести.

Может быть, он предчувствовал, какой пламенный

отклик найдет впоследствии его зов, когда говорил

о себе, что он

...не Байрон, но другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

356

Лермонтов дал первый толчок тому движению, которое

впоследствии благодаря Гоголю,. Достоевскому

и Толстому сделало русскую литературу литературой

исповеди, вознесло на высоту недосягаемую...

Но и еще в одном отношении литература русская

глубоко перед ним обязана: он жизнью своей создал

для нас великий образец художника. Уходя от суда

людского и не допуская людей присутствовать при

последнем суде, Божьем, —как человек он, быть

может, был прав, быть может —нет. Этот вопрос

разрешен тем же приговором, которого мы не знаем.

Но как художник он был несомненно прав. Неизбежная

спутница художественного творчества —тайна.

Для каждого художника рано или поздно настает

мгновение, когда он должен сделать рукою жест жреческий

и произнести свою формулу. После того завеса

его скрывает, он останется один, лицом к лицу с Богом.

И каждый художник, помня о Лермонтове, обязан

спросить себя: имею ли я право произнести жреческую

формулу, как имел это право он, превзошедший

людей в добре и зле?

§ 66. Изложения и сочинения.

Для справок.

Виды текстов.

В зависимости от содержания и характера изложения

материала различаются: а) о п и с а н и е; б) по-,

в е с т в о в а н и е и в) р а с с у ж д е н и е .

В описательных текстах предметы или явления изображаются

путем перечисления характерных для них

признаков. В начале или в конце описания дается представление

о предмете или явлении в целом, основную

часть составляют элементы описания —отрывки, раскрывающие

отдельные стороны изображаемого. Элементы

описания приводятся по определенной системе: в порядке

их важности, в порядке последовательности расположения

в пространстве и т. д.

357

Повествовательные тексты содержат рассказ о событиях,

который ведется в хронологической последовательности.

В повествовании выделяются основные события,

указывается порядок их следования, показывается

их взаимосвязь. Примером подобных текстов может служить

биографическое произведение, рассказ о путешествии

и т. п.

Рассуждением называется такой вид текста, в котором

исследуются предметы или явления, вскрываются

причины, анализируются внутренние признаки, доказываются

определенные положения. В доказательствах

выделяются основное положение, истинность которого

доказывается (так называемый тезис), и суждения,

обосновывающие правильность тезиса (их называют

аргументами).

489. Выясните приемы простого (делового) описания

в приводимом ниже тексте.

КЛАССНАЯ КОМНАТА.

Налево от двери были две полочки: одна —наша,

детская, другая —Карла Иваныча, собственная. На

нашей были всех сортов книги —учебные и неучебные:

одни стояли, другие лежали; коллекция книг на

полочке Карла Иваныча если не была так велика, как

на нашей, то была еще разнообразнее.

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные,

но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча.

На третьей стене, в середине которой была дверь

вниз, с одной стороны висели две линейки: одна — изрезанная, наша; другая —новенькая, собственная;

с другой —черная доска, на которой кружками

отмечались наши большие проступки и крестиками

—маленькие. Налево от доски был угол, в который

нас ставили на колени.

Посредине комнаты стоял стол, покрытый

оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих

местах виднелись края, изрезанные перочинными

ножами. Кругом стола было несколько некраше-

358

ных, но от долгого употребления залакированных табуретов.

Последняя стена была занята тремя окошками.

Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога,

за которой стриженая липовая аллея, из-за которой

кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею

виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив

лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна

направо видна часть террасы, на которой сиживали

обыкновенно большие до обеда.

(Л. Н. Толстой)

490. Составьте описание улицы, на которой вы живете

(опишите жилые дома по соседству, магазины, зеленые

насаждения, виды городского транспорта, средства

уличного освещения и т. д.).

491. Выясните приемы художественного описания в

приводимом ниже тексте. Чем оно отличается от простого

(делового) описания?

РОЩА.

Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился

под высокий куст орешника, над которым молодой,

стройный клен красиво раскинул свои легкие

ветви. Касьян присел на толстый конец срубленной

березы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в

вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили

взад и вперед по его тщедушному телу, кое-как закутанному

в темный армяк, по его маленькому лицу.

Он не поднимал головы.

Наскучив его безмолвием, я лег на спину и начал

любоваться мирною игрою перепутанных листьев на

далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие

лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется,

что вы смотрите в бездонное море, что оно широко

расстилается под вами, что деревья не поднимаются

от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются,

отвесно падают в те стеклянно-ясные волны;

листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгуща-

359

ются в золотистую, почти черную зелень. Где-нибудь,

далеко-далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно

стоит отдельный листок на голубом клочке

прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая

своим движением игру рыбьего плёса, как

будто движение то самовольное и не производится

ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают

и тихо проходят белые круглые облака, и

вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти

ветки и листья, облитые солнцем, —все заструится,

задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее

лепетание, похожее на бесконечный мелкий

плеск внезапно набежавшей зыби.

Вы не двигаетесь —вы глядите, и нельзя выразить

словами, как радостно, и тихо, и сладко становится

на сердце. Вы глядите —та глубокая, чистая

лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную,

как она сама, как облака по небу, и как будто

вместе с ними медлительной вереницей проходят по

душе счастливые воспоминания; и все вам кажется,

что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас

самих за собой в ту спокойную, сияющую бездну, и

невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины.

(Я. С. Тургенев)

492. Опишите летний вечер по своим собственным наблюдениям.

Всмотритесь в краски на небе, проследите

их переливы, вслушайтесь в окружающие вас звуки.

Привлеките, где это будет уместно, эпитеты, сравнения

и другие изобразительные средства языка. Так как наблюдаемые

явления будут происходить одновременно,

используйте в основном глаголы в форме несовершенного

вида (так называемое н а с т о я щ е е или прошедшее

о п и с а т е л ь н о е ) .

493. Укажите черты описания и повествования в приводимом

тексте.

Около полувека назад в дачном поселке Куоккала

стоял неподалеку от станции деревянный домишко,

360

X. X.

над которым торчала несуразная башенка с разноцветными,

наполовину разбитыми стеклами. Там, в

башенке, около полувека назад находилось мое

жилье, и лестница туда была очень крутая.

По этой лестнице однажды, перед вечерними сумерками,

очень легко, без одышки, взобрался ко мне

пожилой человек —в первую минуту я принял его за

посыльного —и подает мне письмо:

—Из Питера, от Ивана Ивановича...

И называет фамилию одного очень небольшого писателя,

который печатал в тогдашних газетах мелкие

заметки об искусстве.

Я вскрываю конверт и читаю:

≪Пользуясь любезностью Ильи Ефимовича Репина,

который доставит Вам эту записку, спешу сообщить...

≫.

Дальше я не читал. Мысль, что здесь, передо

мною, в этой крохотной комнатке, создатель ≪Бурлаков

≫, ≪Запорожцев≫, ≪Не ждали≫, ≪Ивана Грозного≫,

≪Крестного хода≫, привела меня в состояние крайней

растерянности. Я стал усаживать его на свой единственный

стул, но он сказал, что он только что с поезда,

что ему нужно поскорее домой, и все же задержался

на минутку, чтобы оглядеть мою скудную книжную

полку.

Когда в Третьяковке или в Русском музее смотришь

десятки картин, написанных репинской

кистью, Репин кажется великаном. Самое количество

этих картин поражает своей колоссальностью. И вот

он стоит передо мною —небольшого роста, с улыбающимся,

крепким, обветренным, стариковским лицом,

с прищуренным правым глазом, в черной шинельке, с

накидкой, в самых обыкновенных деревенских перчатках,

и даже не перчатках, а варежках, вокруг усов

у него топорщатся рыжеватые волосы, совсем простой,

даже как будто застенчивый, будто и не знает,

что он —Репин.

—Ах, вы и по-английски читаете! —сказал

он, увидев на полке какую-то английскую книгу,

361

и сказал таким уважительным голосом, словно

умение читать на чужом языке было величайшей

премудростью, недоступной обыкновенному смертному.

(К. И. Чуковский)

494. Опишите свое посещение музея или картинной галереи,

сочетая повествование с описанием.

495. Дайте описание какого-либо производственного

процесса, в котором вы принимали участие или который

наблюдали.

496. Напишите короткую хроникальную заметку в

стенгазету. В такого рода заметках содержатся ответы

на вопросы что? где? когда?

497. Напишите в стенгазету более подробную корреспонденцию,

в которой не только сообщалось бы о факте,

месте и времени происшествия, но также указывались

бы деятель и мотивы его действий (кто? что? где?

когда? почем у?).

498. Составьте зарисовку внешности кого-либо из своих

знакомых.

499. Используя материалы из спортивной жизни, напишите

сочинение на тему ≪Какими качествами должен

обладать настоящий спортсмен?≫.

500. Укажите черты повествования и рассуждения ≫

приводимом ниже тексте.

Когда на южной окраине города рассвело, третья

батарея уже окопалась и стояла замаскированная. За

снегами поднялось зимнее солнце, и все увидели немецкие

танки, изготовившиеся к атаке. Они не скрывались,

на глазах у всех перестраивались, и оттого,

что двигались все время, их трудно было сосчитать.

Но их было много.

362

V

Впереди несколько слева третьей батареи стояла

тяжелая батарея другого полка. Комбата ее издали

можно было отличить по высокой черной папахе с

красным верхом. Он стоял у колеса пушки, одной рукой

держа бинокль, другой, в перчатке, делал знаки

расчету, и, повинуясь его руке, стволы пушек разворачивались.

Видно было, как работают под щитом номера,

наводчик крутит колесики поворотного и подъемного

механизмов. Батарея готовилась открыть

огонь по танкам.

После первого снаряда танки ожили. Они ждали

этого, опасались идти в атаку по снежному полю, не

зная наших огневых точек, и вызывали огонь на себя.

Теперь всей мощью они навалились на батарею. Снаряды

густо рвались вокруг нее, и батарейцы только

отстреливались.

Оттуда по глубокому снегу бежал человек. Еще издали

закричал рыдающим голосом:

—Что же вы смотрите? На ваших глазах нас расстреливают,

а вы стоите?

Это был лейтенант, командир взвода.

Величенко чувствовал на себе взгляды бойцов.

Быстро подошел Назаров:

—Товарищ комбат, разрешите открыть огонь.

А танки все били по батарее. Одно орудие ее уже

молчало. Снаряд угодил под колесо, и пушка осела

набок, щит был погнут. Несколько человек осталось

лежать в окопе, другие, рассыпавшись, бежали к садам.

Назаров ближе шагнул к Беличенко:

—Если вы не прикажете, я сам открою огонь!

—Я вас расстреляю на месте! —задохнувшись, тихо

сказал Беличенко.

Когда он обернулся, он не встретил ничьих глаз.

На батарее уже и вторая пушка была подбита и не

отвечала на огонь немецких танков. Расчет покинул

ее. последние номера уже добегали до садов. Только

комбат в своей высокой черной папахе с красным верхом

сидел за колесом пушки сжавшись, не желая

оставлять батарею, которую он сам погубил. Кому

363

этот его героизм теперь был нужен. Нет, не мог Бели-

ченко открывать огонь. Не имел права, поддавшись

чувству, принять бой в условиях, которые навязывали

ему немцы. Открой он огонь, и танки обнаружат

его замаскированную батарею и с выгодных позиций,

издали расстреляют ее, как они только что расстреляли

соседнюю. Он отвечал за жизнь людей, но эти же

люди сейчас под его взглядом отводили глаза, как перед

человеком, который сделал жестокое дело.

На разбитой батарее оставались снаряды, и он послал

за ними бойцов. Низинами, садами, оврагами

они пробрались туда и вынесли все ящики, а комбат

по-прежнему сидел на батарее, оставшейся без пушек

и без снарядов.

Но у Беличенко не было сейчас жалости к этому человеку.

Да и времени жалеть не оставалось.

Здесь, на окраине садов, третья батарея встретила

танки и отбила их, а потом потеряли атакам счет. И с

каждой отбитой атакой укреплялось сознание, что хотя

и нет уже никакой возможности, а все же держаться

здесь можно.

(По Г. Я. Бакланову)

501. Опишите эпизод из вашей жизни, который вы считаете

интересным. Для указания последовательности событий

используйте глаголы в форме совершенного вида

(так называемое п р о ш е д ш е е п о в е с т в о в а т

е л ь н о е ) .

502. Укажите элементы рассуждения в приводимом ниже

тексте.

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи

безмолвно свидетельствуют о самой древней истине

—о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных

предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без

вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно

понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо

знали еще современники поэта, и лучше всех

Александр Иванович Тургенев, писавший о доме

364

Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом

в Михайловском.

Давно известно, что для любого поэта места, где

складывалась его судьба, где открылись его ≪вещие

зеницы≫, особенно дороги. Они остаются для него навсегда

самыми примечательными на свете.

Начало своей творческой биографии сам Пушкин

связывал не только с царскосельскими садами, но и с

Михайловскими рощами. В Михайловском он осознал,

≪зачем на свет родился≫. Он постиг в нем истинную

щедрость природы, ее безграничность, ≪красу,

вечно сияющую≫. И он отдал сердце и любовь здешнему

небу и земле, ее хлебу, цветам, деревьям и птицам.

Михайловское было его домом, через окна которого

он увидел свою Отчизну. Оно было его судьбой и

счастьем.

Через любовь к цветам, птицам и травам к великому

поэту пришла любовь к своему народу, любовь

светлая, жизнерадостная, как чудесная песнь соловья

или иволги.

Через любовь к природе Михайловского приходит

радость и ко всем нам.

(С. С. Гейченко)

503. Прочитайте отрывок из книги М. М. Пришвина

≪Дорога к другу≫. Сформулируйте основную мысль, выраженную

в отрывке.

Человек семидесяти пяти лет, его жизнь на волоске,

а он сажает сирень!

И мало того, он не один, и, может быть, не было

времени, когда бы так страстно хватались люди за

растения: все, кто может, сажают сады.

Это значит, во-первых, что люди живут все как

бессмертные, презирая свое знание смерти; во-вторых,

это значит, что лучшее у человека есть действительно

сад.

Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды

не себе достанутся, но радость жизни начинается с

раскрытием первой почки посаженного растения.

365

504. К какому виду изложения (описанию, повествованию,

рассуждению) вы отнесете следующий текст? Мотивируйте

свое мнение.

На днях в Коктебеле один плотник, толковейший

молодой парень, указал мне могилу М. А. Волошина,

расположенную высоко над морем на левом черепашьем

берегу Ифигениевой бухты. Когда мы подняли

прах на указанную в завещании поэта гору, пояснил

он, все изумились новизне открывшегося вида.

Только сам М. А. —наибольший, по словам плотника,

спец в делах зоркости —мог так удачно выбрать

место для своего погребения.

В руках плотника была магнитная стамеска. Он

окунал в гвозди голую голубую сталь и вынимал

ее всю упившуюся цепкими железными комариками.

М. А. —почетный смотритель дивной геологической

случайности, именуемой Коктебелем, — всю свою жизнь посвятил намагничиванию вверенной

ему бухты. Он вел ударную дантовскую работу

по слиянию с ландшафтом и был премирован отзывом

плотника.

(О. Э. Мандельштам)

505. Напишите сочинение на тему ≪Что мне дает чтение

произведений художественной литературы?≫. Каждое

свое утверждение подкрепите нужной аргументацией.

506. Подготовьте устный пересказ приводимого ниже

текста.

НЕОБЫЧНЫЕ

ПАМЯТНИКИ.

Весной 1942 года немецко-фашистские самолеты

забросали глубинными бомбами английскую подводную

лодку. Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил,

что лодка обречена: руль и системы подъема повреждены,

связь на глубине не работала. Медленная

смерть казалась неизбежной, единственная робкая

366

V >w

надежда была на двух голубей: вдруг птицы помогут

связаться с базой? Голубей поместили в спасательную

капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу

и стали ждать. Помощь пришла на вторые сутки,

причем спасительницей оказалась голубка: в жестокий

шторм она пролетела над океаном несколько сот

километров и принесла на базу координаты лодки. За

этот подвиг птице поставлен памятник и она навечно

зачислена в экипаж лодки.

На острове Родос в Греции можно увидеть монументы

оленей: животным воздана честь за истребление

опасных змей.

Наибольшую благодарность людей заслужили, конечно,

собаки. Какую только работу не выполняют

они по поручению человека! Собака и сторож, и пожарник,

и санитар, и сапер на войне, и незаменимый

помощник пограничника, криминалиста, охотника;

собаки первыми из живых существ побывали в космосе,

на них испробованы операции с пересадкой сердца

и множество других опытных операций. В 1935 году

в поселке Колтуши по настоянию академика И. П. Павлова

воздвигнут монумент, названный ≪Памятник неизвестной

собаке≫.

В Париже поставлен памятник сенбернару по кличке

Барри. На пьедестале выбита надпись: ≪Доблестный

Барри спас от гибели сорок человек. Во время

спасения сорок первого погиб≫. За этой надписью стоит

полная драматизма история.

Вот как все произошло. Сенбернары —это собаки-

горноспасатели: они разыскивают людей, когда бывают

снежные обвалы. На спине большого и сильного

животного приторочены средства первой помощи:

продукты, бутылка вина, одеяло. Если собака не в силах

раскопать пострадавшего, она мчится в селение

и там зовет на помощь людей. Таким образом Барри

удалось спасти 40 человек. Сорок первый, обнаруженный

под завалом, не подавал признаков жизни,

однако собака раскопала его и, согревая дыханием,

стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнул-

367

ся, открыл глаза, но, испугавшись, выхватил револьвер

и выстрелил.

К счастью, концовка этого рассказа —легенда. На

самом деле Барри жил при монастыре на горе Большой

Сен-Бернар с 1800 по 1812 год, а когда состарился

и стал слаб для работы в горах, то настоятель монастыря

отправил его в столицу Швейцарии —Берн,

и, как записано в одном документе, ≪город кормил

его до самой смерти≫. Чучело Барри и сейчас можно

видеть в Зоологическом музее в Берне.

507. Прочитайте текст научно-популярного содержания.

Укажите особенности его изложения.

ЧТО МОЖЕТ РАСКРЫТЬ

ОБЫКНОВЕННЫЙ СУФФИКС.

≪Как ваша фамилия?≫ —≪Кузнецов≫. —≪А ее?≫ — ≪Надеждина≫. —≪А вот этого малыша в валенках?≫ — ≪Его фамилия Козловский≫.

Вот три вида суффиксов, при помощи которых чаще

всего образуются наши русские фамилии:

≪-ов≫ (Столяров, Викторов, Ушаков),

≪-ин≫ (Добрынин, Пушкин, Дружинин),

≪-ский≫ (Вяземский, Жуковский, Даргомыжский).

Так же часто, как суффикс ≪-ов≫, встречаем мы

в фамильных именах и его разновидность —суффикс

≪-ев≫: Дмитриев, Сараев, Соловьев. <...>

Что может значить фамилия ≪Петров≫? Она означает

≪принадлежащий Петру≫. ≪Град Петров≫ у

Пушкина значит: ≪построенный, созданный Петром

Первым≫.

В применении к человеку суффикс ≪-ов≫, когда он

присоединяется к человеческому же имени, значит

обычно: ≪сын такого-то≫. ≪Васильев≫ —это почти то

же, что и ≪Васильевич≫. ≪Васильев≫ —либо сын, либо

же потомок Василия.

Вплоть до самой революции крестьянство у нас

в России почти не имело настоящих фамилий, которые

переходили бы из поколения в поколение. Если

368

у Петра рождался сын Николай, то он получал фамилию

≪Петров≫. Внук же Петра и сын Николая назывался

бы чаще всего не Александр Николаевич Петров,

а Александр Николаев.

В еще более далеком прошлом существовало обыкновение,

совсем уж ясно показывавшее, что именно

означал первоначально суффикс ≪-ов≫ или ≪-ев≫, входящий

в состав наших фамилий. Тогда говорили так:

≪Лев Кириллов —сын Нарышкин; Борис Львов — сын Кречетов≫.

Именно поэтому, встречая какую-нибудь фамилию

с этими суффиксами, мы имеем полное право предположить,

что остальная часть слова была когда-то именем,

мужским именем.

Чаще всего тут и предполагать нечего: ясно, что

Петр, Иван, Григорий —это мужские имена. <...>

По-видимому, мужскими именами были когда-то

многие слова, которых мы сейчас уже никогда не

Наши рекомендации