Говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь 3 страница

черные косы завяжет у стана и убежит и в просторе

полей сладко и вольно так дышится ей (Н.). 4. За

громадной тучей дыма не было видно пламени но

дым прямо летел по ветру на усадьбу и чувствовался

в комнатах горький запах его (С.-Щ.). 5. Пусть перебирается

в деревню во флигель или я переберусь отсюда

но оставаться с ним в одном доме я не могу (Ч.).

6. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали

резко из тумана да вдали тянулась едва заметная

белая струйка дыма (Кор.). 7. Вода в пруде

почернела и легкая лодочка уже скользила по ней и

слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки

в лодочке (Булг.). 8. Нас зовут и мы идем ужинать

(Бакл.). 9. На лицах милиции помаленьку стало выражаться

недоумение а артисты без церемонии начали

высовываться из кулис (Булг.). 10. Со второй

спички сера не сорвалась но огонек ее бессилен был

объять скрученное коричневатое тело спички

(Солж.).

299

438. Объясните отсутствие запятой между простыми

предложениями, входящими в состав приводимых ниже

сложносочиненных предложений.

1. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и

вдобавок щука оторвала удочку (Акс). 2. Глаза

у всех устремились и носы вытянулись по направлению

к письму (Гонч.). 3. Звезды уже начинали

бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала

к крыльцу домика в Васильевском (Т.). 4. В сенях

пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи

шкуры (Л. Т.). 5. Подсудимых тоже куда-то выводили

и только что ввели назад (Л. Т.). 6. У Гаврилы

смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные

глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали

(М. Г.). 7. От долгого сидения у него затекли

ноги и заболела спина (Купр.). 8. В лесу еще снег лежит

нетронутый и деревья стоят в снежном плену

(Пришв.). 9. По утрам кумысный домик привлекал

людей со слабыми легкими и пятна солнца, прорвавшиеся

сквозь листву на столики, освещали около

недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные

длиннопалые руки (Фед.). 10. В это время тягуче

скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова

деда Щукаря (Шол.). 11. В эту ночь особенно

шумно шел дождь и особенно нежной была их встреча

(Наб.). 12. А часом позже уже сияло солнце и от

земли подымался пар (Бакл.).

Для справок. Запятая перед союзом и не ставится:

1) если простые предложения в составе сложносочиненного

предложения имеют общий второстепенный

член, например: По улицам шли прохожие и проносились

машины;

2) если простые предложения в составе сложноподчиненного

предложения имеют общее придаточное предложение,

например: Когда окончился футбольный

матч, зрители покинули стадион и трибуны опустели;

3) между двумя назывными предложениями, например:

Прогулка в парке и катанье на лодках.

300

439. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Укажите сложносочиненные предложения с союзом и и

простые предложения, имеющие в своем составе однородные

члены с союзом и.

1. Вой волка восходил вверх печальными полутонами

и задерживался долго на высокой напряженной

пронзительной ноте (Акс). 2. Еще одна минута

объяснения и давнишняя вражда готова была погаснуть

(Г.). 3. Колесо чугунное вертится и гудит и

ветром обдает (Н.). 4. Он знак подаст и все хлопочут

(П.). 5. Мать слушала его слабый вздрагивающий

и ломкий голос (М. Г.). 6. Ты всегда был строг

ко мне и ты был справедлив (Т.). 7. Все блещет и нежится

и радостно тянется к солнцу (Купр.).

8. Чеченцы отъехали назад и стрельба прекратилась

(Л. Т.). 9. В мыслях о судьбе и творчестве безвременно

погибшего поэта [А. С. Пушкина] сливались

скорбь и восторг гнев и гордость истинною непререкаемою

славой русского народного гения (А. Кони).

10. Все наши чувства и мысли образы страдания радости

и заблужденья следуют за нами! (Зайц.). 11. Он

улыбался ласково печально и гладил ее по затылку

(Зайц.). 12. Он замечал ее издали и сразу холодело

в груди (Наб.).

440 (повторение). Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Намедни ночью бессонница моя меня томила и

в голову пришли мне две-три мысли (П.). 2. Кругом

по песку валялись безо всякого порядка обручи и

торчали порожние бочки (Григ.). 3. В селе не переводилась

лихорадка и была топкая грязь (Ч.).

4. В большое старое окно виден сад дальше кусты

густо цветущей сирени сонной и вялой от холода и

туман белый густой тихо подплывает к сирени хочет

закрыть ее (Ч.). 5. На равнинах перерезанных кое-

где оврагами лежали утопая в садах села и кое-где по

горизонту давно запаханные и охваченные желтыми

нивами рисовались высокие могилы (Кор.). 6. Треск

301

разрываемой рубахи и Гаврила лежал на песке безумно

вытаращив глаза (М. Г.). 7. Как будто кто-то задумчиво

без слов пел и не было слышно голоса и

только представлялась потонувшая в ночной синеве

река и костер и смутный обрыв и в темной глубине

чуть зыблемые звезды (Сераф.). 8. Решение Лизы

сняло с его сердца камень да и весь дом сразу ожил

точно от ниспосланного мира (Фед.). 9. В два пальца

по-боцмански ветер свистит и тучи сколочены плотно.

И ерзает руль и обшивка трещит и забраны в рифы

полотна (Багр.). 10. Ровный мягкий свет струился

по опавшей листве и яблони отсвеченные по краям

стояли у окна странные и золотые (Фад.). 11. Некоторые

стекла были разбиты а торчавшие уголки соединены

паутиной (Наб.). 12. Этот запах смешанный со

свежестью осеннего парка Ганин теперь старался

уловить опять но как известно память воскрешает

все кроме запахов (Наб.).

441 (повторение). Перепишите, ставя нужные знаки

препинания и объясняя их постановку.

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...

Лиза с трудом задыхаясь и раскачиваясь продвигалась

вперед цепенея от ледяной воды и не спуская

глаз с двух сосенок на островке. Но не грязь

не холод не дышащая под ногами почва были ей

страшны. Страшным было одиночество мертвая тишина

нависшая над болотом. Лиза ощущала почти

животный ужас и ужас этот не только не пропадал а с

каждым шагом скапливался в ней и она дрожала беспомощно

и жалко боясь оглянуться сделать лишнее

движение.

Идти труднее стало топь до колен добралась но теперь

приближался берёг и Лиза уже отчетливо видела

пень с которого старшина в болото сиганул.

Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед

ней. Это было так неожиданно так близко от нее

что Лиза не успев вскрикнуть рванулась в сторону.

Всего на шаг в сторону а ноги сразу потеряли опору

302

повисли где-то в зыбкой пустоте и топь мягкими тисками

сдавила бедра. Пытаясь во что бы то ни стало

удержаться выбраться на тропу Лиза всей тяжестью

навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула

и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую

грязь...

(По Б. Л. Васильеву)

1. Составьте схему первого предложения.

2. Найдите в тексте неоднородные определения.

3. Сделайте фонетический разбор слова хрустнуть.

§ 62. Сложноподчиненное предложение.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

442. Укажите виды придаточных предложений. Выделите

союзы и союзные слова.

1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту

зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и

дамских платьев был страшный (Г.). 2. Если лето

дождливо, то роскошная растительность степи сохраняет

свою свежесть до начала июля и достигает великолепных

размеров (Акс). 3. Как ни было легко косить

мокрую и слабую траву, но трудно было спускаться

и подниматься по крутым косогорам оврага

(Л. Т.). 4. Хотя было еще рано, но ворота оказались

запертыми (Кор.). 5. Мать остановила его вопрос движением

руки и продолжала так, точно она сидела перед

лицом самой справедливости (М. Г.). 6. Трава была

так густа и сочна, так ярко, сказочно-прелестно зелена

и так нежно розовела от зари, как это видят

люди и звери только в раннем детстве (Купр.).

7. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла

из берегов (А. Н. Т.). 8. По безмолвно прыгавшим губам

его было понятно, какие избранные поучения читал

он нарушителям тишины (Фед.). 9. Он дождался

той минуты, когда по железному мосту медленно прокатил

шедший с севера экспресс (Наб.). 10. Он был

так бледен, что всегда казался плохо выбритым

303

(Наб.). 11. Он еще продолжал ощущать радость, когда

входил в дом, полный русских игрушек (Наб.).

12. Смотри с печальною усладой, как в свет зари

вползает дым (Бл.).

Для справок. В сложноподчиненных предложениях

союзы служат только для связи придаточного

предложения с главным и не являются членами придаточного

предложения. Союзные слова (относительные

местоимения и местоименные наречия) не только связывают

придаточные предложения с главным, но и являются

членами придаточного предложения.

443. Укажите виды придаточных обстоятельственных.

Объясните постановку знаков препинания.

1. Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного

села с множеством изб и улиц (Г.). 2. По синим

волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах,

корабль одинокий несется, несется на всех парусах

(Л.). 3. Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое,

понадобилось поливать каждое дерево (Ч.). 4. С

реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала

чья-то могучая, тоскующая грудь (М. Г.). 5. Огурцы

были настолько нежны, что парниковая зелень их кожицы

отливала белизной (Фед.). 6. Хотя казаков было

мало, Левинсон почувствовал вдруг сильное волнение,

как и в первый, давнишний период его военной

деятельности (Фад.). 7. Всюду, где только лес был пореже,

лежали на земле белые холсты лунного света

(Кат.). 8. Свежий воздух рванулся в комнату, сдул

лежавшую пыль так, что поднялся серый туман (По-

лев.). 9. И даже когда там гранаты начали рваться, он

не испугался (Б. В.). 10. Врал Юрий Петрович с некоторым

прицелом, хотя никаких заранее обдуманных

намерений у него не было (Б. В.). 11. Меня прислали,

чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости (Булг.).

12. Маргарита повернулась туда, куда указывал Аза-

зелло, но ничего особенного там не обнаружила

(Булг.). 13. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили

иголку, утих висок, нывший весь вечер

304

(Булг.). Человек, если он намерен достичь в жизни чего-

либо, должен уметь отказывать (Бакл.).

444. Перепишите текст, ставя нужные знаки препинания.

Выделите сложноподчиненные предложения.

ЧУВСТВО УТРАТЫ.

С каждым может случиться что жил с человеком

глядел на него и не видел. И когда он вдруг исчез то

тут-то и открылся в тебе внутренний взгляд на него а

сердце сжалось смертельной тоской.

Этого так много бывало на земле во все времена

что не обошло никого. Иногда и тот чувствует тоску

кто не испытал еще смертельной утраты. Радуясь

жизни которой полон он вдруг остановится и подумает:

а если я радуясь пропущу что-то и потом буду жалеть?

(По М. М. Пришвину)

1. Составьте схему первого предложения.

2. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения,

в которых придаточные предложения связаны с главным:

а) союзом; б) союзным словом.

3. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

445 (повторение). Перепишите, раскрывая скобки и

вставляя пропущенные буквы; поставьте нужные знаки

препинания.

Небо на востоке стало светлеть по мере того как

над горизонтом поднималось (тускло) багровое солнце.

Деревья (по) немногу выступали из тьмы и по вершинам

их вдруг прошелся такой сильный и свежий

ветер что лес сразу ожил. Тревожным ш..потом перекликнулись

между собой столетние сосны и сухой

иней с мягким шелестом полился с потревожен..ых

ветвей.

Ветер стих так (же) внезапно как и налетел. Настала

такая полная и торжественная тишина что

сразу стали слышны все предутренние лесные звуки

жадная грызня волков на соседней поляне осто-

305

рожное тявканье лисиц и первые удары проснувшегося

дятла раздававшиеся в тишине леса так звонко

будто он долбил не древесный ствол а полое тело

скрипки.

Лес окончательно стряхнувший с себя остатки ночного

мрака вставал во всем своем зеленом величии.

Волки ушли в лесную глуш.. переваривать ночную

добычу убралась с поляны лисица оставив на снегу

кружевной хитро сплетенный след.

Сорока чистившая на ветке ольховника черный

клюв вдруг повернула голову (на) бок прислушалась

присела готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели

сучья должно быть (от) того что кто-то большой

сильный шел сквозь лес (не) разбирая дороги. Затрещали

кусты заметались вершины молоденьких сосенок

заскрипел оседая наст. Сорока вскрикнула и распустив

хвост похожий на оперение стрелы по прямой

полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась

длинная бурая морда. Розовые ноздри извергавшие

горячий парок встревоже..ного дыхания судорожно

задвигались. Старый лось застыл в сосняке

как изваяние.

(По Б. Н. Полевому)

1. Озаглавьте текст.

2. Составьте схему первого предложения.

3. Найдите обособленные определения, укажите, чем

они выражены.

446. Сделайте пунктуационный разбор приводимого ниже

текста (объясните постановку знаков препинания).

Из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым,

не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о

нем, не отметил бы в нем этой глубоко народной черты

— лютой ненависти к самовозвеличению и чванству.

Нельзя было поверить, что тот, перед кем благоговеет

вся страна, может до такой степени не ощущать

своей славы.

306

Впрочем, мало сказать, что он не ощущал ее. Он

словно задачу перед собой поставил стушеваться, не

выпячивать ни перед кем своего ≪я≫, не угнетать никого

своими заслугами, не извлекать из своего дарования

никаких привилегий.

Одно лишь условие поставил он той библиотеке,

которой жертвовал тысячи книг: ≪Пожалуйста, никому

не говорите о моем участии в библиотечных делах

≫.

Всем памятен рассказ Станиславского, как на репетиции

своего ≪Вишневого сада≫ Чехов, несмотря на

просьбы актеров, отказался занять подобающее ему

место за режиссерским столом, а спрятался в зрительном

зале, в задних рядах, в потемках, так что тот, кто

разглядел бы его там, не поверил бы, что это автор

пьесы.

(По К. И. Чуковскому)

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите предложения с обособленными членами.

3. Найдите в тексте вводные слова.

4. Разберите по составу глаголы поверить, разглядеть,

спрятаться.

447. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные

знаки препинания.

Война закончилась давно за (пол) века выросли и

возмужали новые поколения. Прискорбно однако что

человеческая память о ней (we) только сокращается в

своих возможностях — подменяется как (бы) (анти)

памятью активно замещается в сознании пропагандистскими

стереотипами. Да мы победили коварнейшего

врага немецкий фашизм но имеем (ли) мы право забывать

о цене нашей победы?

Чем больше времени проходит с памятного мая

1945 года тем больше вопросов выдвигает прошедшая

война. Обесцениваются многие из казалось (бы) (без)

условных ценностей возникают новые. Поколениям

(по) моложе кажется что для них наступило новое

время (не) связанное с проклятым прошлым ставшим

307

заслуженной участью их отцов и дедов. Но поостережемся

с выводами. Все (таки) многое в мире связано

прочной бечевой и (не) распутав ее крепкие узлы (не)

очень (то) продвинешься в счастливое будущее. Хотя

история как известно (ни) чему (не) учит но и учиться

у себя (ни) кому (не) воспрещает. Тому конечно кто

хочет чему (нибудь) научиться. Для прочих она —

штука никчемная. В том числе и история прошлой

большой и кровавой войны.

(В. В. Быков)

1. Объясните постановку тире в предложениях текста.

2. Составьте схему первого предложения текста.

3. Выделите суффиксы в прилагательных пропагандистский,

коварнейший, немецкий, заслуженная.

448 (повторение). Перепишите, ставя нужные знаки

препинания.

1. Именно оттого что все это было слишком хорошо

чего-то в нем недоставало (Л. Т.). 2. Напившись кофею

Левин уехал опять на покос прежде чем Сергей

Иванович успел одеться и выйти в столовую (Л. Т.).

3. Вскоре после того как часы пробили полночь послышались

торопливые шаги (Ч.). 4. Но прежде чем

этот кусок успевал упасть на землю рабочий с необыкновенной

ловкостью обматывал его цепью в руку толщиной

(Купр.). 5. Раз поутру когда во всех углах звенели

тарелки больных из палаты Парабукина вызвали

на осмотр оставив его одного (Фед.). 6. Вы опять

как прежняя (Фед.). 7. Водитель как раз для того чтобы

люди схлынули застопорил машину против калитки

(Фад.). 8. Сабуров вернувшийся к себе вскоре после

того как известие о немецкой атаке на этот раз оказалось

ложной тревогой так и не лег (Сим.).

9. Никанору Ивановичу показалось будто в люстрах

запрыгали огни (Булг.). 10. Пока они для костров

хворост таскали он не таясь топором деревья подрубал

(Б. В.). 11. Хотя у летней кофейни на Тверском

бульваре не было своего названия звали ее все Cafe

grec (Паст.).

308

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.

449. Укажите случаи подчинения: а) последовательного;

б) параллельного; в) однородного.

1. Во всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть

и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове

ее мужа, о чем бы ей нельзя было знать (П.).

2. Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько

водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод,

сколько озер, какие чудесные растут леса (Акс).

3. День такой яркий, что даже с отмели видно, как за

версту сверкает серебряными искрами рыбья чешуя

(М. Г.). 4. Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что

завтра будет день солнечный и даже жаркий (Аре).

5. И наконец, пришла та последняя решающая минута,

когда большинству из них уже нельзя было оставаться,

потому что уже только минуты решали, успеют

ли они сами выскочить из сжимающего кольца

немцев (Фед.). 6. Первое, что поразило Маргариту,

это та тьма, в которую она попала (Булг.). 7. Было

сказано, что в квартире открывали окна изнутри, что

доносились из нее звуки пианино и пения и что в окне

видели сидящего на подоконнике и греющегося на

солнце черного кота (Булг.). 8. Слезы отступили перед

тем огромным, что стояло сейчас перед ней, с чем

нужно было разобраться, к чему следовало подготовиться

(Б. В.). 9. Колька уже не молчком шагал, а

рассказывал про жаркие страны, про моря, на которых

никогда не был, и про слонов, которых никогда

не видал (Б. В.). 10. Только когда учитель, как слепой

ветер, промчался мимо, Лужин заметил, что стоит

перед парикмахерской витриной и что завитые головы

трех восковых дам в упор глядят на него (Наб.).

450. Начертите схемы 1, 2 и 10-го предложений, приведенных

в предыдущем упражнении.

О б р а з е ц 1: В бинокль я вижу, как движутся над кукурузой

бронированные желтые башни с длинными

309

стволами, за которыми, по примятым просекам, бежит

пехота (Бакл.) Сложноподчиненное предложение

с последовательным подчинением.

Главное предложение

Придаточное 1-й степени

Придаточное 2-й степени

О б р а з е ц 2: Если завтра увидите его, то попросите,

чтобы он ко мне заехал на минутку (Ч.). Сложноподчиненное

предложение с параллельным подчинением.

Главное

Придаточное

условное

Придаточное

изъяснительное

чтобы...

О б р а з е ц З : Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки

всегда скрываются в этих местах (Л. Т.). Сложноподчиненное

предложение с однородным подчинением.

Придаточное

изъяснительное

что...

Придаточное

изъяснительное

что...

310

451. Составьте или подберите из текстов художественной

литературы предложения по приводимым ниже схемам.

452. Озаглавьте текст. Перепишите, раскрывая скобки

и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

*

Леса являются величайшими источниками вдохновенья

и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они

вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы

и пыль.

Каждый из вас конечно помнит воздух после грозы.

Он душист свеж полон озона. Так вот в лесах как

бы бушует (не) видимая и (не) слышная вечная гроза

и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

Не знаю слышали ли вы что в больших городах в

кубическом метре воздуха находится около сорока

тысяч разных бактерий а в лесах в каждом кубическом

метре их всего двести триста а то и меньше.

Там вы дыш..те воздухом который в двести раз

чище и здоровее воздуха городов. Кто знает как

дышится в прогретых солнцем сосновых лесах тот

вспомнит конечно удивительное состояние как бы

безотчетной радости и силы охватывающее нас как

только мы попадаем в леса из душных городских домов.

Но главное не в этом. Лес это самый первый наш

помо..ник в борьбе за урожай. Он хранит почве..ную

влагу смягчает климат останавливает сухие и жаркие

311

ветры преграждает путь сыпучим пескам. Из лесных

болот берут начало реки. И наконец грунтовые воды в

лесах и (в) близи лесов стоят гораздо выше чем в безлесных

областях.

(Не) возможно перечислить все бедствия какие несет

истребление лесов. Если бы вы знали о них то у

вас должно быть не поднялась бы рука даже на то чтобы

сломать для букета ветку цветущей липы.

(По К. Г. Паустовскому)

1. Составьте схему последнего предложения текста.

2. Найдите предложения с вводными словами.

3. Укажите состав слов безлесный, безотчетный, перечислить.

453. Объясните наличие или отсутствие запятой при

стечении союзов (сочинительного и подчинительного,

двух подчинительных союзов или подчинительного союза

и союзного слова).

1.У Антона Прокофьевича были, между прочим,

одни панталоны такого странного свойства, что когда

он надевал их, то всегда собаки кусали его за икры

(Г.). 2. За огородом следовали крестьянские избы, которые

хотя были выстроены врассыпную и не заключены

в правильные улицы, но показывали довольство

обитателей (Т.). 3. Вот с неба звезды глянут, и, как

река, засветит Млечный Путь (Фет). 4. Горничная

была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была

поступить в услужение (Л. Т.). 5. Крепкий был человек

Гуляев, и, когда он вернулся на Урал, за ним

тянулась блестящая слава миллионера (М.-С). 6. Слепой

знал, что в комнату смотрит солнце и что если он

протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса

(Кор.). 7. Мои спутники знали, что если нет проливного

дождя, то назначенное выступление обыкновенно

не отменяется (Аре). 8. Его койка стояла третьей

от окна, и, хотя он заранее выдвинул ее к центру палаты,

ему предстояло преодолеть заметное пространство

(Лакш.).

312

Для с п р а в о к . При двух рядом стоящих подчинительных

союзах (или подчинительном союзе и относительном

слове), а также при встрече сочинительного

союза и подчинительного (или относительного слова) запятая

между ними ставится, если дальше не следует вторая

часть сложного союза — то, так, но; в противном

случае запятая не ставится. Ср.: Казалось, что, если секунду

он промедлит, будет поздно (Зайц.). — Я подумал,

что если в сию решительную минуту не переспорю

старика, то уже впоследствии трудно мне будет

освобождаться от его опеки (П.). В первом случае придаточное

условное с союзом если можно опустить или переставить

в другое место предложения, поэтому запятая

между двумя союзами ставится; во втором случае такое

же придаточное нельзя опустить или переставить, так

как рядом окажется сочетание что... то, поэтому запятая

между двумя союзами не ставится.

454. Перепишите, расставляя нужные знаки препинания.

Наши рекомендации