Говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь 8 страница

встречаем в этой роли; иначе откуда взялись бы такие

фамилии, как ≪Чемоданов≫, ≪Быстров≫, ≪Киселев≫,

≪Чурбаков≫ и множество им подобных? Ведь все они

означают не что иное, как ≪потомок Чемодана, Киселя,

Чурбака≫.

(Л. В. Успенский)

508. По соответствующим разделам учебника русского

языка подготовьте устное сообщение на одну из тем:

≪Типы простых предложений с одним главным членом≫,

≪Способы выражения сказуемого в предложениях с двумя

главными членами≫, ≪Знаки препинания в бессоюзных

сложных предложениях≫. К каждой теме продумайте

план ответа и подберите нужные примеры.

Для с п р а в о к . Для самого общего ознакомления

читателей с содержанием и назначением книги, статьи,

сборника нередко к ним прилагается аннотация.

А н н о т а ц и я —это краткая характеристика печатного

издания, помещаемая в его начале, излагающая

его содержание в виде перечня главнейших вопросов,

иногда дающая также его оценку.

369

509. Ознакомьтесь с приводимой ниже аннотацией на

книгу ≪Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь,

М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский в воспоминаниях,

письмах, дневниках, автобиографических произведениях

и документах≫, предназначенную для учащихся старших

классов. По этому образцу составьте аннотацию одной

из прочитанных вами книг.

≪Живые страницы≫ —своеобразная летопись жизни

и творчества четырех великих представителей русской

литературы первой половины XIX века: Пушкина,

Гоголя, Лермонтова, Белинского. Книга знакомит

и с ближайшим их окружением. В ней освещены также

наиболее важные события общественной жизни

того времени, которые волновали писателей и нашли

отражение в их произведениях.

510. Напишите отзыв о недавно прочитанной вами книге.

В отзыве приведите краткое содержание книги, укажите

идею, тему, сюжет, отметьте композицию, особенности

языка и стиля, дайте оценку (понравилась ли книга

или не понравилась? Почему?). В качестве образца

используйте знакомые вам критические статьи на произведения

художественной литературы.

511. .Напишите отзыв о просмотренном вами спектакле,

кино- или телефильме. Изложите кратко их содержание,

дайте оценку. Рассмотрите содержание приводимой

ниже информации.

ПОЧВА И СУДЬБА.

В этом году кинематограф отмечает 100-летие со

дня рождения одного из крупнейших мастеров

кино —Александра Довженко.

Важнейший для понимания новаторской поэтики

режиссера фильм ≪Земля≫ и сегодня остается актуальным

поводом для размышлений о насущных проблемах

киноискусства.

Летом 1929 года Довженко начнет работу над своим

лучшим фильмом. Предчувствие возрождения, наступающего

≪золотого века≫ доминировало в той сре-

370

де, частью которой был Довженко. Предметом спора,

однако, было то, на кого ориентироваться в ренес-

сансном процессе. На массы, на хлебопашца и его

ценностный мир или же на сверхчеловека?

Украина представлялась нередко в виде нетронутой,

спящей земли, которую надлежало взять силой,

пробудить. Отсюда, именно отсюда симпатии к большевизму,

к его силе. Слабые должны уйти, исчезнуть,

раствориться —им не место здесь... Разве ж задумывались,

что сильный, придя и утвердившись,

начнет и своих идеологов вышвыривать куда-нибудь

подальше.

Начало ≪Земли≫: поле, волнуемое ветром, девушка

и подсолнух. Последний есть наместник солнца на

земле, знак его, и, стало быть, нам явлен образ земли,

помеченной данным знаком. Девушка есть символ нетронутости,

непорочности. Солнцу еще предстоит

взойти над этой землей, пока же здесь вечерние сумерки.

Их выражением служит закат жизни Василёва

деда —он уходит из жизни, подобно солнцу, тихо

закатываясь за горизонт. И склоняются над ним подсолнухи,

предвещая будущий восход. Только для этого

нужно чье-то усилие.

Комсомолец Василь уходит в город и возвращается

оттуда на тракторе, встречаемый всем селом.

Где-то близко солнце, его восход, его рождение и

возрождение. Но чтобы это произошло, нужна искупительная

жертва спасителя. Выстрел, смерть, похороны...

И —солнце, вот оно дрожит в каждой капельке

влаги, вот брызжет светлой небесной радостью дарованной,

вновь возрожденной жизни. Спасена

земля, возрожден снова род людской —нет конца этому

волшебству.

Но большевик здесь не политический титан,

побеждает не он, а сама жизнь, вовлекая в свой водоворот

и большевика. Здесь преобладает поэзия земли,

почвы, на которой взращен род людской. Довженко

победил как художник. Он остается с нами

371

как человек Возрождения в подлинном смысле этого

слова, не тускнеющем от прикладного его использования,

как художник неистовый, одержимый могучим

стремлением обновить человеческую жизнь.

Пусть не обновилась она, пусть снова впала во тьму,

мрак и ужас. Мы все же верим... И можно ли не

верить, когда снова и снова смотришь эти ликующие,

победительные кадры ≪Земли≫? Несмотря на ни

что —человек прекрасен. В этом Довженко не сомневался

никогда.

(До С. Тримбачу)

*

^ ^ -Х-

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.

Абр. —Ф. А. Абрамов

Акс. —С. Т. Аксаков

A. К. Т. —А. К. Толстой

Андр. —Л. Н. Андреев

А.Н.Т.—А. Н. Толстой

Аре. —В. К. Арсеньев

Ахм. —А. А. Ахматова

Багр. —Э. Г. Багрицкий

Бакл. —Г. Я. Бакланов

Бальм. —К. Д. Бальмонт

Б.В. —Б. Л. Васильев

Бел. —В. Г. Белинский

Бл. —А. А. Блок

Боб. —П. Д. Боборыкин

Брюс. —В. Я. Брюсов

Булг. —М. А. Булгаков

Бун. —И. А. Бунин

B. Б. —В. В. Бианки

Герц. —А. И. Герцен

Гил. —В. А. Гиляровский

Г.-М. —Н. Г. Гарин-Михайловский

Гонч. —И. А. Гончаров

Гр. —А. С. Грибоедов

Гран. —Д. А. Гранин

Григ. —Д. В. Григорович

Грин —А. С. Грин

Гум. —Н. С. Гумилев

Д. Б. —Д. Бедный

Добр. —Н. А. Добролюбов

Домбр. —Ю. О. Домбров-

ский

Дост. —Ф. М. Достоевский

Ерш. —П. П. Ершов

Ее. —С. А. Есенин

Жук. —В. А. Жуковский

Заб. —Н. А. Заболоцкий

Зайц. —Б. К. Зайцев

Исак. —М. В. Исаковский

Кае. —В. А. Каверин

Казак. —Э. Г. Казакевич

Кат. —В. П. Катаев

Кл. —Н. А. Клюев

Кольц. —А. В. Кольцов

Кор. —В. Г. Короленко

Кр. —И. А. Крылов

Купр. —А. И. Куприн

Л. —М. Ю. Лермонтов

Лакш. —В. Я. Лакшин

Леон. —Л. М. Леонов

Леек. —Н. С. Лесков

Лом. —М. В. Ломоносов

Л. Т. —Л. Н. Толстой

Л. Ч. —Л. К. Чуковская

Манд. —О. Э. Мандельштам

Марш. —С. Я. Маршак

Маяк. —В. В. Маяковский

М. Г. —М. Горький

М. -П. —П. И. Мельников-

Печерский

373

М.-С. —Д. Н. Мамин-

Сибиряк

И. —Н. А. Некрасов

Наб. —В. В. Набоков

Нагиб. —Ю. М. Нагибин

Некр. —В. П. Некрасов

Непомн. —В. С. Непомнящий

Ник. —И. С. Никитин

Н.-Пр. —А. С. Новиков-

Прибой

Н. Чук. —Н. К. Чуковский

О. В. —О. В. Волков

Остр. —А. Н. Островский

П. —А. С. Пушкин

Паст. —Б. Л. Пастернак

Пауст. —К. Г. Паустовский

Писемск. —А. Ф. Писемский

Плат. —А. П. Платонов

погов. —поговорка

Полев. —Б. Н. Полевой

Пом. —Н. Г. Помяловский

посл. —пословица

Пришв. —М. М. Пришвин

Расп. —В. Г. Распутин

Рыб. —А. Н. Рыбаков

Сев. —И. Северянин

Сераф. —А. С. Серафимович

Сим. —К. М. Симонов

С.-М. —И. С. Соколов-Ми-

китов

Соб. —Л. С. Соболев

Солж. —А. И. Солженицын

Стан. —К. М. Станюкович

Степ. —А. Н. Степанов

С.-Ц. —С. Н. Сергеев-Цен-

ский

С.-Щ. —М. Е. Салтыков-

Щедрин

Т. —И. С. Тургенев

Те. —А. Т. Твардовский

Телеш. —Н. Д. Телешов

Тендр. —В. Ф. Тендряков

Тютч. —Ф. И. Тютчев

Фад. —А. А. Фадеев

Фед. —К. А. Федин

Фет —А. А. Фет

Цв. —М. И. Цветаева

Ч. —А. П. Чехов

Черн. —Н. F. Чернышевский

Шал. —Ф. И. Шаляпин

Шишк. —В. Я. Шишков

Шм. —И. С. Шмелев

Шол. —М. А. Шолохов

Эренб. —И. Г. Эренбург

СОДЕРЖАНИЕ.

ОРФОГРАФИЯ.

Правописание гласных.

§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне . . . 3

§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне 6

§ 3. Чередующиеся гласные в корне 7

Повторительные упражнения Л . . 10

§ 4. Правописание гласных в приставках 14

§ 5. Правописание о и е после шипящих 17

§ 6. Гласные после ц 21

Правописание согласных.

§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 23

§ 8. Приставки на з и приставка с- 24

§ 9. Непроизносимые согласные 28

§ 10. Двойные согласные 30

Употребление букв ъ и ь.

§11. Разделительные ъиъ 33

§ 12. Употребление буквы ь в словах разных частей

речи после шипящих 35

Правописание окончаний.

§ 13. Имена существительные 38

§ 14. Имена прилагательные 39

§ 15. Глаголы 40

§16. Причастия 45

375

Правописание суффиксов.

§17. Имена существительные 45

§ 18. Имена прилагательные 48

§ 19. Глаголы 54

§ 20. Причастия 59

§ 21. Правописание н и н к 63

Правописание частиц.

Правописание не и ни 71

Повторительные упражнения 83

Наши рекомендации