Алгоритм учебной деятельности участника
Приложение
В помощь учащимся,
выполняющим научно-исследовательскую работу:
Из всех народов первым будет всегда тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности.
Л.Пастер
В каждом человеке – солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Перед культом знаний – преклонись
И студент, и школьник, и ученый.
В верности науке поклянись,
Терпеливым будь и увлеченным.
Человек образованный тот, кто знает, где нАЙТИ ТО, чего он не знает.
Г.Зиммель
Когда душа от страха и от боли
Сжимается на суше и в морях,
Проявим любознательность и волю,
Преодолев незнание и страх…
А.ГородницкИЙ
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто пожелает к ним приобщаться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным наПРЯЖЕНИЕМ.
А.Дистерверг
Основные требования
к содержанию и оформлению УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
1. Работа носит самостоятельный характер. для Глубокого изучения проблемы необходимо использовать литературу (статьи и монографии), посвященную теоретическим и практическим вопросам по выбранной теме.
2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа включает следующие разделы:
титульный лист, на котором необходимо указать номер и полное название учебного заведения, в котором учится автор; секцию, в работе которой автор хотел бы участвовать; тему РАБОТЫ; фамилию, имя, отчество автора и консультанта (при его наличии); название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение; год написания работы.
Форма титульного листа рАБОТЫ:
Поля титульного листа РАБОТЫ: левое поле – 2,5 см; правое, левое и нижнее поля – по 1 см. рамка не обязательна.
Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть работы); все страницы нумеруются. план работы должен полно и логично раскрывать тему.
во введении автор должен:
- обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;
- раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;
- объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;
- определить цели и задачи исследования, изложить порядок материала в представляемой работе.
в основной части автор:
- непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме РАБОТЫ, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;
- дает критический обзор источников;
- сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.
(возможно деление материала на главы и параграфы.)
в заключении автор:
- подводит итоги исследования;
- высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;
- делает соответствующие обобщения и выводы;
- определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.
В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (т.Е. список использованной литературы) в алфавитном порядке. при оформлении источника указывается фамилия автора, его ИНИциалы, полное название книги (учебника), место и год издания.
например: согрин в. политичемкая история современной россии. 1985-1994. от горбачева до ельцина. – м.: прогресс-академия, 1994. – 487 с.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа предполагает использование не менее 5-6 источников. сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.
3. общий объем работы не должен превышать 20 страниц печатного текста; в случае необходимости возможно оформление приложений к работе.
4. культура оформления:
- РАБОТА должен быть выполнен с соблюдением правил орфографии и пунктуации;
- текст оформляется на одной стороне листа с интервалами;
- оставляются поля для замечаний, дополнений;
- обязательна нумерация страниц;
- все схемы, таблицы, рисунки и графики должны иметь соответствующие подписи;
- работа должна быть напечатана;
- листы работы вкладываются в специальную папку;
- при использовании текста из различных источников должны быть сделаны ссылки на цитируемую литературу (автор, название, место и год издания, страницы), которые оформляются в виде сноски в нижней части листа или в конце работы в примечаниях.
варианты оформления ссылок: постраничный и внутристраничный (номер источника – по библиографическому списку).
Алгоритм учебной деятельности участника
ученической конференции:
работа над УЧЕНИЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ:
1. определив тему РАБОТЫ, сформулируйте его основную мысль, подберите литературу, получите консультацию учителя.
2. обязательно ознакомьтесь с библиографией, критическими монографиями и статьями.
3. внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема РАБОТЫ. составьте развернутый план на основе этого источника.
4. изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листах с указанием их темы; коротко (тезисно) оформляйте свои мысли.
5. систематизируйте собранный материал, получите консультацию учителя.
6. оформите реферат:
- уточните его план, учитывая дополнительный материал;
- последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы;
- обоснуйте, разъясните основные положения, подкрепите их конкретными примерами и фактами;
- при написании основного содержания РАБОТЫ не забывайте ссылаться на используемые источники; выводы тщательно аргументируйте;
- старайтесь писать грамотно, разделяя текст на абзацы, не допускайте повторений;
- самокритично прочитайте свою работу и устраните все замеченные недостатки;
- перепишите работу начисто.
7. Отдайте РАБОТУ на предварительную (внутреннюю) рецензию.
8. с учетом замечаний и дополнений рецензента устраните недостатки, отдайте работу на внешнюю рецензию.
выступление на конференции:
подготовьте выступление (сообщение) перед классом (на 7-10 минут). Помните, что у слушателей должно остаться представление о том, в чем вы хотите их убедить.
модели защитыРАБОТЫ:
+ классическая (сосредоточение внимания на принципиальных вопросах работы)
алгоритм выступления:
- тема, ее актуальность;
- круг изученных источников и основные научные подходы к проблеме;
- новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новых версий, новые подходы к решению проблемы и т.д.).
+ индивидуальная (раскрытие личностных аспектов работы над рефератом)
алгоритм выступления:
- обоснование выбора темы РАБОТЫ;
- способы работы над ИССЛЕДОВАНИЕМ;
- оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты работы над ИССЛЕДОВАНИЕМ;
- личная значимость проделанной работы;
- перспектива продолжения работы по данной теме.
+ творческая
алгоритм подготовки к выступлению:
- оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, комментарии к ним;
- демонстрация слайдов, видеозаписей, прслушивание аудиозаписей, сделанных в процессе работы над ИССЛЕДОВАНИЕМ;
- яркое, оригинальное представление фрагментов основной части РАБОТЫ и др.
этапы работы над выступлением на конференции:
1. составьте подробный, развернутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал.
2. помните, что основным правилом любого исследования (сообщения, доклада) является строгая доказательность фактов и выводов; не забывайте ссылаться на источники; выводы тщательно аргументируйте.
3. старайтесь несколько раз «проговорить» текст дома, чтобы привыкнуть к себе как к оратору и точно проконтролировать отведенное вам время.
4. завершите свое выступление краткими выводами.
5. отработайте и сделайте содержательную правку своего выступления с учетом замечаний и дополнений слушателей. получите консультацию учителя.
6. выступите на конференции успешно. удачи вам!