Требуется: Апостольские родители
Я родился свыше в 1969 году, когда я учился в старших классах школы. Моё обращение произошло не в результате служения деноминационной церкви, которую посещала наша семья, и когда я сказал одному из пасторов о моём переживании, он попытался заставить меня рассказать об этом. «Ну, я не думаю, что мы сможем когда-нибудь заявить, что знаем Бога в этой жизни, — сказал он мне. — Поиск истины — это занятие длиною в жизнь, которое мы никогда на самом деле не закончим».
Мне не нужно было много времени, чтобы сообразить, что я не найду должного наставника в церкви, которую я посещал. И мои родители также не были способны помочь мне в этот1 момент, потому что они не понимали моего новообретённого энтузиазма к Богу и Библии. Они думали, что я был охвачен каким-то коротким поветрием, и были озадачены, когда я сказал, что наша церковь не может удовлетворить мои духовные нужды.
К счастью, в моей школе было несколько других людей, которые недавно стали христианами. Однако, настолько, насколько я оценил их общение, я всё ещё чувствовал, что что-то было упущено. «Иметь христианских приятелей — это великолепно, — сказал я себе, - но, , конечно же, было бы здорово иметь кого-то постарше и помудрее, чтобы вести меня в нужном направлении».
Всё больше и больше моих друзей становилось христианами, и мы действительно великолепно проводили время вместе. Но я чувствовал, что они упускают ту же самую вещь, которую я так страстно желал: «Духовного родителя», который мог бы лично учить нас на путях Господа. Мы пытались помогать друг другу и ободрять друг друга, но это было очень далеко от того, что нам было нужно.
Оглядываясь назад, я вижу, что мы были во многих смыслах духовными сиротами. Мы были рождены свыше, но мы никогда на самом деле не были усыновлены, как верующие. Мы отвергли либеральные деноминационные церкви, в которых мы выросли, но не нашли другого «дома», где мы могли обучаться Библии и готовиться на служение. Хотя, на самом деле, Господь дал мне взаимоотношения с людьми Божьими, которые могли сделать отеческий духовный вклад.
Я не единственный из новообращённых из поколения беби-бумеров, который боролся, чтобы найти духовного родителя. Великий урожай был принесён в Царство во время нашего поколения, но там остро не хватаю духовных отцов и матерей, чтобы заботиться о новообращённых. Мы отвергли наше тёплое духовное наследство, однако мы страстно желали стабильности, которую оно когда-то давало. Мы осуждали наших биологических родителей как «недуховных», но мы нелегко находили духовных родителей, чтобы заполнить эту брешь.
Этот сценарий должен дать серьёзное предостережение нам, когда мы взываем к Богу ради обширного нового урожая. История может повториться в точности! Если это новое движение Духа, Он, вероятнее всего, снова в первую очередь обратит молодых людей. Если это случится, то очень вероятно, что многие из молодых людей не будут удовлетворены сегодняшними религиозными структурами, которые они видят. Они будут искать новые меха, чтобы наливать в них новое вино, которое они с такой радостью пьют.
Однако придёт день, как это случилось со мной, когда эти пылкие новообращённые осознают, что они упускают что-то: апостольских отцов и матерей. Они устанут быть сиротами, однако где они найдут духовных родителей, в которых они нуждаются? Это то, к чему вы и я приходим. Будем ли мы готовы ответить на призыв? Будут ли наши церковные структуры всё ещё гибкими, чтобы принять этот наплыв новых верующих? Сможем ли мы приспособиться к новым стилям поклонения и моде в одежде, которую эти молодые новообращённые принесут с собою?
Одно поколение другому
Вскоре после того, как я начал свое пасторское служение полного времени, меня посетил пастор близлежащей общины, который пришёл встретиться со мной и ободрить меня на моем новом посту. Когда я спросил его о церкви, которую он возглавлял, он сказал мне, что в ней когда-то было несколько сот человек, но число посещающих теперь упало меньше чем до ста. Почти всем сегодняшним членам было более 60 лет. «Меня озадачивает одна вещь, — признался я, — то, что случилось с детьми тех, кому за 60».
«О, — ответил он, — они всё ещё живут в округе — они просто потеряли интерес к церкви».
Многие харизматические церкви в Америке сталкиваются с серьёзной проблемой, которую, кажется, мало лидеров желают признавать: большой «разрыв поколений». У нас был довольно большой процент людей свыше сорока лет, что отражало тот факт, что урожай был собран несколько десятилетий назад среди беби-бумеров. Также было немного людей моложе двадцати — дети и подростки, являющиеся детьми этих беби-бумеров.
Однако многие из этих церквей, которые могут внешне выглядеть довольно здоровыми, на самом деле находятся в великой опасности. Почему? Потому что в большинстве неденоминационных харизматических церквей мы потерпели неудачу, желая обратить людей, которым за 20 или за 30. Это «пузырь» в нашем трубопроводе, потому что у нас есть почти целое поколение людей, которое не представлено в наших церквях. Это особенно заметно на лидерских позициях в церкви, где редко дается какое-то место тому, кому меньше сорока.
Другой симптом является даже более пугающим: у нас нет хорошего опыта сохранения наших детей в церкви, как только они заканчивают школу. Это означает, что многие церкви получат даже больший пузырь в своем трубопроводе, как только этот урожай детей покинет дом. Внезапно мы можем оказаться в церкви, где почти всем за 50.
Вы видите, как опасна эта ситуация? Мы сталкиваемся с ужасной нуждой в виде пророческого служения, предсказанного Малахией, обращающего «сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». (Малахия 4:6). Весть Ма- лахии является одновременно и чудесным обещанием, и мрачным предостережением. Чудесно обещание, что Господь хочет работать в наших сердцах, чтобы возвести этот мост между поколениями; но оно также содержит мрачное предостережение, что на нашу землю будет наложено проклятие, если это исцеление не произойдёт.
Христиане любят указывать пальцем на «отцов-паразитов» в нашем обществе, отцов, которые бросили своих детей. Однако эта же самая ситуация повторяется в Церкви, в некоторой степени, когда мы терпим неудачу в том, чтобы передать наше духовное наследство следующему поколению. Как и в случае с отцами-паразитами нашего общества, есть различные причины для этого. Иногда оно объясняется эгоизмом или ленью, но ещё чаще это лишь незнание того, как это сделать: никто не был духовными родителями для нас, так что мы не имеем представления, как быть ими для других.
Пришло время для трубопровода поколений быть восстановленным. Нам нужно снова пережить то, о чем говорил Давид, «Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоём». (Псалтирь 144:4). Другой псалмопевец имел подобную же весть:
не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в своё время возвещали своим детям (Псалтирь 77:4—6, выделение мое)
Этот вид служения между поколениями слишком редок в Церкви сегодня. Даже в той степени, в которой мы даем приоритет «служению детей» или «служению подростков», мы часто виновны в чрезмерной закрытости молодого поколения внутри их собственных групп. Это, без сомнения, ценно временами, но нам нужно остерегаться разделения поколений, когда они больше не могут черпать хорошее друг от друга. Например, многие церкви подставили холодное плечо старшим людям, не осознавая великое богатство проницательности, которое они могут дать.
Куда ушли все отцы?
Даже в Церкви первого столетия истинные духовные отцы и матери встречались очень редко. Взгляните на отеческое отношение, которое Павел показал по отношению к Коринфянской церкви и своему ученику Тимофею:
Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Аля сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. (1 Коринфянам 4:14—17, выделение мое)
Павел проводит чёткое различие между отцами и теми, кто является лишь учителем или наставником. Как во времена Павла, многие учителя сегодня подобны сиделкам — заботясь о «детях» немного, между тем отказываясь брать ответственность, свойственную родителям. Например, это уменьшилось до простой финансовой помощи, и мы стали тем, что Иисус называл «наемниками» (Ин. 10:12—13). В то время как истинные родители или пастыри кладут свои жизни ради других, «наёмники» действуют лишь в собственных интересах, убегая, когда приближаются неприятности.
Гораздо проще быть сиделкой, чем родителем! Хотя некоторые могут рассматривать апостольское служение как славную и высокую позицию, она на самом деле имеет те же радости и проблемы, что и родительская опека. Бывают времена веселия, но также времена опустошения и разочарования. Родитель может видеть, как ребенок делает свои первые шаги, но он также должен менять грязные пеленки. Участвуя во всех успехах и неудачах ребёнка, родитель также участвует в оплате всех счетов. Родители не только обеспечивают наставления детям, они также кладут свои жизни (1 Фес. 2:8).
Есть ли у вас сердце отца или матери, или вы лишь наставник или наёмник? В грядущем урожае нам понадобится больше духовных родителей, чем когда-либо раньше. Однако в настоящее время такие служители всё ещё очень редки. Павел мог бы сегодня повторить то же, что он сказал, когда посылал Тимофея в церковь в Филиппы: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своею, а не тою, что угодно Иисусу Христу» (К Филиппийцам 2:20—21).
Хед Хончо»?
Когда я впервые начал крутиться среди пасторов, мне было забавно, что мы так часто спрашиваем друг друга:
«Как много людей в вашей церкви?» Потом я начал общаться с некоторыми апостольскими служителями, и — догадайтесь, что? — мы спрашивали друг друга, как много церквей входят в наши апостольские сети! Понятно, что то, насколько это любопытство касательно чисел может проявляться, иллюстрирует нашу соревновательную природу и нашу склонность стремиться к положению и власти.
Если мы неосторожны, наш апостольский евангелизм будет вопросом «духовного Амвэя» вместо истинной духовной родительской опеки. Мы создадим пирамиду власти, где мы будем краеугольным камнем вместо Иисуса. Вместо того, чтобы посвящать наши жизни подготовке и отправлению людей на служение, мы придем к тому, что будем лишь использовать людей, чтобы построить нашу организацию.
Со стороны апостольское служение может выглядеть как престижное призвание, но Павел был очень честен касательно «остальной истории»:
Ибо я думаю, что нам, последним посланникам,
Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и твои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. (1 Коринфянам 4:9—13)
В то время как некоторые могли быть вдохновлены на апостольское служение, потому что они смотрят на него как на место славы, Павел ясно показывает, что истинные апостолы будут сурово проверены. Вместо того, чтобы оказаться первыми на параде жизни, мы, вероятнее всего, окажемся последними. Вместо того, чтобы быть почитаемыми теми, кто вокруг нас, с нами часто будут обращаться как с отбросами земли.
Далекие от того, чтобы быть «хед хончо», апостолы на самом деле «всем слуги» (Мк. 9:35). В то время как некоторые бы прихорашивались и позировали, истинные апостолы принимают абсолютно другую позицию: встают на колени в молитве и стоят на коленях, как слуги, чтобы омывать ноги других (Ин. 13:1 — 15). Не просто совпадение, что как раз положение духовного родителя - не позиция превосходства, но служения.