III. Работа по теме урока.
– Рассмотрите схему: ÿ + ÿ = 10.
– Сегодня на уроке будем представлять число 10 в виде суммы двух однозначных слагаемых.
1. Задание 1.
– Составьте и запишите все возможные суммы, значение которых равны 10. Первое слагаемое выберите из чисел 3, 5, 6, 8, 9.
Запись:
3 + ÿ = 10 3 + 7 = 10
5 + ÿ = 10 5 + 5 = 10
6 + ÿ = 10 6 + 4 = 10
8 + ÿ = 10 8 + 2 = 10
9 + ÿ = 10 9 + 1 = 10
2. Задание 2.
Учащиеся выполняют самостоятельно.
3. Задание 3.
– Рассмотрите таблицу. Что обозначают числа первой строки?
– Что обозначают числа второй строки?
– Заполните таблицу.
4. Задание 4.
– Найдите значения всех сумм.
25 + 1 = 26 25 + 2 = 27 25 + 3 = 28 25 + 4 = 29 25 + 5 = 30
– Чем похожи все суммы? (Первое слагаемое – 25.)
– Сравните вторые слагаемые. (В каждой следующей сумме второе слагаемое увеличивается на 1.)
– Укажите ту сумму, когда значение суммы является «круглым» числом. (25 + 5 = 30.)
– Какое слагаемое дополняет число 25 до «круглого» числа? (Слагаемое 5.)
– Почему при сложении чисел 25 и 5 получается «круглое» число? (5 + 5 = 10.)
– Измените первое слагаемое так, чтобы значение суммы было «круглым» числом.
29 + 1 = 30 28 + 2 = 30 27 + 3 = 30 26 + 4 = 30
Физкультминутка
5. Задание 5.
– Напишите несколько двузначных чисел, при сложении которых с числом 4 получается «круглое» число.
16 + 4 = 20 56 + 4 = 60
26 + 4 = 30 66 + 4 = 70
36 + 4 = 40 76 + 4 = 80
46 + 4 = 50 86 + 4 = 90
– Сравните первые слагаемые. Что в них общего? (Число единиц равно 6.)
– От цифр какого разряда слагаемых зависит, будет ли полученное значение суммы «круглым» числом? (От разряда единиц.)
– Рассмотрите схемы. Где значение суммы будет «круглым» числом?
+ | + | + | |||||||||||
+ | + | + |
6. Задание 7.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Решите задачу.
Запись:
Всего – 50 с.
Прочитала – 26 с.
Осталось – ? с.
Решение:
50 – 26 = 24 (с.) – осталось.
Ответ: 24 страницы.
7. Работа по карточкам.
– Из чисел, записанных в домике, наберите число 18. Запишите полученные равенства.
Запись:
18 = 9 + 3 + 6
18 = 5 + 1 + 6 + 4 + 2
18 = 9 + 9
18 = 7 + 7 + 4
18 = 8 + 7 + 3 и т. д.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– От цифр какого разряда слагаемых зависит, будет ли полученное значение суммы «круглым» числом?
Домашнее задание: учебник, с. 54, № 6.
Урок 26
поупражняемся в вычислениях
Цели:совершенствовать вычислительные навыки; повторить способы сложения и вычитания двузначных чисел; закреплять умение сравнивать значения сумм; развивать умение рассуждать и анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Заполните таблицу.
Первое слагаемое | |||||||||
Второе слагаемое | |||||||||
Значение суммы |
3. Задача.
Корзинка с фруктами весит 11 кг, а фрукты весят на 10 кг больше корзинки. Сколько весит корзинка?
4. По какому правилу составлена каждая строка таблицы? Запишите числа в пустые клетки:
5. Сколько треугольников на каждом чертеже?