А) Лексическое значение слова

Часть 2

Лексикология. Историческое развитие языков. Сравнительно-историческое и

Типологическое языкознание

Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине

«Введение в языкознание»

для студентов 1 курса

направления 6.020303 «Филология»

специальности 7.02030304 «Перевод»

дневной формы обучения

Севастополь

УДК 800

Введение в языкознание в таблицах и схемах, терминология. Курс лекций: методические указания для студентов 1 курса филологических специальностей/ Автор Т.Н.Шумилина. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – Ч.2: Лексикология. Историческое развитие языков. Сравнительно-историческое и типологическое языкознание.

Цель методических указаний: акцентировать внимание студентов 1-го курса филологических направлений на самых важных философских и методологических вопросах происхождения, развития и структуры языков мира; помочь студентам усвоить основные положения языкознания в графическом виде и овладеть лексической терминологией, что является основной задачей курса.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры теории и практики перевода (протокол №3 от 31 октября 2012 г.)

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент: канд. филол. наук, доцент Абрамичева Е.Н.

Содержание

РАЗДЕЛ 3. Лексикология................................................................. 3

1. Общее понятие........................................................................................ 3

2. Слово как единица языка..................................................................... 3

3. Системные связи между значениями слов....................................... 7

4. Полисемия слова.................................................................................... 9

5. Метафора и метонимия........................................................................ 10

6. Омонимия слов........................................................................................ 12

7. Мотивировка слов.................................................................................. 14

8.Устойчивые словосочетания и фразеологизмы.............................. 16

9. Лексикография........................................................................................ 19

РАЗДЕЛ 4. Историческое развитие языков........................ 23

1. Современные теории появления и развития языков мира.......... 23

2. Развитие языков в эпоху колониальных захватов....................... 24

3.Исторические изменения в словарном составе языков мира...... 25

РАЗДЕЛ 5. Сравнительно-историческое и

типологическое языкознание........................................... 28

1. Генеалогическая классификация языков......................................... 28

2. Лингвистическая типология................................................................ 31

Терминологический словарь................................................................... 34

Библиографический список..................................................................... 39

Раздел 3. Лексикология

Общее понятие

Лексикология (от греч. «выражение») – раздел науки о языке, изучающий лексику, то есть словарный состав языка, который состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи как слова.

Основная единица – лексема – двухсторонняя единица, обладающая формой и содержанием, т.е. звучанием и значением.

Основные разделы лексикологии:

- лексикография – наука, которая собирает, выясняет и описывает значение каждой лексической единицы в словарях (лексиконах);

- семасиологиянаука, изучающая проблемы значений лексических единиц;

- стилистика – наука, изучающая вопросы языковых стилей, их особенности и закономерности;

- фразеология – наука, изучающая устойчивые словосочетания и их функционирование в языке и речи.

Слово как единица языка

Вдумайтесь в рабочее определение слова: «минимальная, относительно самостоятельная, значащая единица языка, обладающая в системе языка позиционной и синтаксической самостоятельностью».

Позиционная самостоятельность – возможность менять место слова в предложении, например, «Мама мыла раму», «Раму мыла мама» и т.д., что невозможно для морфем в составе слова. Даже в аналитических языках с фиксированным порядком слов изменение порядка некоторых слов возможно, например, вводных слов, или обстоятельств.

Синтаксическая самостоятельность проявляется в том факте, что каждое слово выполняет в предложении определенную синтаксическую функцию, например, существительное может выполнять функцию подлежащего, дополнения и обстоятельства, а глагол, как правило, выполняет функцию сказуемого и т.д.

а) Лексическое значение слова

Являясь значащей единицей языка, слово, как всякий знак, имеет форму и содержание (звучание и значение).

Содержательная (внутренняя) сторона слова – явление сложное и многогранное, в котором необходимо различать 2 значения:

грамматическое (например, теплая – прилагательное женского рода, единственного числа);

лексическое значение – содержание свойственное не одной словоформе, а всей лексеме в целом, например, белый, белизна, белить, побелка и т.д.

Лексическое значение складывается из 2-х компонентов:

ядро или концептуальное значение слова – мыслительное отображение предмета или явления действительности, включая действия, свойства, отношения и т.д., при этом сам предмет называется денотатом, а его отображение в речи – десигнатом.

коннотации (созначения) – эмоционально стилистические добавки к основному значению, придающие ему особую окраску.

А) Лексическое значение слова - student2.ru

Таблица 19

Наши рекомендации