А) Лексическое значение слова
Часть 2
Лексикология. Историческое развитие языков. Сравнительно-историческое и
Типологическое языкознание
Методические указания
к практическим занятиям по дисциплине
«Введение в языкознание»
для студентов 1 курса
направления 6.020303 «Филология»
специальности 7.02030304 «Перевод»
дневной формы обучения
Севастополь
УДК 800
Введение в языкознание в таблицах и схемах, терминология. Курс лекций: методические указания для студентов 1 курса филологических специальностей/ Автор Т.Н.Шумилина. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – Ч.2: Лексикология. Историческое развитие языков. Сравнительно-историческое и типологическое языкознание.
Цель методических указаний: акцентировать внимание студентов 1-го курса филологических направлений на самых важных философских и методологических вопросах происхождения, развития и структуры языков мира; помочь студентам усвоить основные положения языкознания в графическом виде и овладеть лексической терминологией, что является основной задачей курса.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры теории и практики перевода (протокол №3 от 31 октября 2012 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.
Рецензент: канд. филол. наук, доцент Абрамичева Е.Н.
Содержание
РАЗДЕЛ 3. Лексикология................................................................. 3
1. Общее понятие........................................................................................ 3
2. Слово как единица языка..................................................................... 3
3. Системные связи между значениями слов....................................... 7
4. Полисемия слова.................................................................................... 9
5. Метафора и метонимия........................................................................ 10
6. Омонимия слов........................................................................................ 12
7. Мотивировка слов.................................................................................. 14
8.Устойчивые словосочетания и фразеологизмы.............................. 16
9. Лексикография........................................................................................ 19
РАЗДЕЛ 4. Историческое развитие языков........................ 23
1. Современные теории появления и развития языков мира.......... 23
2. Развитие языков в эпоху колониальных захватов....................... 24
3.Исторические изменения в словарном составе языков мира...... 25
РАЗДЕЛ 5. Сравнительно-историческое и
типологическое языкознание........................................... 28
1. Генеалогическая классификация языков......................................... 28
2. Лингвистическая типология................................................................ 31
Терминологический словарь................................................................... 34
Библиографический список..................................................................... 39
Раздел 3. Лексикология
Общее понятие
Лексикология (от греч. «выражение») – раздел науки о языке, изучающий лексику, то есть словарный состав языка, который состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи как слова.
Основная единица – лексема – двухсторонняя единица, обладающая формой и содержанием, т.е. звучанием и значением.
Основные разделы лексикологии:
- лексикография – наука, которая собирает, выясняет и описывает значение каждой лексической единицы в словарях (лексиконах);
- семасиология – наука, изучающая проблемы значений лексических единиц;
- стилистика – наука, изучающая вопросы языковых стилей, их особенности и закономерности;
- фразеология – наука, изучающая устойчивые словосочетания и их функционирование в языке и речи.
Слово как единица языка
Вдумайтесь в рабочее определение слова: «минимальная, относительно самостоятельная, значащая единица языка, обладающая в системе языка позиционной и синтаксической самостоятельностью».
Позиционная самостоятельность – возможность менять место слова в предложении, например, «Мама мыла раму», «Раму мыла мама» и т.д., что невозможно для морфем в составе слова. Даже в аналитических языках с фиксированным порядком слов изменение порядка некоторых слов возможно, например, вводных слов, или обстоятельств.
Синтаксическая самостоятельность проявляется в том факте, что каждое слово выполняет в предложении определенную синтаксическую функцию, например, существительное может выполнять функцию подлежащего, дополнения и обстоятельства, а глагол, как правило, выполняет функцию сказуемого и т.д.
а) Лексическое значение слова
Являясь значащей единицей языка, слово, как всякий знак, имеет форму и содержание (звучание и значение).
Содержательная (внутренняя) сторона слова – явление сложное и многогранное, в котором необходимо различать 2 значения:
– грамматическое (например, теплая – прилагательное женского рода, единственного числа);
– лексическое значение – содержание свойственное не одной словоформе, а всей лексеме в целом, например, белый, белизна, белить, побелка и т.д.
Лексическое значение складывается из 2-х компонентов:
– ядро или концептуальное значение слова – мыслительное отображение предмета или явления действительности, включая действия, свойства, отношения и т.д., при этом сам предмет называется денотатом, а его отображение в речи – десигнатом.
– коннотации (созначения) – эмоционально стилистические добавки к основному значению, придающие ему особую окраску.
Таблица 19