Есть упоенье в одиночестве
И бездны мрачной на краю.
Но разве я сумею ночью встать
И жизнь переменить свою?
Я Бог ревнивый, недоверчивый.
Ах, улыбнись? Один лишь взгляд -
И все по-новому заверчено.
Я сам обманываться рад!
А.Мороз
И он послушно в путь потек,
Как Отче Наш, в зубах зажав
В.Зельченко
Там, где человека человек
Посылает взглядом в магазин.
А.Еременко
Здесь колыбель мою качали,
Когда исторг меня роддом,
И где-то здесь меня зачали,
Что вспоминается с трудом.
И.Иртеньев
3. Комбинирование классических строк из разных произведений одного и того же автора между собой, их перестройка и пересемантизация
Бывало выйдешь из трамвая,
Бурлит вокруг тебя Москва,
Гремит музыка половая,
Живые скачут существа.
Цыганы шумною толпою
Толкают тушь по семь рублей,
Еврей пугливый к водопою
Спешит с еврейкою своей.
И.Иртеньев
Зимы ждала, ждала природа,
Как Пушкин отмечал, А.С.
И дождалась…
И.Иртеньев
4. Центоноподобные структуры (классические строки перемешиваются с цитатами из разных авторов при общей метрической природе):
Сквозь волнистые туманы
Продирается луна,
Спят бомжи и наркоманы,
Лишь путанам не до сна.
Спи, мой милый, спи, хороший,
А не то с кровати сброшу,
Баю-баюшки -баю,
Спи спокойно, мать твою.
И.Иртеньев
Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
когда не в шутку занемог,
себя ты пользовал нектаром?..
Н.Байтов
5. Чрезвычайно распространенный в современной поэзии лексико-синтаксический демонтаж известных строк, при котором на оригинал указывают лексические или ритмические маркеры:
Уплотнившись от часов метро,
Вместо голоса сует стило
За стеклом, бетоном, на седьмом
От детей, травы, - не жечь сердца
Мы глаголом призваны сердца,
А в себе копаться без конца…
М.Лотарев
Любви, надежды, черта в стуле
Недолго тешил нас уют.
Какие книги издаются в Туле!
В Америке таких не издают.
Л.Лосев
За высоким за забором
Гордый рыцарь в замке жил,
Он на все вокруг с прибором
Без разбора положил.
И.Иртеньев
И волос твоих коснуться,
И, как контур, возбудиться,
И забыться, и уснуться,
И вовек не разбудиться.
И.Иртеньев
С печалью я гляжу на чьи-то там колени,
А там грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем двадцатилетние калеки
Улягутся под бело полотно.
Л.Губанов
Особо выделим формы связанные с лексической «перелицовкой» прототипа:
Ни веры, ни надежды, ни любви.
Стеклянные свидания в пыли.
Л.Губанов
6. Межсемиотический перевод прозы в стихи (при точности воспроизведения оригинала переосмысленной оказывается его природа:
Не дай нам Бог увидеть русский бунт,
Бессмысленный и беспощадный». Пушкин.
Тебя же первого и загребут.
И — по соплям. И — гирькой по макушке.
Д.Бобышев
Особый случай в этом отношении представляет собой цитирование церковных псалмов:
Иноки поют: «Боже,
Святится твое имя,
Царствие твое приидет!»
А.Подушкин
7. Постмодернистский пастиш, представляющий собой редуцированную форму пародии или самопародии:
Твой дядяс.ч.п.
А мой – не в шутку.
Твой – ув,
А твой?
В.Друк
Обе традиции использования цитатного материала (и традиционная, и новаторская) зачастую пересекаются в способах «овладения» классическим наследием и постоянно возвращаются к нему в поисках «нового материала», что приводит к внедрению даже в самые отрешенные от классики поэтические установки ее рудиментов: метрика организует стиховой ряд, ритмика даже опосредованно проецирует пушкинские, лермонтовские, некрасовские, фетовские модели на читательское сознание. Отсюда и множественность приемов подачи «чужого текста», и специфика монтирования диалогических структур, пародийных конструкций, и усложнение «тесноты семантического ряда» за счет опосредованного великой традицией изображения современности.
ЛИТЕРАТУРА
Альчук А. Стихи для внутреннего слуха.// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.
Антощенков Г.И. Дольники в системе русского стихосложения.// Русская, советская поэзия и стиховедение. - М., 1969.
Баевский В.С. О числовой оценке силы слогов в стихе альтернирующего ритма.— Вопросы языкознания, 1966, № 2.
Баевский В.С. Статистические модели в теории и истории стиха.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Баевский В.С. Числовые значения силы слогов в стихе альтернирующего ритма.// Филологические науки, 1967. - № 3.
Беззубов А.Н. Пятисложник.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.
Бейли Дж. Ритмическая структура одного народного лирического метра // Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Бельская Л.Л. О типологии современной рифмы. // Филологические науки, 1988. - №2.
Бельская Л.Л. Проблема классификации и систематизации рифм. // Филологические науки, 1977. - №4.
Бирюков С. Зевгма. – М., 1994.
Бобров С.В.. Синтагмы, словоразделы и литавриды: понятие о ритме содержательно-эффективном и о естественной ритмизации речи. // Русская литература, 1965. - № 4; - 1966, № 1.
Бобров С.В.. Теснота стихового ряда (опыт статистического анализа литературоведческого понятия, введенного Ю. Н. Тыняновым). // Русская литература, 1965. - .№ 3.
Брейдо Е.М. Акцентный стих Маяковского.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Бубнов А. Экология палиндрома. // Визуальная поэзия. 1997. - №1.
Былинин В.К. Русские акростихи старшей поры (до XVII в.). //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Васюточкин Г.С. О распределении форм 4-стопного ямба в стихотворных текстах.// Теория стиха. - Л., 1968.
Вахтель М. "Черная шаль" и ее метрический ореол.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха XVIII—первой половины XIX века.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.
Вишневский К.Д. Введение в строфику.// Проблемы теории стиха. – М., 1984.
Вишневский К.Д. Избыточны ли стиховедческие данные? // Вопросы литературы, 1991. - №3.
Вишневский К.Д. Становление трехсложных размеров в русской поэзии. //Русская, советская поэзия и стиховедение. - М., 1969.
Вишневский К.Д. Структура неравностопных строф.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Вишневский К.Д. Экспрессивный ореол пятистопного хорея. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития.- М., 1985.
Гаспаров М.Л. «Спи, младенец мой прекрасный»: семантический ореол разновидности стихотворного размера // Проблемы структурной лингвистики. 1981. - М., 1983.
Гаспаров М.Л. «Тучки небесные, вечные странники»: семантический ореол неудачливого стихотворного размера // Литература и искусство в системе культуры. - Л., 1988.
Гаспаров М.Л. В поисках «настоящего» верлибра. // Литературная учеба, 1980, № 6.
Гаспаров М.Л. Вероятностные ассонансы // Славяноведение, 1992. - № 6.
Гаспаров М.Л. Еще раз к спорам о русской силлабо-тонике // Проблемы теории стиха. – Л., 1984.
Гаспаров М.Л. Оппозиция «стих — проза» и становление русского литературного стиха // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 1989.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1984.
Гаспаров М.Л. Ритмико-синтаксическая формульность в русском 4-ст. ямбе // Проблемы структурной лингвистики.1983. - М., 1986.
Гаспаров М.Л. Русский былинный стих // Исследования по теории стиха. - Л., 1978.
Гаспаров М.Л. Русский 3-ударный дольник XX в. // Теория стиха. - Л., 1968.
Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-1925 годов в комментариях. – М., 1993.
Гаспаров М.Л. Семантический ореол 3-ст. амфибрахия // Проблемы структурной лингвистики.1980. - М., 1982.
Гаспаров М.Л. Семантический ореол метра: к семантике русского 3-ст. ямба // Лингвистика и поэтика. - М., 1979.
Гаспаров М.Л. Современный русский стих: метрика и ритмика.- М., 1974.
Гаспаров М.Л. Стих и грамматика: введение // Очерки истории языка русской поэзии XX века: грамматические категории, синтаксис текста. - М., 1993.
Гаспаров М.Л. Фоника современной русской неточной рифмы // Поэтика и стилистика 1988—1990. - М., 1991.
Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы.// Проблемы теории стиха. – Л., 1984.
Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Ритм и синтаксис в свободном стихе // Очерки истории языка русской поэзии XX века: грамматические категории, синтаксис текста. - М., 1993.
Гаспаров М.Л. Ритмический словарь и ритмико-синтаксические клише // Проблемы структурной лингвистики.1982. - М., 1984.
Гвоздиковская Т.С. Судьбы трехсложных размеров в современной поэзии. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Гельфанд М.С. Еще раз о странных текстах.// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.
Гиршман М.М. О ритмической композиции стихотворений Пушкина, написанных четырехстопным ямбом.// Изв. АН СССР, сер. Лит. и яз., 1988. - Т.47. - №3.
Гиршман М.М. От ритмики стихотворного языка к ритмической композиции поэтического произведения.// Историческая поэтика: Итоги и перспективы. - М., 1986.
Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.
Голенищев-Кутузов И.Я. Словораздел в русском стихосложении // Вопросы языкознания, 1959. - № 4.
Гончаров Б.П., Кожанов В.В., Тимофеев Л.И. О путях развития современного стиховедения. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Гончаров В.П.. К проблеме смысловой выразительности стиха.// Изв. АН СССР, серия литературы и языка. - Т. 39 (1970). - Вып. 1.
Гуманитарные проблемы глазами молодых. - Орел, 1994-1996. - Вып. 1-3.
Дозорец Ж.А. Некоторые аспекты взаимодействия ритма и синтаксиса.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Ермилова Е.В. Маяковский и современный русский стих.// Маяковский и советская литература. – М, 1964.
Ермилова Е.В. О ритмическом новаторстве советской поэзии. // Вопросы литературы, 1961. - №. 2.
Ермилова Е.В. Основы русского стихосложения. // Вопросы литературы, 1959. - №6.
Жирмунский В.М. О национальных формах ямбического стиха.// Теория стиха. - Л., 1968.
Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975.
Жовтис А.Л. В рассыпанном строю... (Графика современного русского стиха).— Русская литература, 1968. - № 1.
Жовтис А.Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха.— Вопросы языкознания, 1970. - № 2.
Жовтис А.Л. О способах рифмования в русской поэзии.— Вопросы языкознания, 1969. - №. 2.
Жовтис А.Л. Опорный согласный в рифме.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.
Жовтис А.Л.. Границы свободного стиха.— Вопросы литературы, 1966. - № 5.
Западов В.Л. Державин и русская рифма ХУ111 в.// ХУ111 век. Державин и Карамзин в литературном движении ХУ111-начале Х1Х веков. – Л., 1969.
Западов В.Л. Русский стих ХУ111-начала Х1Х в. Ритмика. – Л., 1974.
Златоустова Л.В. Роль фразовых акцентов в организации звучащего стиха. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Илюшин А.А. Консонантные условности русской мужской рифмы XVIII—XIX вв.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.
Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.
Калачева С. Эволюция русского стиха. - М., 1986.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М., 1966.
Квятковский А.П. Русский свободный стих. // Вопросы литературы, 1963. - №12.
Квятковский А.П. Русское стихосложение. // Русская литература, 1960. - № 1.
Кедров К. Рождение метаметафоры // Индекс: Альманах по материалам рукописных журналов. - М.,1990.
Колмогоров А.Н. Пример изучения метра и его ритмических вариантов.// Теория стиха. - Л., 1968.
Колмогоров А.Н., Кондратов А.М. Ритмика поэм Маяковского. // Вопросы языкознания, 1963. - № 3.
Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. К основам русской метрики.// Содружество наук и тайны творчества. - М., 1968.
Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. Модель ритмического строения русской речи, приспособленная к изучению метрики классического русского стиха (Введение). // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. О дольнике современной русской поэзии. (Общая характеристика). // Вопросы языкознания, 1963. - № 6.
Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. О дольнике современной русской поэзии. (Статистическая характеристика дольника Маяковского, Багрицкого, Ахматовой). // Вопросы языкознания, 1964. - № 1.
Кондратов А.М. Статистика типов русской рифмы. // Вопросы языкознания, 1963. - № 6.
Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. - М., 1995.
Кормилов С.И. Некоторые проблемы современной теории сонета.// Филологические науки. – 1993. - №3.
Кормилов С.И. Разновидности моностихов и проблема их версификационного статуса.// Русский стих. – М., 1996.
Кормилов С.И. Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Кузьмин Д. «Отдельно взятый стих прекрасен!».// Арион, Вып.2. - 1996.
Левин А., Строчков В. Полисемантика, лингвопластика. Попытка анализа и систематизации. // Индекс: Альманах по материалам рукописных журналов. - М.,1990.
Лилли И.К. Русская трехкатренная лирика: подступ к анализу.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С.Пушкина // Русское стихосложение Х1Х века. – М.,1979.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. - Тарту, 1964.
Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература».// Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения. – М., 1992.
Ляпина Д.Е. Русские пеоны. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Ляпина Л.Е. Метрический и строфический репертуар К.Д.Бальмонта // Проблемы теории стиха. – М., 1984.
Ляпина Л.Е.. Сверхдлинные размеры в поэзии Бальмонта.// Исследования по теории стиха. – Л., 1978.
Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.
Матяш С.А. Стихотворный перенос: к проблеме взаимодействия ритма и синтаксиса.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Минералов Ю.И. О статусе «исключений» в поэтике (из истории русской рифмы). // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов// Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. - М., 1997.
Овчаренко О. К вопросу о генезисе свободного стиха // Филологические науки, 1978. - № 1.
Овчаренко О. Русский свободный стих. - М., 1984.
Орлицкий Ю.Б. О природе русского свободного стиха (к постановке вопроса) // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Орлицкий Ю.Б. Свободный стих в русской поэзии, критике и литературоведении (1890—1940) Материалы к библиографии.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Павлова М.М. Метрический и строфический репертуар Саши Черного.// Проблемы теории стиха. – М., 1984.
Пейсахович М.А. Строфическое строение безрифменного стиха. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Поливанов Е. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания, 1963.- № 1.
Ромашко С.А. Информационная технология и конкретность «конкретной поэзии».// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.
Рубинштейн Л. Что тут можно сказать? // Индекс: Альманах по материалам рукописных журналов. - М.,1990.
Руднев В.П. Анакруса и каталектика.// Quingnagenario Alexandri Il’ušini oblata. - М., 1990.
Руднев В.П. Модернизм.// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.
Руднев П.А. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX—начала XX в. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок).// Теория стиха. - Л., 1968.
Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.
Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Русское стихосложение Х1Х века. – М.,1979.
Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Русская футуристическая книга. – М., 1989.
Самойлов Д. Книга о русской рифме. - М., 1982.
Сельвинский И.Л. Студия стиха. - М., 1962.
Сигей С. Краткая история визуальной поэзии в России. // Визуальная поэзия. - Курск,1997.
Структурно-типологические исследования. - М., 1962.
Тарановский К. Из истории русского стиха XVIII в.: одическая строфа АЬАЬ CCdEEd в поэзии Ломоносова.//«Роль и значение литературы XVIII в. в истории русской культуры». - М.- Л., 1966.
Тарановский К. О ритмической структуре русских двухсложных размеров.//«Поэтика и стилистика русской литературы». - Л., 1972.
Тарлинская М.Г. Акцентные особенности английского силлабо-тонического стиха. // Вопросы языкознания, 1967. - № 3..
Тарлинская М.Г. Эволюция слоговой и акцентной структуры английского силлабо-тонического стиха.// Сборник научных трудов МГПИИЯ им. Тореза». - Т. 66 (1972).
Теория стиха. - Л., 1968.
Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха XVIII—XIX вв. - М., 1958.
Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. - М.-Л., 1959.
Тынянов Ю. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М., 1965.
Федотов О. И. Оппозиция «стих — проза» в античной риторике // Филологические науки. - 1985. - № 4.
Федотов О.И. Основы русского стихосложения. - М., 1997.
Харлап М.Г. О понятиях «ритм» и «метр». //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.
Харлап М.Г. О стихе. - М., 1966.
Холшевников В.Е. Логаэдические размеры в русской поэзии.// Поэтика и стилистика русской литературы. - Л., 1972.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. - Л., 1962 (изд. 2, 1972).
Холшевников В.Е. Перебои ритма // Русская, советская поэзия и стиховедение. - М., 1969.
Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. - Л., 1991.
Царькова Т.С. Метрический репертуар Н. А. Заболоцкого.// Исследования по теории стиха. – Л., 1978.
Шапир М. Стих и проза: пространство-время поэтического текста.// Славянский стих. – М., 1996.
Шапир М. Что такое авангард?// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.
Шапир М.И. Гаспаров-стиховед и Гаспаров-стихотворец Комментарий к стиховедческому комментарию.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Шенгели Г.А. Техника стиха. [Изд. 2. Под ред. Л. И. Тимофеева.] - М., 1960.
Шервинский С.В. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. - М., 1961.
Шерр Б. Русский сонет.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.
Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. - М., 1952.
Штокмар М.П. Рифма Маяковского. - М., 1958.
Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969.
Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1988.
Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994.
Якобсон P. Работы по поэтике. - М., 1987.
Якобсон Р.О. Избранные работы. - М., 1985
Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения (отрывки).//Семиотика. Труды по теории знаковых систем. Ученые записки Тартусского госуниверситета, - Тарту, 1969.- Т.1У.