Лекция 1. Предмет этнологической науки.
План:
1. Проблемная область этнологии.
2. Этнологические сообщества и социальные институты.
1. Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
г) возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования).
Если обратиться к конкретному (исследовательскому) опыту современной этнологии, то выясняется следующий, конечно, не претендующий на полноту перечень тем, проблем и научных направлений, которые чаще других изучают специалисты:
расселение народов, их этнонимию (самоназвания - эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы) и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ; социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины - этнической социологии; демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов; субэтнические группы и образования (например, йомуды и текинцы в составе туркмен, северные и южные великорусы и др.), среди которых выделяют собственно этнические группы, т.е. такие, которые обладают групповым самосознанием, и этнографические группы, т.е. те, что по каким-либо признакам выделяются учеными (исследователями) и особого самосознания не имеют; различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения, художественная культура; хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы; обряды, обычаи, нравы и верования народов;
языковое поведение и его влияние на этносы; проблемы этнического сознания и самосознания; политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.
Говоря обобщенно, этнология как наука изучает этнические процессы, т.е. разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.
В разное время этнологию (этнографию, народоведение) рассматривали то как географическую, то как культуроведческую, то как социологическую, то как историческую дисциплину. Все эти подходы основывались на некоторых реальных обстоятельствах. В самом деле, этносы обладают пространственной выраженностью, социальной структурой, культурной компонентой и историческим бытием. Отечественные этнологи считают этот последний факт решающим для причисления этнологии к комплексу исторических наук. Это разумно и служит серьезным обоснованием для такого классификационного решения. Вместе с тем этнология не только не отгораживается от исторических наук (сотрудничая, например, с археологией), но имеет связи со многими разнообразными науками и дисциплинами: физической антропологией, лингвистикой, фольклористикой, литературоведением, искусствоведением и другими. За последние десятилетия возникли научные связи этнологии с математическими дисциплинами - кибернетикой, вариационной статистикой, теорией систем.
2. Этнология, подобно любой другой науке, существует и функционирует не только в виде теорий, концепций, идей, методов, фактических данных и т.п., но и в виде сообществ и организаций ученых, проводящих научные исследования и теми или иными способами распространяющих полученные результаты. Иначе говоря, этнологическая наука реализуется в специальных социальных институтах и, таким образом, тесно связана с тем обществом, в рамках которого сложились эти институты. Для осуществления какого бы то ни было этнологического исследования необходимы не только интеллектуальный потенциал и специальные знания, но также и материальное обеспечение научной работы (финансирование, различное .оборудование, средства для публикации результатов исследований и т.п.). Понятно поэтому, что этнологические исследования находятся в зависимости от тех общественных слоев, классов и групп, которые обеспечивают самую возможность этнологической работы и в существенной мере влияют на ее характер и результаты. Именно в таких условиях сложившиеся сообщества ученых-этнологов осуществляют социальные функции этой науки.
В разных странах мира, где этнология (социальная или культурная антропология) получила развитие, научные сообщества этнологов и соответствующие социальные институты складывались по-разному. В нашей стране, где издавна были сильны традиции академической науки, главные научные силы сосредоточены в системе Академии наук России. В ее составе имеется Институт этнологии и антропологии в Москве, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (являющийся также научно-исследовательским институтом РАН) в С.-Петербурге; кроме того, в составе Академии наук, в ее региональных отделениях и филиалах созданы местные этнологические исследовательские центры.
Еще с середины XIX в. в исследовательскую этнологическую работу включилось Русское Географическое общество; и в наше время этнологические отделения этого общества работают в ряде городов России.
В университетах страны на исторических, географических и других факультетах студентов знакомят с началами этнологических знаний путем чтения курса «Основы этнологии (этнографии)». В ряде университетов России имеются кафедры этнологии (МГУ), этнографии и физической антропологии (С.-Петербург), археологии и этнографии (Казань) или же этнографии в сочетании с другими историческими дисциплинами (Омск). На этих кафедрах осуществляется специализация подготовки студентов по этнологической проблематике.
Наконец, существенная часть работы по собиранию, хранению, изучению и пропаганде этнологических (этнографических) материалов проводится этнографическими музеями, а также другими музеями, имеющими в своем составе этнографические отделы, коллекции и экспозиции. В качестве примеров специальных этнографических музеев, помимо уже упоминавшегося Музея антропологии и этнографии, можно назвать Российский государственный музей этнографии (С.-Петербург), Музей археологии и этнографии в г. Уфе (Башкирия), музеи крестьянской архитектуры и быта на открытом воздухе в разных городах России.
Авторитетными периодическими этнологическими изданиями в СНГ являются «Этнографическое обозрение» (до 1992 г. «Советская этнография», издается в Москве) и «Народное творчество и этнография» (издается в Киеве на украинском языке), а также ежегодник «Расы и народы» (издается в Москве). Кроме того, этнологи постоянно выступают на страницах других научных журналов и в научно-популярных органах печати.
Современная мировая этнология выполняет следующие главные функции.
Первая (и главная из них, представляющая собой основу для выполнения всех других функций) - научно-познавательная. Другая важная функция этнологии отвечает потребности самопознания каждого отдельного народа-этноса. Научные знания о происхождении, этнической истории, современном функционировании и перспективных тенденциях развития каждого народа нередко противостоят обыденным представлениям и этническим предрассудкам.
Функция подлинного, научного самопознания выполняется этнологами путем собирания, накапливания и анализа исторического опыта жизни народов. Этот опыт имеет значение как обобщение и сохранение демократических традиций материальной и духовной культуры, но нередко бывает полезен при складывании современных форм культуры, а также при решении экономических и технических задач. Так, при конструировании одежды, пригодной для работы в полярных условиях, оказалась наилучшей та, в которой были использованы материалы и покрой одежды северных приполярных народов (саамов, ненцев, эскимосов). Культурные традиции народного домостроительства, питания, земледелия (например, горного террасного и ирригационного) могут быть с пользой утилизованы и в наше время.