III. Сообщение темы урока.
– В каждом столбике найдите «лишнее» выражение.
40 + 30 | 60 + 20 | |
80 + 10 | 20 + 40 | |
70 + 24 | 30 + 60 | |
30 + 50 | 60 + 37 |
– Сегодня будем учиться выполнять сложение вида 60 + 37.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Вычислите и запишите значение суммы.
(30 + 20) + 7 = 50 + 7 = 57
– Как удобно выполнить вычисления?
2. Задание 2.
– Объясните способ вычисления значения суммы 30 + 27.
30 + 27 = 30 + (20 + 7) = (30 + 20) + 7 = 50 + 7 = 57
– Как разложили второе слагаемое?
– Какое правило применили при сложении? (Группировку слагаемых, сочетательный закон сложения.)
3. Задание 3.
– Вычислите значения сумм, разложив вторые слагаемые на разрядные слагаемые.
30 + 45 = 30 + (40 + 5) = (30 + 40) + 5 = 70 + 5 = 75
60 + 39 = 60 + (30 + 9) = (60 + 30) + 9 = 90 + 9 = 99
70 + 18 = 70 + (10 + 8) = (70 + 10) + 8 = 80 + 8 = 88
10 + 67 = 10 + (60 + 7) = (10 + 60) + 7 = 70 + 7 = 77
Физкультминутка
4. Задание 5.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Составьте краткую запись к задаче и решите ее.
Запись:
1-я машина – 28 м.
2-я машина – 30 м.
Всего – ? м.
Решение:
28 + 30 = 58 (м.) – всего.
Ответ: 58 мешков.
5. Задание 2.
– По краткой записи составьте задачу и решите ее.
Задача. Было 47 ящиков. Рабочие приготовили еще 50 ящиков. Сколько ящиков стало?
Решение: 47 + 50 = 97 (ящ.) – стало.
Ответ: 97 ящиков.
6. Задание 7.
– Чем похожи данные выражения? (Это выражения со скобками, в скобках выполняется вычитание «круглых» двузначных чисел.)
– Вычислите значения выражений.
7. Задание 8.
– Чем похожи данные выражения? (Это выражения со скобками. В скобках выполняется сложение «круглых» двузначных чисел.)
– Вычислите значения выражений.
8. Задание 9.
– Составьте задачу по круговой схеме.
В большом ящике лежало 40 яблок, а в маленьком – 28 яблок. Сколько яблок всего?
– Выполните краткую запись и решите задачу.
Запись:
1-й ящик – 40 ябл.
2-й ящик – 28 ябл.
Всего – ? ябл.
Решение:
40 + 28 = 68 (ябл.) – всего.
Ответ: 68 яблок.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить сложение двузначного и двузначного «круглого» числа?
Домашнее задание: учебник, с. 49, № 4.
Урок 24
вычитание «КРУГЛого» ЧИСЛА из двузначного
Цели:рассмотреть способ вычитания «круглого» числа из двузначного; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения составлять задачу по выражению; развивать умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задача.
В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. На сколько в пенале карандашей меньше, чем в коробке? Сколько карандашей в коробке?
– На какой вопрос выможетеответить, а на какой – нет? Почему?
– Подумайте, как дополнить условие задачи, чтобы ответить на оба вопроса?
2. Фронтальная работа.
– Запишите числа в порядке убывания:
70, 55, 40, 50, 60, 45, 65, 35.
– По какому признаку можно разбить числа на две группы? Найдите разность самого большого и самого маленького числа в этом ряду. Увеличьте каждое число на 5 единиц.
– Запишите равенства.
– На какие две группы их можно разбить?
3. Какая фигура «лишняя»?