Диктатура и демократия в Третьей Республике

Одним из условий дальнейшей поддержки власти Пак Чонхи и оказания Южной Корее разносторонней помощи со стороны Соеди­ненных Штатов Америки, которые имели военные базы на Корейском полуострове и контролировали военные операции южнокорейских во­оруженных сил, было участие Республики Корея в будущей Вьетнам­ской войне. Впервые этот вопрос обсуждался во время вашингтонской встречи Пак Чонхи с президентом США Дж. Кеннеди. Для создания юридической основы будущего участия Южной Кореи во Вьетнам­ской войне в октябре 1964 г. был заключен договор об установле­нии дипломатических отношений с Южным Вьетнамом. В феврале 1965 г. во Вьетнам были отправлены первые 2 тыс. человек южно­корейских «добровольцев» для службы в тылу, которые не являлись военнослужащими регулярной армии. Одновременно США обещали оказать Южной Корее безвозмездную экономическую помощь в раз­мере 150 млн долларов. С 1965 г. в Южную Корею стали поставлять­ся американские сверхзвуковые истребители «Ф-5». В мае 1965 г. Пак Чонхи совершил очередной визит в США для того, чтобы обсудить с президентом Л.Джонсоном вопросы совместных действий корейских и американских войск во Вьетнаме.

Для отправки регулярной южнокорейской армии во Вьетнам тре­бовалось принятие соответствующего решения на уровне парламента. Всю первую половину 1965 г. в Национальном собрании Республики Корея по этому поводу велись жаркие дебаты. В целях недопущения участия Южной Кореи во Вьетнамской войне и активизации борьбы против заключения корейско-японского договора оппозиция решила объединить свои силы, образовав 14 июня 1965 г. единую Народную партию (Минчжундан). Однако уже в июле 1965 г., до принятия со­ответствующего решения, во Вьетнам было отправлено 20 тыс. пехо­тинцев (включая подразделение морской пехоты).

Борьба оппозиции в парламенте против участия Южной Кореи во Вьетнамской войне оказалась неэффективной. После ратификации корейско-японского договора 14 августа 1965 г., члены парламента от оппозиционной Народной партии покинули зал заседаний в знак про­теста, и многие подали заявление о прекращении своей депутатской деятельности. В результате в августе 1965 г. при участии практически лишь депутатов от правящей Республиканской партии было принято решение об отправке регулярных войск во Вьетнам.

В марте 1966 г. из США пришел запрос об отправке во Вьетнам очередной группы южнокорейских солдат численностью в 20 тыс. че­ловек. Тогда же, 7 марта 1966 г., посол США в Республике Корея В. Г. Браун передал южнокорейскому правительству Меморандум, со­стоявший из 14 статей, в котором от имени правительства США сооб­щалось, что оно одобряет решение Южной Кореи об отправке войск в ответ на просьбу о помощи со стороны Республики Вьетнам и бе­рет на себя все расходы, связанные с деятельностью южнокорейских войск во Вьетнаме, обязуется оказать обозначенную в Меморандуме военно-экономическую помощь.

Южнокорейские войска находились во Вьетнаме вплоть до 1973 г., и их общее число составило около 55 тыс. человек[330]. В то же вре­мя за период с 1963 по 1970 г. в Южном Вьетнаме работало более 24 тыс. южнокорейских рабочих. За годы Вьетнамской войны США действительно оказали Республике Корея огромную военную и эконо­мическую помощь. В исторической литературе встречаются различ­ные цифры. Например, за период с 1966 по 1970 г. говорят о помощи в 625 млн долларов или даже в 1,7 млрд. Несмотря на различие в источниках информации и способах подсчета, все исследователи схо­дятся в одном: помощь, предоставленная Южной Корее со стороны США за участие во Вьетнамской войне, была значительной и оказала известное положительное воздействие на общий ход экономических реформ в стране.

Другим последствием участия южнокорейских войск во Вьетнам­ской войне стало нарастание внутренней политической нестабильно­сти. После провала попыток оппозиции помешать заключению корейско-японского договора и принятию решения об участии во Вьетнам­ской войне, единая оппозиционная Народная партия раскололась, и 30 марта 1966 г. ряд ее членов во главе с экс-президентом Юн Босоном образовали Новую корейскую партию (Синхандан), решение о создании которой было принято еще в феврале месяце.

Приближавшиеся майские президентские выборы 1967 г. вновь сплотили политическую оппозицию в ее попытках объединиться и сменить власть Пак Чонхи мирным путем. Объединение произошло 7 февраля 1967 г. под крылом Новой корейской партии путем ее слия­ния с остатками Народной партии и рядом других. Вновь образованная партия получила название Новой народной партии (Синминдан). В Декларации партии, опубликованной в день ее образования, гово­рилось, что ее основными задачами являются борьба против усиления влияния Японии, против коммунизма и против диктатуры.

Таким образом, уже с первых лет власть Пак Чонхи именовалась «диктатурой». Однако была ли Третья Республика диктатурой в пол­ном смысле слова[331]? Действительно, в это время в Республике Корея продолжала существовать оппозиция, которая была довольно актив­ной и с которой правящим кругам во главе с Пак Чонхи приходилось считаться. На протяжении всего периода истории Третьей Республики оппозиция проявляла себя особенно активно во время президентских и парламентских выборов.

Очередные президентские выборы были назначены на 3 мая 1967 г. Кандидатом от Республиканской партии, естественно, выступил Пак Чонхи, а от объединенной Новой народной партии — Юн Босон. Как и в 1963 г., основными соперниками на выборах оставались все те же лица. Однако на этот раз Пак Чонхи удалось добиться значительно большей поддержки населения. Он собрал 51,4% голосов, в то время как Юн Босон получил лишь 41%, т. е. почти на 1 млн голосов меньше. Несмотря на известное негативное отношение, в том числе и в Южной Корее, к фигуре Пак Чонхи, нигде (даже в северокорейской историо­графии) не говорится о том, что президентские выборы 1967 г. были сфальсифицированы. Народ действительно поддержал Пак Чонхи. И одной из главных причин этого стали успехи Первого пятилетнего плана экономического развития (1962-1966). Наибольшую поддерж­ку Пак Чонхи получил на востоке страны, куда шел основной поток инвестиций, в то время как Юн Босон пользовался популярностью в западной части[332]. Таким образом, в первый период президентства Пак Чонхи в стране все же проявлялись отдельные элементы демократии, и власть Пак Чонхи опиралась на известную поддержку населения.

Однако результаты парламентских выборов 8 июня 1967 г. народ Республики Корея воспринял не столь воодушевленно. На этих выбо­рах также победила правящая Республиканская партия, что казалось естественным после предшествовавшей победы Пак Чонхи. Она по­лучила 129 мест, т.е. 2/3 от их общего числа. Второй стала Новая народная партия, депутаты от которой заняли 45 мест. Из неболь­ших политических партий, число которых доходило до десятка, одно-единственное место получила Партия народных масс (Тэчжундан), созданная 9 марта 1967 г. и ставившая своей целью построение «де­мократического социализма». Такое незначительное количество мест, доставшееся представителям «малых партий», а также выявившиеся факты подкупа, угроз и прочих незаконных методов, к которым при­бегали депутаты от Республиканской партии, явились поводом для начала студенческих демонстраций протеста. Первые демонстрации начались 9 июня 1967 г. в крупнейшем сеульском Университете Ёнсе; 13 июня к ним присоединились учащиеся других столичных учебных заведений, а с 15 июня волна демонстраций захлестнула всю Южную Корею и не прекращалась вплоть до начала июля. В дни наиболее массовых выступлений на улицы Сеула выходило до 16 тыс. человек, а по всей стране в демонстрациях протеста против несправедливых выборов приняли участие до 240 тыс. человек. С 4 июля во всех выс­ших учебных заведениях были отменены занятия, и демонстрации прекратились.

Учитывая известную поддержку народа, трудно предположить, что в парламентских выборах 1967 г. отдельные случаи незаконных действий происходили с ведома Пак Чонхи. Наоборот, по итогам рас­следования этих случаев Пак Чонхи исключил из Республиканской партии шесть человек.

Так начался второй срок президентства Пак Чонхи, первые два года которого были относительно спокойными. Вместе с тем именно в это время стали проявлять себя различные подпольные коммунисти­ческие организации. Идеи коммунизма и социализма были в извест­ной степени популярны в Южной Корее, особенно среди студенчества, внимательно следившего за успехами стран социализма, в том числе и КНДР. Власти Северной Кореи иногда пытались помочь своим юж­ным единомышленникам конкретными действиями. Так, 21 января 1968 г. в Сеуле была задержана особая северокорейская вооруженная группа в составе 31 человека, в задачи которой входило нападение на президентский дворец и физическая ликвидация ряда известных юж­нокорейских политиков. В апреле 1968 г. в Сеульском университете было раскрыто так называемое «Читательское общество», занимав­шееся изучением марксистской литературы, а в августе того же го­да ликвидирована подпольная «Революционная партия объединения» просеверокорейской ориентации.

Поэтому за два года до следующих президентских выборов, кото­рые должны были пройти в 1971 г., Пак Чонхи стал более заметно проявлять стремление к продлению собственной единоличной власти в Южной Корее, вероятно, считая, что только он сможет довести на­чатое им дело до конца. Согласно Конституции 1962 г., один человек мог занимать кресло президента Республики Корея только два сро­ка. Таким образом, на следующих президентских выборах Пак Чонхи уже не мог выставлять свою кандидатуру. Для того чтобы «испра­вить» подобное положение, со второй половины 1968 г. Республикан­ская партия стала выступать с заявлениями о том, что изучает во­прос об изменении Конституции страны, рассматривая возможность избрания одного человека на пост президента страны в течение трех раз.

Подобное заявление вызвало в южнокорейском обществе протест, причем не только в рядах оппозиции. Ким Чжонпхиль, до 30 мая 1968 г. возглавлявший правящую Республиканскую партию, планиро­вал выставить свою кандидатуру на пост президента страны.

Активнее всего против внесения поправок в Конституцию высту­пили южнокорейские студенты. Первыми в июне 1968 г. разверну­ли движение за сохранение старой Конституции студенты Сеульско­го университета. В том же месяце к ним присоединились студенты Университета Кемён, расположенного в южном городе Тэгу. Потеря популярности Пак Чонхи в родных юго-восточных провинциях Кен-сан, где его власть даже называли «фашизмом», означала, что для сохранения президентского кресла Пак Чонхи придется идти по пути усиления собственной диктатуры.

Поэтому решение о внесении поправок в Конституцию принима­лось в тайне от оппозиции, 14 сентября 1969 г., в 2 часа ночи в Третьем корпусе Национального собрания, где присутствовало только 122 чле­на проправительственной фракции. Тем не менее, 17 октября 1969 г. Пак Чонхи провел «всенародный референдум» по поправкам к Кон­ституции, в котором приняли участие 77,1% избирателей, и было со­брано 65,1% голосов в поддержку новой редакции. Теперь Пак Чонхи на законных основаниях мог выставлять свою кандидатуру на прези­дентских выборах в очередной раз.

Выборы (7-е по счету) были назначены на 27 апреля 1971 г. Канди­датом от оппозиционной Новой народной партии был выдвинут более молодой, чем Пак Чонхи, профессиональный политик Ким Дэчжун (род. 1925), избиравшийся в Национальное собрание с 1960 г. Пак Чон­хи одержал победу и в этот раз, но с небольшим перевесом в 950 тыс. голосов, набрав 53,2% голосов, в то время как за Ким Дэчжуна про­голосовало 45,3% избирателей. Наибольшую поддержку Пак Чонхи получил в родной провинции Кёнсан, в то время как у Ким Дэчжуна было преимущество в Сеуле, крупных городах, а также в родной про­винции Чолла. В отличие от предшествующих президентских выбо­ров, в этот раз в адрес правящих кругов раздавались упреки в нечест­ности.

Восьмые парламентские выборы, назначенные на 25 мая 1971 г., также оказались неутешительными для правящей Республиканской партии, получившей всего 113 мест. Оппозиции досталось 91 место, из которых 89 — принадлежали Новой народной партии. Учитывая, что для принятия ряда законов требовалось большинство в 2/3 голосов, новый парламент оказывался не таким послушным президенту, как это было раньше.

Президентские и парламентские выборы показали неустойчивость власти Пак Чонхи. В 1971 г. с новой силой начали разворачивать­ся антиправительственные демонстрации, например, августовская де­монстрация жителей Кванчжу[333], города-спутника Сеула.

Для того чтобы сохранить свою власть в условиях постоянного по­вышения благосостояния народа (благодаря им же проведенным ре­формам), которое являлось объективной основой для развития демо­кратии, Пак Чонхи был вынужден прибегнуть к еще большему уже­сточению своего правления.

Наши рекомендации