Счастливая жизнь подразумевает принятие того факта, что наши жизни, в конечном итоге, принадлежат Богу
менно над более чем 80 проектами.2 Билл организовывал конференции, приглашал спи- керов и делал видеозаписи, как часть своего наследия в учении.
В последний раз я говорил с Биллом по телефону за две недели до его смерти. Я хотел сообщить ему, о чем скажу на его похоронах, но в нашей беседе не было ни тени печали. Я сказал: «Билл, я хочу, чтобы ты еще при жизни, а не с небес, услышал, что я скажу, когда ты уйдешь». Я напомнил ему одну историю, кото-
рую повторил позже, во время поминальной службы. Никогда не за- буду, как однажды мы сидели за столом вместе с ним и другими христианскими лидерами, споря о глубоких богословских вопросах. Прервав нашу горячую дискуссию, Билл сказал: «Меня беспокоит не столько богословие, сколько перспектива предстать однажды пред Господом и признать, что мне не удалось привести всех, кого я мог, ко Христу». Он был удивительно смелым и прямым человеком!
Г Л А В А 2 9
Во время наших бесед в его последние годы я ни разу не заме- тил в нем даже намека на жалость к себе или разочарование. Навер- няка, Билл переживал такие моменты, но об этом не знал никто, кроме Вонетт, которая неизменно нахо-
дилась рядом с ним. Билл был прирож-
денным лидером и никогда не проявлял уныния или разочарования перед теми, кто за ним следовал. До самого конца своей жизни он всегда искал возможно- сти помочь другим.
В последние дни перед смертью Билл Брайт дал своим сотрудникам про- щальное наставление, которое завершил следующими словами: «Ходите верой в Его свете, радуйтесь Его присутствию, проявляйте Его любовь и ликуйте о том, что вы не одиноки. Он всегда рядом с вами, неизменно желая благословлять!»3
Жить счастливо
подразумевает не только извлекать максимум из каждого ее мгновения, но и быть невозмутимым пред лицом смерти, и затем – достойно умереть
Билл Брайт понимал, что счастливая жизнь подразумевает принятие того факта, что наши жизни, в конечном итоге, принадлежат Богу. Он отказывался принимать успокоительные, которые могли ускорить его смерть, и беседовал с Вонетт о важности согласиться с последним Божьим призывом. Возможно, именно благодаря такому отношению Билла (и, как мне думается, его благочестию) его последние моменты не были наполнены ужасом, как предсказывал врач. Прямо перед его смертью Вонетта наклонилась к Биллу и сказала: «Я хочу, чтобы ты был с Иисусом, и Он хочет, чтобы ты был с Ним. Почему бы тебе про- сто не позволить Ему перенести тебя на небеса?» Вонетт отвела взгляд в сторону, а когда опять посмотрела на мужа, он уже не дышал. Она увидела последний толчок пульса на его шее — и Билл ушел. В тот мо- мент Вонетт вспомнились строки псалма: «Дорога в очах Господних смерть святых Его», и молитва святого Франциска Ассизского: «Ибо через смерть мы рождаемся для вечной жизни».4
Жить счастливо подразумевает не только извлекать максимум из каждого ее мгновения, но и быть невозмутимым пред лицом смерти, и затем — достойно умереть. Очень многие люди имеют оши- бочное представление на сей счет. Они думают, что жизнь надо про- жить «по полной», наслаждаясь каждым ее моментом, а затем, когда придет смерть, просто принять ее как неумолимый факт. Веселые времена закончились. Жизни пришел конец.
Но смотреть на это нужно не так.
Я обнаружил, что ближе всего к правильному пониманию жиз- ненных реалий и вопроса смерти находятся некоторые обитатели ка-
С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь
меры смертников — особенно, если они христиане. За многие годы я посетил в буквальном смысле тысячи приговоренных к смерти муж- чин и женщин по всему миру. Казалось бы, тот, кто в ожидании казни сидит в холодной камере, выходя из нее в лучшем случае на час для прогулки по обтянутому колючей проволокой двору, должен
впасть в отчаяние и безропотно отка- заться от жизни. Но в большинстве слу-