Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий. В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета управления и экономики, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к правоведению.

Основное назначение правоведения заключается, во-первых, в формировании у студентов способности к теоретическому анализу государственно-правовых явлений, во-вторых, в умении формулировать точные определения и понятия, в-третьих, в привитии навыков использования государственно-правовых конструкций и теоретических моделей для более точной интерпретации и обобщений фактов из многогранного мира государства и права.

Сегодня правоведение предстает комплексной наукой и учебной дисциплиной, включающей в себя научные предметы, знания и методы других общественных, исторических и юридических наук. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения преподавателю правоведения очень важно использовать возможности межпредметных связей правоведения с другими дисциплинами. В частности, в ходе изучения и анализа особенностей государственно-правовой деятельности стимулируется применение студентами таких парных философских и общенаучных категорий, как «сущность – явление», «закономерность и случайность», «порядок и хаос», «развитие и саморазвитие (самоорганизация)», «форма и содержание», «общее – особенное – единичное» и др., определяются основные направления отраслевой реализации положений правоведения.

Сами по себе и государство, и право, возникли как следствие саморазвития и самоорганизации общества, они являются объектом повышенного интереса с практической точки зрения, их связь между собой очевидна и ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнения. А социальная значимость правоведения во многом определяется ее связью с социальной практикой. Теория всегда является предпосылкой возникновения практики, а практика – всегда обогащает теорию. В этой связи и юридическая практика как некий социально-правовой опыт обуславливает цели и основные направления исследования государства и права как теоретической науки. Сказанное дает основание утверждать, что преподавателю, читающему курс правоведения, необходимо включать в процесс занятий материал из практической юридической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов государственно-юридической практики. Лозунгом дня должен являться своеобразный прагматизм, понимаемый как приложение теоретико-правовых знаний к проблемам реальной юридической практики.

Одной из функций правоведения является выработка основных терминов и понятий, которые используют не только все отрасли юридической науки, а также ими оперирует правотворческая и правоприменительная практика. Следовательно, при преподавании данной учебной дисциплины важнейшей задачей является формирование у студентов понятийного и категориального аппарата юриспруденции.

Эта особенность предмета правоведение должна быть непременно учтена преподавателем, читающим данный курс.

Кроме того, при преподавании правоведения, достаточно важно обратить внимание на такой методический принцип – как диалогизм сообщения материала студентам по соответствующим темам. Этот принцип обуславливает обязательность уважения к точке зрения, позиции любого участника занятий по курсу. Вместе с тем целесообразно препятствовать превращению занятий в митинги, в ходе которых в устной форме выражаются политические страсти, предпочтения, активные намерения.

Правильно понятый академизм образовательного процесса полезен в работе над темами, злободневность которых способна разжечь неуправляемые страсти. Ведь в области политики и права взвешенное спокойствие при анализе непростых и чаще всего недостаточно ясных даже специалистам явлений – неплохое качество, входящее в состав краеугольных свойств гражданственности. Поэтому при обсуждении тех или иных проблем (особенно спорного, дискуссионного характера) на занятиях по теории государства и права позиции, излагаемые преподавателем, должны носить рекомендательный характер и допускать иные толкования, быть максимально корректными.

Более того, там, где речь идет о политических идеях, суждениях непосредственно связанных с убеждениями преподавателя и студентов, какие-либо оценки недопустимы; в этих случаях достаточно тактично выслушать те или иные точки зрения, обсуждать же следует то, что является предметом правоведения как научной дисциплины. Здесь столкновение различных точек зрения может приблизить учащихся к постижению истины.

Наши рекомендации