Обращение к домашнему заданию.
Русский язык
Тема. Развитие речи.Составление диалогов разговорного и научного стиля речи.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Мотивация учебной деятельности.
Разыгрывание сценки«Украшение новогодней елки» (Ребят попросили украсить елку, но они не смогли договориться и поссорились).
Вопросы учителя:
1. Почему ребята не смогли договориться?
2. Как называется разговор двух и более лиц?
3. Используем ли мы с вами в нашей речи диалог?
4. Можно ли нам обойтись без диалога?
Слово учителя:
Да, действительно, если человек живет в обществе, значит, он общается, а общение по своей форме – это и есть диалог.
Сегодня на уроке мы расширим наши знания о диалоге, познакомимся с его видами, повторим, чем диалог отличается от монолога и прямой речи, как оформляется диалог, научимся составлять диалог по заданной ситуации. А еще мы поможем нашим ребятам нарядить елочку, а наряжать мы ее будем необычными игрушками, а теми понятиями, которыми овладеем на протяжении урока.
Работа по теме урока.
Мы с вами сказали, что диалог – это разговор двух и более лиц. А как произошло это слово?
Диалог (от греч: диа – два, логос - слово).
Монолог (от греч: моно – один, логос - слово) – речь одного лица.
Прямая речь – это чужая речь, которая передается без изменений. Она сопровождается словами автора, которые указывают, кому принадлежит чужая речь + украшение елочки: диалог, монолог, прямая речь
А вы сможете узнать, где монолог, где диалог, а где прямая речь?
Карточка № 1.
Эта удивительная история произошла в зимнем новогоднем лесу. Папа с Вовкой пришли в лес за елочкой, но мальчику стало жалко рубить елочку, и вот что дальше произошло:
- Папа, а давай не будем ее рубить, - вдруг сказал Вовка. — Почему? - удивленно обернулся папа. — Тебе она не нравится? — Она живая. Ей страшно. Давай не будем рубить, - повторил Вовка — А чего же мы принесем домой? - папа почесал затылок. — Что, опять искусственную ставить будем? Ведь договорились вроде? Да ты и сам хотел. — Давай искусственную, она тоже красивая, а эта пускай живет. Ну, па, чего тебе, жалко что ли? — Да ладно, давай не будем рубить. Хотя жалко. Зря только сходили. — И не зря! А давай мы ее здесь нарядим, - было видно, что эта идея пришла в Вовкину голову только что и очень его обрадовала. | — Папа, а давай не будем ее рубить, - вдруг сказал Вовка.- Она живая. Ей страшно. Давай не будем рубить. Мы нарядим искусственную, она тоже красивая, а эта пускай живет. Ну, па, чего тебе, жалко что ли? А эту елочку мы здесь нарядим. | «Папа, а давай не будем ее рубить», - вдруг сказал Вовка. Папа удивленно обернулся к Вовке и спросил: «Почему? Тебе она не нравится?» |
Диалог | Монолог | Прямая речь |
А: «Пр.р».
«Пр.р», - а.
«Пр.р, а, - пр.р».
- Р, - первый участник.
- Р, - второй участник.
- Р, - первый участник.
- Р, - второй участник.
Учащиеся называют формы речи, аргументируя свои ответы, а затем находят схемы и стрелочками соединяют схему с соответствующим типом речи. А также называют, какие знаки препинания будем ставить при письменном оформлении диалога.
Зачем нам надо знать, какие знаки препинания ставятся при диалоге?
Выразительное чтение диалога.
- В каких стилях речи чаще всего встречаются диалоги? Почему?
(в разговорном и художественном, т.к. это самый динамичные способ передачи речи) .
Составление диалога в разговорном стиле.
Ситуация: «Новый Год – волшебный праздник». Оформление диалога на доске и в тетрадях.
Обращение к домашнему заданию.
Вы помните, наши ребята не смогли украсить елочку, т.к. не слышали друг друга. Их диалог не состоялся, потому что они не соблюдали правила общения. А какие правила общения знаете вы? Что мы можем посоветовать нашим друзьям?
Правила общения.
Мы с вами очень хорошо работаем, но пришло время для физкультминутки.
Физкультминутка «Диалог»:
-Как живёшь? | - Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку). |
- Вот так! (поднимают вверх большой палец). | - Как плывёшь? |
- Как идёшь? | - Вот так! |
- Вот так! (маршируют). | - Как шалишь? |
- Как бежишь? | - Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк). |
- Вот так! (показывают на месте). | - Как грозишь? |
- Ночью спишь? | - Вот так. |
- Да, диалог строится по своим законам.
Карточка № 2
Под Новый год что только не происходит, чего только не случается.
Однажды в квартире, скажем, Ивановых или Петровых раздался телефонный звонок:
- Але! Мишк! Это ты? Не? А кто? Ладно, неважно. Позовите мне Мишку.
- Что стряслось?
- Хочу узнать, он завтра придет елку украшать?
- А кто это говорит? Представьтесь, будьте добры.
- Санька.
- Скажи, Саня, а тебя не учили, как надо разговаривать по телефону?
- Не, - опешил Санька, но тут же нашелся, - а че тут такого?
Беседа по вопросам:
1. Какие правила речевого этикета нарушил Санька?
2. Какие реплики пропустил мальчик?
3. Назовите вступительные и заключительные реплики диалога.
Вступительные реплики: здравствуйте, прошу вас, пожалуйста, будьте добры,
Заключительные реплики: спасибо, большое спасибо, извините за беспокойство.
- Ребята, давайте поможем Саньке исправить его ошибки и покажем, как надо общаться по телефону. Составление диалога по заданной ситуации.
- Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные на уроке?
- Когда возникают в нашей жизни ситуации, которые требуют от нас знания речевого этика и умения применять их?
- В магазине, в аптеке, в библиотеке, в транспорте, в школе…
Составление диалогов по заданной ситуации:
1-й ряд: покупаем в магазине елочные игрушки.
2-й ряд: спрашиваем в библиотеке, какую книжку можно почитать, чтобы узнать о новогодних традициях других стран.
Индивидуальное задание: восстановить по репликам диалог:
Накануне Нового года Мишка приходит ко мне и говорит:
- Слушай, пора нам за ёлками ехать, а то останемся мы на праздник без ёлок.
- Сегодня уже поздно, - ответил я. - Завтра поедем.
- Так ведь завтра уже украшать ёлку надо.
- Ничего, - говорю я. - Украшать надо вечером, а мы поедем днём, сейчас же после школы.
(Николай Носов «Бенгальские огни»)
Карточка № 4
Накануне Нового года Мишка приходит ко мне и говорит: | |
Слова для справок: | |
- Слушай,- сказал Мишка, пора нам за______________________________ ________________________________ а то останемся мы _______________ ________________________________ | Ёлка, ехать, Праздник, ёлка, на, без. |
- Сегодня уже поздно, - ответил я. - Завтра поедем. | |
- Так ведь завтра уже______________ _________________________________ | Надо, ёлка, украшать. |
- Ничего, - говорю я. - Украшать надо вечером, а мы поедем днём, ________________________________ | Же, школа, после, сейчас. |
Проверка диалогов по заданной ситуации и индивидуального задания.
Рефлексия.
А. Учитель задает вопросы, а на парту ученика опускается снежинка.
1. Какие знания вы сегодня закрепили на уроке?
2. Что называется диалогом, монологом?
3. Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
4. В каких стилях речи чаще всего встречаются диалоги? Почему?
5. Назовите вступительные реплики диалога.
6. Назовите заключительные реплики диалога.
7. Зачем нам надо владеть диалогической речью? Как это пригодится нам в жизни?
Б. Оценивание учащихся.
Домашнее заданиие
1. Поработать в парах - составить и разыграть диалог в научном стиле.
Заключительное слово учителя:
Пусть декабрь серебрится порошею,
Заметая любую беду.
Я желаю вам только хорошего
В наступающем Новом году.
Слова благодарности за совместную работу.