Обращение к домашнему заданию.

Русский язык

Тема. Развитие речи.Составление диалогов разговорного и научного стиля речи.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Мотивация учебной деятельности.


Разыгрывание сценки«Украшение новогодней елки» (Ребят попросили украсить елку, но они не смогли договориться и поссорились).

Вопросы учителя:

1. Почему ребята не смогли договориться?

2. Как называется разговор двух и более лиц?

3. Используем ли мы с вами в нашей речи диалог?

4. Можно ли нам обойтись без диалога?

Слово учителя:

Да, действительно, если человек живет в обществе, значит, он общается, а общение по своей форме – это и есть диалог.

Сегодня на уроке мы расширим наши знания о диалоге, познакомимся с его видами, повторим, чем диалог отличается от монолога и прямой речи, как оформляется диалог, научимся составлять диалог по заданной ситуации. А еще мы поможем нашим ребятам нарядить елочку, а наряжать мы ее будем необычными игрушками, а теми понятиями, которыми овладеем на протяжении урока.

Работа по теме урока.

Мы с вами сказали, что диалог – это разговор двух и более лиц. А как произошло это слово?

Диалог (от греч: диа – два, логос - слово).

Монолог (от греч: моно – один, логос - слово) – речь одного лица.

Прямая речь – это чужая речь, которая передается без изменений. Она сопровождается словами автора, которые указывают, кому принадлежит чужая речь + украшение елочки: диалог, монолог, прямая речь

А вы сможете узнать, где монолог, где диалог, а где прямая речь?

Карточка № 1.

Эта удивительная история произошла в зимнем новогоднем лесу. Папа с Вовкой пришли в лес за елочкой, но мальчику стало жалко рубить елочку, и вот что дальше произошло:

- Папа, а давай не будем ее рубить, - вдруг сказал Вовка. — Почему? - удивленно обернулся папа. — Тебе она не нравится? — Она живая. Ей страшно. Давай не будем рубить, - повторил Вовка — А чего же мы принесем домой? - папа почесал затылок. — Что, опять искусственную ставить будем? Ведь договорились вроде? Да ты и сам хотел. — Давай искусственную, она тоже красивая, а эта пускай живет. Ну, па, чего тебе, жалко что ли? — Да ладно, давай не будем рубить. Хотя жалко. Зря только сходили. — И не зря! А давай мы ее здесь нарядим, - было видно, что эта идея пришла в Вовкину голову только что и очень его обрадовала. — Папа, а давай не будем ее рубить, - вдруг сказал Вовка.- Она живая. Ей страшно. Давай не будем рубить. Мы нарядим искусственную, она тоже красивая, а эта пускай живет. Ну, па, чего тебе, жалко что ли? А эту елочку мы здесь нарядим.   «Папа, а давай не будем ее рубить», - вдруг сказал Вовка. Папа удивленно обернулся к Вовке и спросил: «Почему? Тебе она не нравится?»
Диалог Монолог Прямая речь

А: «Пр.р».

«Пр.р», - а.

«Пр.р, а, - пр.р».


- Р, - первый участник.

- Р, - второй участник.

- Р, - первый участник.

- Р, - второй участник.


Учащиеся называют формы речи, аргументируя свои ответы, а затем находят схемы и стрелочками соединяют схему с соответствующим типом речи. А также называют, какие знаки препинания будем ставить при письменном оформлении диалога.

Зачем нам надо знать, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

Выразительное чтение диалога.

- В каких стилях речи чаще всего встречаются диалоги? Почему?

(в разговорном и художественном, т.к. это самый динамичные способ передачи речи) .
Составление диалога в разговорном стиле.

Ситуация: «Новый Год – волшебный праздник». Оформление диалога на доске и в тетрадях.

Обращение к домашнему заданию.

Вы помните, наши ребята не смогли украсить елочку, т.к. не слышали друг друга. Их диалог не состоялся, потому что они не соблюдали правила общения. А какие правила общения знаете вы? Что мы можем посоветовать нашим друзьям?

Правила общения.

Мы с вами очень хорошо работаем, но пришло время для физкультминутки.

Физкультминутка «Диалог»:

-Как живёшь? - Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
- Вот так! (поднимают вверх большой палец). - Как плывёшь?
- Как идёшь? - Вот так!
- Вот так! (маршируют). - Как шалишь?
- Как бежишь? - Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
- Вот так! (показывают на месте). - Как грозишь?
- Ночью спишь? - Вот так.

- Да, диалог строится по своим законам.

Карточка № 2

Под Новый год что только не происходит, чего только не случается.

Однажды в квартире, скажем, Ивановых или Петровых раздался телефонный звонок:

- Але! Мишк! Это ты? Не? А кто? Ладно, неважно. Позовите мне Мишку.

- Что стряслось?
- Хочу узнать, он завтра придет елку украшать?
- А кто это говорит? Представьтесь, будьте добры.
- Санька.
- Скажи, Саня, а тебя не учили, как надо разговаривать по телефону?
- Не, - опешил Санька, но тут же нашелся, - а че тут такого?

Беседа по вопросам:

1. Какие правила речевого этикета нарушил Санька?

2. Какие реплики пропустил мальчик?

3. Назовите вступительные и заключительные реплики диалога.

Вступительные реплики: здравствуйте, прошу вас, пожалуйста, будьте добры,

Заключительные реплики: спасибо, большое спасибо, извините за беспокойство.

- Ребята, давайте поможем Саньке исправить его ошибки и покажем, как надо общаться по телефону. Составление диалога по заданной ситуации.

- Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные на уроке?

- Когда возникают в нашей жизни ситуации, которые требуют от нас знания речевого этика и умения применять их?

- В магазине, в аптеке, в библиотеке, в транспорте, в школе…

Составление диалогов по заданной ситуации:

1-й ряд: покупаем в магазине елочные игрушки.

2-й ряд: спрашиваем в библиотеке, какую книжку можно почитать, чтобы узнать о новогодних традициях других стран.


Индивидуальное задание: восстановить по репликам диалог:

Накануне Нового года Мишка приходит ко мне и говорит:

- Слушай, пора нам за ёлками ехать, а то останемся мы на праздник без ёлок.

- Сегодня уже поздно, - ответил я. - Завтра поедем.


- Так ведь завтра уже украшать ёлку надо.

- Ничего, - говорю я. - Украшать надо вечером, а мы поедем днём, сейчас же после школы.

(Николай Носов «Бенгальские огни»)

Карточка № 4

Накануне Нового года Мишка приходит ко мне и говорит:
Слова для справок:
- Слушай,- сказал Мишка, пора нам за______________________________ ________________________________ а то останемся мы _______________ ________________________________ Ёлка, ехать, Праздник, ёлка, на, без.
- Сегодня уже поздно, - ответил я. - Завтра поедем.
- Так ведь завтра уже______________ _________________________________ Надо, ёлка, украшать.
- Ничего, - говорю я. - Украшать надо вечером, а мы поедем днём, ________________________________ Же, школа, после, сейчас.


Проверка диалогов по заданной ситуации и индивидуального задания.


Рефлексия.

А. Учитель задает вопросы, а на парту ученика опускается снежинка.

1. Какие знания вы сегодня закрепили на уроке?

2. Что называется диалогом, монологом?

3. Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

4. В каких стилях речи чаще всего встречаются диалоги? Почему?

5. Назовите вступительные реплики диалога.

6. Назовите заключительные реплики диалога.

7. Зачем нам надо владеть диалогической речью? Как это пригодится нам в жизни?


Б. Оценивание учащихся.

Домашнее заданиие


1. Поработать в парах - составить и разыграть диалог в научном стиле.

Заключительное слово учителя:

Пусть декабрь серебрится порошею,
Заметая любую беду.
Я желаю вам только хорошего
В наступающем Новом году.

Слова благодарности за совместную работу.

Наши рекомендации