Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения И
Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Детство»
Учитель даёт оценку чтению: какие чувства удалось передать при чтении, а какие нет. Особое уделяется восклицательным предложениям в тексте, при которых необходимо передать радость и восторг.
Рассказы учеников о самом счастливом дне из своего детства
¾ Эти воспоминания вам дороги, вы запомнили волнующие вас события и, конечно же, будете помнить их долго, даже став взрослыми.
Сообщение темы и целей урока
¾ У русского поэта Ивана Бунина сохранились и другие детские воспоминания, например о зимней вечерней буре и ласковой беседе с мамой, которая успокаивала сына и навевала добрые сны.
4. Чтение и анализ Ивана Бунина «Помню — долгий, зимний вечер...»
Выразительное чтение учителем стихотворения «Помню — долгий, зимний вечер...» Ивана Бунина.
Эмоциональный отклик учащихся на слушание — их ответ на вопрос:
¾ Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
Перечитывание детьми стихотворения «про себя»
Вопросы на воспроизведение текста и выборочное его чтение
¾ Как вы думаете, почему именно буря запомнилась мальчику?
¾ Почему он не мог заснуть?
¾ Что предложила мама сыну? Прочитайте.
¾ Какое состояние от мамы передалось сыну? Найдите в тексте.
¾ Какие картины лета мама помогает вспомнить мальчику? Прочитайте.
¾ Какое настроение создают эти картины? (Спокойствия, радости от увиденного, от наслаждения природой.)
¾ Как словами из текста можно доказать, что мать и сын любят друг друга? (Мать обращается к сыну со словами — «дорогой мой», хочет, чтобы он был утром «добрым и весёлым», а сын «доверчиво внимает» её советам; ласковые слова мамы его успокаивают и убаюкивают.)
¾ Какие бы вы добавили картины лета, кроме тех, что описаны в стихотворении, чтобы они навевали спокойствие, умиротворение?
Словарная работа
Анализ слов «лампада», «грёзы», «межа» и перенос их в словарь учащихся путём зрительных представлений либо составления предложений с ними.
Работа над художественными приёмами изображения картин в тексте
Изображение бури. Поэт использует приём одушевления природы: «буря плачет у окна». Подберите к глаголу «плачет» синонимы. (воет, завывает, свистит, поёт, стонет и т.п. )
Приём одушевления природы использован автором и в строчках: «Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!», «шёпот зреющих колосьев».
¾ С чем связано использование поэтом слова «золотые» (волны ржи). То есть учащиеся должны увидеть перенос значения слова «золото» на внешний вид ржи (хотя использование приёма метафоры пока не называется).
Выразительное чтение
¾ Какие чувства и настроения необходимо передать при чтении (добрые, ласковые, нежные чувства матери и тёплое, доверчивое отношение сына к ней).
¾ Определите тон, темп и ударные слова в стихотворении.
Дополнительный материал к уроку
Стихотворение А. Фета «Спи — ещё зарёю...».
Его лирический герой — ребёнок, к которому близкий человек (мать или отец) обращается ранним весенним утром, когда только просыпаются петухи, пробуждая природу, дышащую негой и свежестью.
Вот на этом любовании сказочной красотой утра, на передаче утренних звуков и ощущений необходимо заострить внимание учащихся, чтобы продолжать «чувства добрые лирой пробуждать».
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение И. Бунина, а на урок принести книги сказок и переводов для детей К. Чуковского.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Повести о детстве. К. Чуковский. Сказки и переводы для детей
Цели:развитие навыка выразительного чтения; развитие памяти, ассоциативного мышления; систематизация знаний о творчестве К. И. Чуковского.
Организационный момент