Поселения восточного приднепровья
Волынцево и Ромны
Распространение пеньковской культуры к востоку от Днепра подтверждается существованием поселений VI - VII веков типа волынцевского селища и группы укрепленных городищ VIII - IX веков, обнаруженных близ города Ромны, на территории, которую ранние историки указывали как район расселения племени северян.
Основную информацию, связанную с бытованием ранней славянской культуры в этом районе дает исследование селищ, обнаруженных вблизи поселка Волынцево в долине реки Сейм около Путивля в Сумской области. Оно располагается на пологом речном берегу в непосредственной близости от воды. Видимо, выбор данного места определялся тем, что с трех сторон поселение было защищено почти непроходимыми болотами.
В три ряда располагались землянки, некоторые квадратной формы, 6х6 метров. В центре территории находилось огромное сооружение с тремя очагами в центре, возможно, это была мастерская.
По своей конструкции дома встречались двух типов: одни строились из горизонтально расположенных бревен, другие из вертикально расположенных столбов, которые поддерживали стены, изготовленные из прутьев, обмазанных глиной. В поселении обнаружен один сгоревший дом. В нем видны явные следы пожара, но основные части - бревенчатые стены и фрагменты остроконечной крыши, сложенной из круглых бревен, сохранились хорошо.
Строительство дома начинали с рытья ямы, немного превышавшую по размерам саму бревенчатую постройку. Углубление прекращали, как только доходили до песка. На него насыпали и утрамбовывали глинобитный пол. В северо-восточном углу находился открытый очаг, построенный из пористой местной глины. У дома была плоская крыша, труба отсутствовала.
Иногда площадь очага отделялась от основной части дома стеной, построенной из гладко выструганных досок. Конические или грушевидные ямы для хранения продуктов имели глиняные оштукатуренные стены. Некоторые ямы были покрыты деревянными настилами. Мастерские и амбары размещались в специальных помещениях, в некоторых мастерских было три очага. В деревнях обнаружены железные ножи для плугов, серпы и точильные камни.
Рядом с деревней размещалось кладбище, занимавшее на площадь в 1, 6 гектара. Могилы были плоскими, пепел после сожжения помещали в урны. В большинстве могил находятся дополнительные вазы. Кроме того, в могилах встречаются стеклянные и пастовые бусины, браслеты с утолщенными концами, железные ножи и кольца.
Кремация происходила вне мест для погребения. В погребениях, обнаруженных близ г. Сосницы в Черниговской области, раскопаны две площадки для сожжения размером 1, 2 х 1,85 метра . Они окружены стенами из толстых деревянных бревен, укрепленных по углам вертикальными столбами. Внутри находился слой угля и пепел, смешанный с фрагментами сгоревших погребальных принадлежностей.
Начало IX века отмечено появлением укрепленных общинных деревень, расположенных на крутых речных мысах и укрепленных рвами и валами. Волынцевские поселения, обнаруженные в разных районах характеризуются набором устойчивых особенностей как в архитектуре, так и в хозяйственном укладе.
Поселения, обнаруженные по побережьям рек Десны, Сейма, Псела, Сулы и Воркслы называются роменскими от укрепленного городища, раскопанного в 1901 году близ города Ромны. Возможно, его обитатели принадлежали к племени северян, о котором в «Повести временных лет говорится: «седоша по Десне, по Семи и по Суле и нарекошася северъ».
Другая группа аналогично укрепленных поселений была найдена на Верхнем Доне вокруг города Воронежа. По одному из первых исследованных городищ и кладбища, обнаруженных близ села Боршево Воронежской области они были названы боршевскими. Историческое постоянство поселений в этом районе позволяет приписать боршевские поселения к племени вятичей.
Население волынцевских и роменских поселений выращивало скот, лошадей, коз, овец и свиней, ловило рыбу в близлежащих реках. От диких пчел получали мед и воск. В доме, раскопанном в городище Вишневая гора, обнаружен сосуд, внутри которого находится деревянная чаша, наполненная желтоватым веществом. Химический анализ показал, что это мед и воск.
Хорошо развивались ремесла. Изделия из железа не отличаются от периода Киевской Руси, но кроме них встречаются медные, серебряные и золотые вещи. В кладах обнаружены разнообразные ювелирные изделия, часто искусно сделанные. Некоторые клады, найденные на территории расселения восточных славян, содержат драгоценности и другие предметы явно сделанные в подражание иностранным образцам готско-гепидского кавказского, иранского (сасанидского) или византийского происхождения. Наиболее крупные клады VI - VII веков – Мартыновский, Хацкинский и Новосуджанский. (илл.15)
В них встречаются серебряные фибулы, массивные браслеты с утолщенными концами, антропоморфными и зооморфными фигурками, орнаментированные накладки для украшения поясов, аналогичные встречающимся на юго-востоке, звездчатые или бобовидные серьги, диадемы, подвески, изготовленные из серебряной проволоки, изготовленные по византийским образцам. Блюда, серебряные ложки и украшения, привезенные их Византии.
В погребении кремированного вождя, расположенном на берегу реки Сухой Ташлык, притока Южного Буга, были обнаружены золотые украшения, серебряные сосуды, упряжь и оружие. Большинство предметов, найденных в этой могиле, встречаются повсеместно и не могут быть определены как исключительно славянские.
Однако, некоторые предметы являются имитацией известных прототипов, причем в них заметны черты, внесенные местными мастерами, как северянами, так и из других племен. Например, в кладе, найденном в селе Харивка около Путивля, в Сумской области, в урне волынцевского типа находились золотые и серебряные предметы, фибулы, браслеты, серьги, подвески, ожерелья, украшения для пояса и другие предметы, изготовленные вручную. Они отличаются от украшений, ввезенных издалека. (илл11-14)
На протяжении нескольких веков на славянских территориях были широко распространены подвески, в которых имитировался византийский стиль. По образцам из Византийского Средиземноморья серьги в форме звезды и в виде вертикальной полоски изготовлялись и на Украине и на Дунае. По мере миграций на юг, запад и север славяне приносили с собой типы ювелирных украшений, прежде всего серьги, подвески и пряжки для застежек. Данное обстоятельство объясняет распространение сходных типов изделий в Центральной Европе и на Балканском полуострове. (илл.16-21)
Перемены, произошедшие в культуре восточных славян в значительной степени стали результатом сильного влияния салтовской культуры, в которой соединились хазарские, булгарские и аланские черты. В районе распространения данной культуры – Причерноморье от низовий Дона и Донца, до Северного Кавказа, была развитая торговля, большие города и установившаяся система феодальных отношений.
Видимо постоянная угроза нападения со стороны хазарского каганата заставляла славян уделять особое внимание обороне. В «Повести временных лет» говорится, что восточно-славянские племена платили дань хазарам. Следовательно, не удивительно, что салтовская культура оказывала влияние на славянскую территорию.
Хорошо укрепленные поселения могли служить как оплоты власти хазар, предназначенные и для получения дани с северян и полян. В этих обширных поселениях обнаружено огромное количество керамики, изготовленной на гончарных кругах, и драгоценности, которые имеют аналогии в салтовской культуре.
Влияние хазар, видимо, заставило славян переместиться на север на балтийские территории. В «Повести временных лет» говорится, что радимичи расселились в низовьях реки Сож: «и седоста Радим на Соже и прозвашася радимичи», а также на его притоках Ипути и Беседе. Все относящиеся к этой территории славянские археологические материалы относятся только к IX веку нашей эры, нет и ономастических данных. В то же время расселение племени дреговичей к северу от припятских болот и в балтийские земли ранее IX или X столетий подтверждается и летописями, и археологическими данными.
Другие исторические племена, такие как кривичи и славяне, жившие на территории современной Белоруссии и северной Великороссии возможно отличались от западного славянского блока. В XI - XII веках кривичи распространились между от верховьев Немана на западе до Верхней Волги (район Костромы) на востоке, и от Чудского озера на севере до верховьев Сожа и Десны на юге.
Самые древними археологическими сооружения кривичей являются длинные курганы, достигающие 60- 80 метров в длину с могилами кремационного типа. Их можно датировать периодом между VI и IX веками. В районе Смоленска, там, где расположены поздние поселения кривичей, все находки, относящиеся к славянам, датируются временем не ранее VIII века. В формировании кривичской культурной общности ведущую роль играли балтийский и финно-угорский субстраты.
Вплоть до Х века территория современной Белоруссии, на которой и сегодня говорят на одном из восточнославянских языков, была заселена восточными балтами (предками современных литовцев и латвийцев), причем балтийский этнический компонент сохранился даже после того, как там утвердились славяне. Упомянутое в Начальной русской летописи балтийское племя голядь (голинцы) жили в бассейне Верхней Оки к юго-западу от Москвы вплоть до XII века.
Медленную ассимиляцию балтов славянскими племенами. Подтверждают археологические находки и данные антропологических исследований. Погребальные обряды балтов, приемы изготовления одежды и украшений обнаруживаются в бассейне Верхнего Днепра на протяжении X и даже до начала XI века.
Белорусский физический тип сходен с балтийским: долихоцефалический (удлинненный) лицевой тип с средним размером черепа, не похож на мезоцефалический (широколицевой) тип людей, живших на Западной Украине. Различие можно объяснить тем, что местные жители некогда ассимилировали балтов. Отметим, что распространение балтийских названий рек, типов погребений и физического типа ограничивается границами Белоруссии.
Пока не ясно, как славянские племена распространились так далеко на север. Лингвистические исследования позволяют предположить, что они пришли через восточную Польшу и бассейн верхнего Немана, потому что в диалектах псковской и новгородской областей содержатся западнославянские элементы.
Вторжение славян с Россию не завершилось с началом IX века. На карте, помещенной на странице 96, показано распределение славянских племен в России на начало IX века нашей эры.