Учебник истории для общеобразовательных учреждений
Вопросы теории
Схема 1. Основные структурные компоненты учебника истории
ТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ | ||
ОСНОВНОЙ | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ | ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ |
Повествовательный | Документы | Определение терминов |
Описательный | Отрывки из художественной литературы | Подписи к иллюстрациям |
Объяснительный | Пояснения в скобках | |
Проблемно-обобщающий | Биографические справки | |
У Ч Е Б Н И К | ||
Вопросы и задания | Фотографии | Оглавление |
Шрифтовые выделения | Репродукции картин | Рубрикации |
Пункты параграфов | Рисунки, иллюстрации | Сигналы-символы |
Даты, термины | Достоверные изображения | Указания |
Таблицы | Картосхемы, карты, схемы | Рекомендуемая литература |
МЕТОДИЧЕСКИЙ | ИЛЛЮСТРАЦИИ | АППАРАТ ОРИЕНТИРОВКИ |
ВНЕТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ |
Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии) материал. Ядро основного текста составляют знания о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это составляет примерно треть содержания учебника. При объяснении на уроке две трети составляет дополнительный материал, призванный ярко и убедительно раскрыть базовые знания.
Как уже отмечалось, весь материал в школьных курсах истории не может излагаться одинаково подробно. Как правило, развернутое изложение сочетается в учебнике с конспективным. Основные факты даются подробно, образно, дополняются документами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, излагаются в виде краткой справки, делая учебник менее сложным.
Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.
Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Независимые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, содержится какая-то задача, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же иллюстрации можно и не использовать.
Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
В учебниках истории применяются три основных способа группировки учебного материала: 1) хронологический, при котором материал излагается в последовательности совершавшихся во времени событий; 2) тематический, если проводится объединение фактов в однородные по содержанию комплексы; 3) географический, когда последовательно освещается история отдельных стран и народов. Ни один из указанных способов не встречается в учебниках в «чистом» виде, каждый из них используется в том или ином сочетании с другими способами.
Хронологическая последовательность изложения в курсах всеобщей истории проявляется неоднократно: либо в порядке следования разделов или глав, либо в изложении материала внутри главы или параграфа. Но, поскольку в курсах всеобщей истории изучается история многих стран и народов, она неизбежно сочетается с географической группировкой материала: в истории Древнего мира географический принцип размещения материала проявляется в порядке следования разделов по истории Востока, Греции и Рима.
Хронологический и географический принципы сочетаются с тематической группировкой материала, общего для многих стран: например, в истории Средних веков — это темы о городах, христианской церкви и крестовых походах, географических открытиях и т. п.; в Новой истории — темы о международном рабочем движении, международных отношениях, войнах.
При освещении истории одной страны в рамках определенного исторического периода также возникает необходимость тематической группировки материала путем раздельного, последовательного изучения отдельных сторон жизни общества.
Практикум
Задание 1.1) Найдите в учебнике по истории Средних веков примеры использования принципов хронологического, страноведческого, тематического характера. Для анализа используйте темы «Крестовые походы», «Византия в эпоху потрясений», «Арабский халифат», «Средневековая Япония», «Реконкиста в Испании», «Хозяйственный подъем в Европе», «Город и горожане», «Начало культуры Возрождения». Какие принципы преобладают в других темах учебника? 2) Каким путем в учебнике излагается понятийный материал? В каком случае преобладает дедуктивный путь, а в каком индуктивный? Каким путем в учебнике реализуется идея обогащения основных понятий курса истории? На этот вопрос поможет дать ответ текст учебника. 3) Определите основное назначение компонентов дополнительного текста: документов, отрывков из художественной литературы, дополнительных сведений автора. Каким образом дополнительный текст можно использовать на уроках истории? 4) Какую роль играет пояснительный текст в работе учителя? Покажите на конкретных примерах. 5) Обратите внимание на вопросы и задания учебника. Где они помещены? Как они учитывают познавательные возможности учащихся? 6) Зачем необходимы шрифтовые выделения текста? Где и как они представлены в учебниках? 7) Что обычно понимают под методическим аппаратом учебника? Оцените качество методического аппарата рассматриваемого учебника. Какие элементы в нем отсутствуют? Сравните методический аппарат учебников для младших и старших классов, что в них общего и каковы отличия? 8) Просмотрите аппарат ориентировки учебника: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Каково назначение каждого компонента аппарата ориентировки? Как учитель на уроках использует этот аппарат? 9) Определите назначение иллюстративного материала. Как можно использовать на уроке современные фотографии, репродукции картин и изображения исторической эпохи? Приведите примеры. 10) Чем отличаются картосхемы, схемы, карты и таблицы в темах учебника? Приведите примеры. К какому компоненту учебника истории относятся таблицы?
Задание 2. Следует проанализировать один из учебников истории и занести данные результатов анализа в таблицу по следующим направлениям:
Таблица 1.
Основные структурные компоненты учебника | Хозяйственная жизнь | Социальные отношения | Государственные структуры | Культура |
Текст (ссылка на страницы учебника) | ||||
описательно-повествовательный, объяснительный, обобщающий, дополнительный, пояснительный | ||||
Внетекстовые компоненты | ||||
Методический аппарат: вопросы и задания, шрифтовые выделения в тексте, таблицы, инструктивно-методические материалы | ||||
Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература, иллюстрации, фотографии, репродукции картин, карты, схемы |
Задание 3. Ответьте на вопросы и выполните практическую работу: 1) Какие типы текстов преобладают в анализируемом вами учебнике? Назовите темы, разделы, в которых большинство тех или иных текстов. Дайте оценку основного текста учебника. 2) Какие принципы положены в основу изложения материала учебника? Приведите примеры. 3) Выявите качество методического аппарата учебника. Какие компоненты методического аппарата отсутствуют в учебнике? Как учитель может восполнить этот пробел? 4) Проанализируйте качество иллюстративного материала учебника. Какие иллюстрации преобладают в разделах, темах? 5) Насколько синхронна связь иллюстраций с основным текстом учебника? Выявите, каких иллюстраций больше: связанных или не связанных с текстом. 6) Как различные компоненты учебника обеспечивают изучение однородного по характеру материала? Проследите по направлениям анализа в таблице. 7) Дайте общую оценку учебника с точки зрения возможностей эффективной работы учителя и учащихся. Определите основные недостатки. 8) Учитель требует, чтобы учебник во время опроса был закрыт. Правильно ли это требование?
Выводы:
1. Обсуждение основных черт учебников нового поколения: отказ от единой концепции; в основе книг — персонифицированная история; преобладание образной системы над понятийной; усиление роли фактов и представлений; многоуровневая система образов; новая система заголовков; дополнительный текст равноправен с основным, является самостоятельным источником знаний (однако может привести к информационной перегруженности текста); дается новый пояснительный текст, изменение иллюстративной метасистемы; многоуровневость и новизна методического аппарата; диалогичная направленность учебника.
2. Вопросы и задания для анализа и сравнения учебников: 1) Насколько текст учебника соответствует познавательным возможностям учеников? 2) В каком виде представлены источники? 3) Что нового появилось в пояснительном тексте? 4) Что изменилось в методическом аппарате? Какие виды заданий представлены и каким образом? Какие имеются инструктивно- методические материалы? (Схемы, памятки, тексты самоконтроля.) 5) Каковы особенности иллюстраций? В чем смысл использования подлинных (документальных) иллюстраций? 6) В чем оригинальность, полезность и эффективность аппарата ориентировки? Для ответа рассмотрите ориентиры в тексте, условные знаки, выделения, словари, указатели, списки литературы. 7) Каков же, на ваш взгляд, лучший учебник нового поколения? Обоснуйте свой ответ.