Классификация исторических источников

Вещественные - археологические памятники

Письменные - рукописные и печатные

Этнографические - обряды, обычаи, одежда,

Лингвистические - слова, названия

Устные - устный рассказ, былины, песни, пословицы

Воссоздать многоликую, вариативную картину прошлого помогают вспомогательные исторические дисциплины: генеалогия, геральдика, дипломатика, метрология, ономастика, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология, этимология (записать в тетради –что изучает каждая из этих наук).

III. Научные принципы изучения истории. Объективный и субъективный фактор.

История как наука решает следующие основные познавательные задачи:

1.Реконструирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде.

2.Выяснение причин, по которым события, явления развивались по фактически сложившемуся направлению.

3.Определение общих закономерностей исторического процесса развития общества.

При решении этих сложных задач историческая наука должна следовать строгим принципам научного исследования: объективности, историзма и социального подхода к общественным явлениям.

Принцип объективности предполагает использование научно проверенных (с высокой степенью достоверности) фактов, а также рассмотрение всей суммы фактов, относящихся к данному явлению, без какого-либо исключения(без «умолчания»). К нему можно отнести и признание объективного характера закономерностей общественного развития.

Принцип историзма свойственен не только исторической науке, он является основополагающим для других наук об обществе. Соблюдение принципа историзма предусматривает:

- изучение общественных явлений в их развитии: как явление зародилось, какие этапы развития оно проходило и чем стало в данный исторический момент;

- изучение общественного явления не изолированно, а в связи с другими, тоже меняющимися во времени явлениями, учитывая их взаимовлияние;

- оценка явления, факта, личности исходя из конкретных исторических условий того времени, а не из абстрактных вневременных позиций. Главное – определить то, что нового они привнесли в общественное развитие и как повлияли на последующий его ход.

Принцип социального подхода предполагает изучение:

- социальной структуры общества, социально-классовых интересов, проявления этих интересов в экономической области, в политической и духовной жизни. Социальный анализ позволяет понять сущность общественных процессов, цели и мотивы действий субъектов истории.

Таким образом, только следуя данным принципам можно привнести существенный вклад в развитие исторической науки.

Следует отметить еще очень важный момент: при изучении истории необходимо понимание того, что процесс развития народов идет под влиянием объективных и субъективных факторов.

К числу объективных можно отнести следующие:

1. Среда обитания – внешние условия жизнедеятельности общества: геофизические, коммуникационные особенности занимаемой территории ее размеры и природные ресурсы.

2. Геополитические условия – соседние народы, характер отношений с ними, место и роль в мировом сообществе.

3. Демографическое движение – численность, плотность населения и темпы его роста.

4. Способ производства. Развитие производительных сил.

К субъективным факторам относятся;

1.Цивилизационные и этнические особенности жизнедеятельности народа, сложившиеся к данному историческому периоду.

2.Господствующие идеи о социальном устройстве, государственном строе нравственных нормах и жизненных ценностях.

3.Деятельность государственных деятелей, исторических личностей, политических партий и их лидеров, открытия ученых, изобретателей.

Каждый из указанных факторов влияет на исторический процесс во взаимодействии с другими факторами и по-разному в различных исторических эпохах. Под влиянием этих основных факторов развитие народов различается по форме, темпам и направленности процесса. История выделяет следующие типы общественных изменений;

- быстрый прогресс и качественные, скачкообразные изменения (революционный тип):

- медленные, постепенные преобразования (эволюционное развитие, стихийное или путем реформ);

- застой или «топтание на месте» (стагнация);

- попятное движение к прошлому (регресс).

История народов – это не прямолинейное и равномерное развитие, а путь, изобилующий зигзагами и поворотами, различными темпами изменений. Российская история особенно характеризуется разнообразием форм и типов общественных процессов из-за сложных условий жизнедеятельности.

Выше изложенные общие положения позволят нам за столь короткий период (1 семестр) отчасти разобраться – что такое история России, что является предметом ее изучения, в чем особенности ее исторического развития в период с IX – XXI вв.

.

Задание по материалам лекции. Подготовить к практическому занятию.

1.Знать основные положения выше изложенного, уметь отвечать на вопросы.

2.Уточнить: что дает изучение истории?

3.Определить - какие источники наиболее информативны, а какие достоверны и почему?

4.Знать что изучают вспомогательные исторические дисциплины (нумизматика, геральдика и т.д)

5.Дать определение истории России, учитывая содержимое вышеизложенного материала.

6.Определить своеобразие, особенности исторического развития Российского государства.

Задание можно подготовить устно, можно ответы записать в тетрадь для практических занятий.

Наши рекомендации