Ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников.

етодология и теория исторической науки.

Методы:

1. сравнительный исторический (компаративный) метод. Предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, а так же в выявлении сходств и различий между ними;

2. системный метод. Предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразия типов связи в нем и сведении их в единую теоретическую картину;

3. типологический метод. Предполагает классификацию исторических явлений и событий на основе присущих или общих существующих признаков;

4. ретроспективный метод. Предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события или явления;

5. идеографический метод. Состоит в последовательном описании событий и явлений на основе объективных фактов;

6. проблемно-хронологический метод. Предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.

Теоретические подходы:

1. теологический подход. Представляет собой религиозное понимание истории. Согласно этому подходу, Бог-творец является основой мира бытия и первопричиной всех вещей и явлений;

2. Субъективизм – это методологическое направление, отрицающее объективные законы природы и общества. Исторический процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности;

3. географический детерминизм. Абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса;

4. эволюционизм (2-я половина XIX в.). Согласно этому подходу, существует культурное единство человека и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим. Различия в культуре разных народов – это следствие различных ступеней их эволюции;

5. марксизм (2-я половина XIX в.). Основоположники – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся мировая история – это борьба классов за экономическую и политическую власть. Центральное место в этой доктрине занимает теория общественно-экономических фармаций;

6. цивилизационный подход. Отрицает универсальность исторического процесса и представляет его как панораму существования различных цивилизационных типов и культур.

ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников.

Сущность.

История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Функции:

1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации)

Классификация источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) изобразительные

4) фонические.

советская историография на протяжении семидесяти лет развивалась по восходящей. Опираясь на марксистские идеи, она смогла якобы избежать кризиса, в котором оказалась мировая историческая мысль на рубеже XIX-XX веков, самоутвердилась как наиболее передовое и интенсивно развивающееся научное направление и последовательно решала крупнейшие теоретические, методологические и конкретно-исторические проблемы. Опыт и достижения отечественной историографии получил признание и поддержку у многих представителей зарубежных исторических школ ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru .

Правда, сторонники данной точки зрения признают, что поступательный процесс развития не был избавлен на отдельных этапах и от недостатков. Наиболее существенными из них были следующие: сталинская версия интерпретации марксизма-ленинизма привела к определенному снижению уровня исследований, к теоретической дезориентации целого ряда исследователей ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru ; издержки партийного руководства наукой выразились в многочисленных запретах, ограничениях на работу с архивными материалами, в жесткой регламентации контактов с представителями зарубежной историографии ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru ; исторические труды нередко оказывались идеологизированными, зависели от политической конъюнктуры ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru . Но даже эти недостатки не исключают подлинной научной значимости всего того, что было достигнуто на предшествующих этапах развития историографии. Для сторонников такой версии является характерным резкое противоположение ленинского (20-е гг.) и сталинского периодов в развитии науки, подчеркивание особой значимости решений XX съезда КПСС и сожаление о том, что критика воздействия культа личности на историческую науку не была максимально последовательной ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru .

Для другого подхода характерно признание необходимости дифференцированного отношения к советской историографии. Сложились и определенные варианты подобной дифференциации. Например, негативные явления в разной степени затронули различные отрасли исторической науки, в частности отмечается, что многие беды исторической науки советского периода проистекали из прежнего засилья историков партии и их привилегированного положения, в то время как другие направления, особенно связанные с изучением дооктябрьской проблематики, развивались достаточно эффективно и плодотворно ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru . Кроме того, в каждом конкретном случае надо учитывать, что в исторических исследованиях искажено, деформировано, а что отвечает строгим критериям научности. На деле же все часто сводится к оценкам историографической практики по принципу “с одной стороны - с другой стороны” ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru .

Наконец, можно выделить и более радикальный подход к развитию историографии в советской России, в рамках которого ставится вопрос, в какой мере историография отвечала (и отвечала ли вообще) требованиям научности, имея в виду не только современные представления о науке, но и представления 20-70-х годов. Причем если в 1985-1986 годах говорили и писали о глубоком внутреннем кризисе советской историографии преимущественно публицисты и творческая интеллигенция (достаточно вспомнить, например, высказывание -. Быкова в интервью о докторах “фальсификаторских” наук), то в последние годы подобная позиция получила достаточно широкое распространение в профессиональной среде историков ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru .

Тем не менее, несмотря на многообразие существующих подходов, есть между ними и нечто общее: преобладание аксеологических характеристик советской историографической традиции над углубленным анализом существа проблемы. Это затрудняет понимание самого феномена советской историографии.

Исследование советской исторической науки как феномена предполагает ее изучение в двух разных (хотя и взаимосвязанных) измерениях. Первое - место, роль и основные функции исторической науки в советском обществе. Такое измерение можно определить как внешнее по отношению к историографии. Здесь первостепенными оказываются проблемы соприкосновения, взаимообусловленности двух сущностей - науки и общества - и взаимоотношений между ними. Второе измерение - внутренняя жизнь и состояние самой науки, ее структура, правила, предпочтения, тематика, методики, стиль.

В предлагаемой вашему вниманию книге предпринимается попытка исследовать советскую историографию как сложный феномен в каждом из двух измерений. На мою же долю выпала задача дать хотя бы краткий ответ на вопрос, почему именно эти измерения являются для нас наиболее важными и что они собой представляют.

С конца 80-х годов историки не раз пытались осмыслить специфику взаимоотношений власти и науки в условиях господства коммунистической идеологии и коммунистического режима. “Перед нами,- отмечает автор одного из наиболее фундированных исследований по этой теме, - беспрецедентный в истории человеческой культуры феномен репрессированной науки... Объектом репрессий оказалось научное сообщество в целом, его ментальность, его жизнь во всех ее проявлениях. Речь должна идти не только о репрессированных ученых, но и о репрессированных идеях и направлениях, научных учреждениях и центрах, книгах и журналах, засекреченных архивах” ущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. - student2.ru .

Итак, репрессированная наука. Такая ее характеристика в тоталитарном обществе сегодня стала общеизвестной и, можно даже сказать, почти общепризнанной. Реже раскрывается другая характеристика исторической науки: будучи репрессированной, она и сама стала мощным средством репрессий. Фальсифицируя историю, деформируя сознание, насаждая мифы, история наряду с сугубо репрессивными органами подавляла, уничтожала, принуждала. Эта сфера ее активного функционирования не менее значима при определении места и роли исторической науки в советском обществе. Иными словами, она не только страдала, но и заставляла страдать.

Сколь бы общей ни виделась нам подобная характеристика советской историогафии, вполне очевидно, что это лишь один срез, один пласт проблемы. Сегодня не менее важно показать, что советская историческая наука - как и наука в целом! - была органической составной частью советской общественно-политической системы. Именно данное обстоятельство, будучи наиболее существенным, предопределило как многие внутренние процессы историографии, так и специфику взаимоотношений между историографией и другими государственными и общественными институтами.

Отношения любой власти с собственными научными институтами всегда в той или иной степени конфликтны. Если власть не может не стремиться к стабильности сложившихся отношений, то научная мысль - так же естественно - не может не рваться из любых рамок зависимости и жесткого упорядочения. Не случайно поэтому в истории европейской цивилизации еще на заре средневековья возникает такой своеобразный культурный феномен, как университет. Первоначально университеты унаследовали известное предназначение монастырей - ученичество и просвещение. К мнениям, исходившим из университетов, обычно прислушивались так, как к камертону прислушивается музыкант, настраивающий свой инструмент. Но для того чтобы выполнять эти общественно необходимые функции, университет должен был сформироваться как особый мир, со своими внутренними законами, строить собственные отношения с государством на принципах автономии.

Идея автономности науки возникла как следствие достаточно высокого уровня развития государства и общества, результат необходимого компромисса между государством, обществом и представителями науки. В России принцип автономности университетов вырабатывался и в определенной мере реализовывался в ходе реформ 60 - 70-х годов XIX века, но уже в 80-е годы, - период александровской стабилизации - был существенно ограничен, а при советском режиме полностью ликвидирован.

2. высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена;

вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры

Признаки цивилизации-наличие города; определенный уровень развития (интенсивной) экономики, предполагающей не простой обмен, а торговлю; выделение ремесленников; налоги, наличие привилегированных классов; государство; письменность; определенные зачатки науки; появление искусства

сточник: Файнберг Э. И.

Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:[2]

· религия и форма её организации;

· территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию:[2]

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход.
Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо.
Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами.

Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций:

• космогенная;

• техногенная или индустриальная;

• постиндустриальная или информационная цивилизации.

Первый тип цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации).

Основой техногенной цивилизации является машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений.

По мнению ученых, к 70–м гг. ХХ столетия индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы.

В связи с этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.

Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа – постиндустриальной. Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.

Дальневосточная цивилизация. Хантингтон приводит Дальневосточную цивилизацию в своём каталоге. В эту цивилизацию он включил Китай, Корею, Сингапур, Тайвань, Вьетнам. Также обширные китайские диаспоры во всем мире и особенно в Юго-Восточной Азии.

Другие авторы вводят в дальневосточную цивилизацию также и Японию.

Дальневосточная цивилизация, это цивилизация конфуцианского типа. Она более открытая но отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это активно – инновационная цивилизация. Дальневосточная цивилизация основывается на иерархической системе межличностных и межгрупповых отношений, которой придан религиозно-этический характер. К системообразующим чертам данного социума также относятся коллективизм, стремление к гармонии и ритуализация жизни общества.

Когда мы, говорим об античной цивилизации то нужно говорить о цивилизации средиземноморского бассейна (речные цивилизации, те которые сформировались в долинах крупных рек, Вавилонская, Шумерская, Египетская, Китайская, Итская). Основные элементы античной структуры не только выжили, но и в синтезе с христианством способствовали формированию в средневековых городах-коммунах, торговых республиках Европы, имевших автономию и самоуправление (Венеция, Ганза, Генуя), основ частнособственнического рыночного хозяйства. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения античный генотип Европейской цивилизации проявился в полной мере, приняв форму капитализма.

Несмотря на альтернативность социального генотипа античности по сравнению с эволюционным типом развития на Востоке, примерно до XIV — XVII вв. между Западом и Востоком было много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были вполне сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения (система Коперника, книгопечатание, великие географические открытия). Восток — это крупнейшие в мире гидротехнические и оборонительные сооружения; многопалубные корабли, в том числе и для океанского мореплавания; разборные металлические и керамические шрифты; компас; фарфор; бумага; шелк.

Более того, Европа, выступая наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского. Многие европейские писатели-гуманисты эпохи Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в иранской и арабской поэзии, а само понятие “гуманизм” (“человечность”) впервые прозвучало на фарси и было осмыслено в творчестве Саади.

Систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1. динамизм, ориентация на новизну;

2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3. индивидуализм, установка на автономию личности;

4. рациональность;

5. идеалы свободы, равенства, терпимости;

6. уважение к частной собственности;

7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

По Тойнби - это аффилированное общество - сыновне родственно с помощью церкви чужеродного происхождения.

Это аборигены в Австралии, индейцы в Северной Америке, малые народы Сибири. Их специфика в том, что эти народы живут вне исторического времени. Основа их жизни - связь с природой. В этих цивилизациях нет прогресса. Его насильственное внедрение в жизнь этих народов (примером тому служат народы Севера) ведет к гибели данной цивилизации.

Такой цикл длится примерно 1000 лет. Пройдя свой цикл, душа уходит в вечность. В период зарождения культуры преобладающее значение имеют мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последнюю стадию Шпенглер называет цивилизацией, которая знаменует собой переход от творчества к повторению, от уникальности ценностей к массовому производству. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Именно со стадией цивилизации философ связывает закат Европы, предчувствие надвигающегося кризиса: бездуховности и грубого практицизма. Цивилизация, таким образом, - период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

Индийская цивилизация.

амые ранние известные нам сельскохозяйственные культуры южной Азии спустились с холмов Балукистана, Пакистан. Эти люди, ведущие полукочевой образ жизни, выращивали пшеницу, ячмень, овец, коз и крупный рогатый скот. Гончарное дело стало использоваться, начиная с шестого тысячелетия до нашей эры. Самое древнее сооружение для хранения зерновых в этом регионе было найдено в Мергаре в долине Инда. Датируется оно 6 000 годом до н.э.

Поселения состояли из домов, построенных из грязи, разделенных перегородкам на четыре внутренних помещения. В захоронениях были найдены такие предметы как корзины, костяные и каменные инструменты, бусы, браслеты, кулоны. Периодически встречались следы жертвоприношения животных. Статуэтки и орнамент на морских раковинах, известняке, бирюзе, ляпис-лазури, песчанике и полированной меди также находились в древних поселениях долины Инда. К четвертому тысячелетию до н.э. технологические изобретения включали каменные и медные сверла, печи с восходящим потоком воздуха и большим углублением, а также медные плавильные тигли. На пуговицах и украшениях появляется геометрический рисунок.

Латиноамериканская цивилизация

Латиноамериканская цивилизация — одна из самых молодых: она сформировалась пару столетий назад на базе испанских и португальских колоний в Южной и Центральной Америке. И хотя между вновь образованными государствами долгое время продолжались конфликты и войны, тем не менее, они все больше осознавали свою цивилизационную общность.

Национальный состав латиноамериканской цивилизации образовался из трех совершенно разнородных элементов: остатков (более сильных, чем в Северной Америке) туземных племен — потомков древнеамериканских цивилизаций инков, майя, ацтеков; покоривших их переселенцев из Западной Европы, прежде всего Испании и Португалии; потомков африканцев — рабов, которых насильно перевозили сюда из Африки. Плодами смешения наций стали сотни тысяч метисов, мулатов, креолов.

Латинская Америка, имеет одну характерную особенность, которая отличает ее от Запада. Хотя Латинская Америка и является отпрыском европейской цивилизации, она эволюционировала совершенно другим путем, чем Европа и Северная Америка. Культура там клановая и авторитарная, что в Европе проявилось значительно слабее, а в Северной Америке не проявилось вовсе. И Европа, и Северная Америка почувствовали на себе влияние Реформации и объединили в себе католическую и протестантскую культуры.

Исламская цивилизация

Исламская цивилизация наименее открытая для внешних воздействий, что обусловлено прежде всего особенностями религии, охватывающей все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания. Вместе с тем это — традиционалистски активная цивилизация.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Однако, это не было эклектическое смешение различных религиозных верований. Это было качественно новое цельное вероучение.

Именно с Медины начинается победное шествие ислама по арабскому миру. Исламская цивилизация, таким образом, имеет ряд отличительных черт. Прежде всего, она способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй (Римской, империи Александра Македонского), основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией.

Современная западная цивилизация

Современная цивилизация вступила в принципиально новую стадию развития информационную. Информатизацию общества принято связывать с тремя основными аспектами развития ускоренное накопление информации, создание новых технологий и развитие средств информации и вычислительной техники, инновации на уровне общества и личности.

Анализ этих составляющих информатизации показывает, что эффективно развивающееся государство вкладывает средства в образование, стремится к максимальному развитию и использованию человеческого потенциала.

Классовые различия будут вызваны, прежде всего различиями в образовании. Современное общество нуждается в человеке, обладающем знаниями, подготовленном к жизни, ориентирующемся в социокультурном пространстве и способном понять и определить свое место в мире. Антропологические основания образования в современном мире состоят в том, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни».

Исламистский терроризм является одним из вариантов религиозного терроризма[8]. Его характерной чертой является оправдание убийства мирных жителей, включая женщин и детей, поскольку они рассматриваются как составная часть вражеской системы — финансируют армию налогами и «своим молчанием и одобрением»[9], являются потенциальными солдатами[10].

Профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм полагает, что исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах», а терроризм является неотъемлемой чертой исламизма — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий даже для самого ислама[11].

Французский политолог Тьерри Вольтон отмечает, что исламистский терроризм не представляет собой единой структуры с общим управлением. Отдельные группы существуют автономно и не связаны друг с другом. Он считает, что сокращению террористической угрозы может способствовать демократизация арабо-мусульманского региона[12].

Современный исламистский терроризм

Красным выделены страны, подвергавшиеся атакам исламистских террористов начиная с 11 сентября 2001 г. включительно

Центральное разведывательное управление США полагает, что абсолютное большинство террористических организаций в мире имеют отношение к исламизму. Так, по данным ЦРУ в 2004 году из 80 международных террористических организаций 72 представляли воинствующий ислам. В том году они совершили 651 теракт, в которых погибло 1907 человек.[1]

Вместе с тем, статистика террористических атак показывает, что наиболее часто жертвами исламистов становятся мусульмане в традиционно исламских странах.[13][уточнить][нужна атрибуция мнения], в то время как в Европе лишь мизерная часть терактов совершается исламистами (в 2010 году — 3 теракта из 249), а большая часть — различными радикальными группировками левого толка и сепаратистами.[14]

3. За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и писателями.

Славянофи́льство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли[1], оформившееся в 40—х годах XIX века[2], ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3], представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути[4], развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии[1].

Критерий Славянофилы Западники
Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин
Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод
Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху
Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил старину и вывел ее на международный уровень
По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений

Еврази́йство — философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века[1].

4.

ЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ РОССИИ

Географический фактор оказывает громадное воздействие на историю, на развитие отдельных народов и стран, особенно таких, которые обладают значительной территорией и большим разнообразием природных условий. К таким странам относится Россия. Роль географического фактора рассматривается через природу, окружающую среду, экологию, географическую среду. При этом природа определяется как окружающая людей среда во всем ее многообразии, экология — как учение о связи всех объектов и организмов с окружающей средой; географическая среда — как совокупность связей по поддержанию жизни на Земле.

Географическая среда условно разделяется на ее естественные и общественные элементы, находящиеся в тесной взаимосвязи. Естественные элементы — это земные недра, почвы, растительный покров, климат, атмосфера, реки, моря, океаны и т. д. Они развиваются по законам природы. Человек тоже выступает как продукт естественного развития, как «венец природы». Человек нарушает сложную структуру взаимодействия естественных природных связей, изменяя их в свою пользу, что порой наносит необратимый вред природной среде. Под влиянием человека возникают общественные элементы географической среды: системы расселения людей (деревни, поселки, города), оборонительные сооружения, пути сообщения, производственные комплексы и т. д. Постоянное усложнение и переплетение природных связей и существование современной цивилизации поддерживаются всем предшествующим опытом исторического развития человечества.

комплексы и т. д. Постоянное усложнение и переплетение природных связей и существование современной цивилизации поддерживаются всем предшествующим опытом историФакты говорят о том, что Российское (Советское) государство и российский этнос были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жесточайшему нажиму извне. Российский этнос зародился в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность — занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии

Громадные пространства, суровый климат и необходимость противостоять объединенным силам одновременно многих народов с запада и с востока породили преобладающий тип подсознательных и сознательных психологических установок («медленно запрягать, но быстро ездить» — по Бисмарку, или интровертно-эмоциональный тип психологии — по Юнгу), концентрацию власти в тоталитарном государстве (абсолютная монархия или восточная деспотия сталинского типа).
Учащихся нужно подвести к тому, что на менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себеогромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны, медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом. «Сколько сил, денег, времени уходит у жителей России на защиту от холода, добычу и перевоз топлива, устройство отопления, утепление домов, укрепление инженерных сооружений, спасение судов, пристаней, мостов, расчистку от снега путей, защиту от наводнений, производство теплой одежды» (С.В. Рогачев)3.
Северноевразийский характер нашей страны сформировал тип национальной психологии, который не только не соответствует преобладающим мировым тенденциям, но прямо противоположен им. Отсюда вместо развития товарного хозяйства — психология ухода в натуральное хозяйство(спасительная в годы иностранной интервенции, но непродуктивная для строительства интенсивной экономики), вместо самостоятельности —привычка к патернализму, вместо высоких материальных запросов —неприхотливость к условиям жизни.
Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русскогогостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими людьми не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой выбрать очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонностьдразнить счастье, играть в удачу В.О. Ключевский назвал «великорусским авосем».
Жить в таких непредсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader’s Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это качество у россиян оказалось на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов (пессимистами — только 3%).
В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.
Русскому человеку надо дорожить ясным рабочим днем. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. Такое трудолюбие присуще, пожалуй, только русским. Вот так многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. В.О. Ключевский раскрывает ландшафтную детерминированность русского характера так: «Великороссия XIII—XV вв. со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями.

ческого развития ч___________

еловечества.

замедлилос развитие етничесской култури колонизированных стран а новая култура принималос поверхостно и враждебно ..

Стремление жить по правде.

В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность

Определенный негативизм.

Любовь к спорам.

Принцип «не высовывайся».

Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно.

На улицах не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

Наши рекомендации