Кала выставления отметок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов представлена в таблице 1.
прель 2014 г.
иагностика учебных достижений учащихся 7 класса по истории России проводилась впервые.
ель проведения диагностики в апреле 2014 года – определение уровня усвоения учащимися предметного содержания курса истории по программе 7 класса и выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Содержание и основные характеристики диагностических материалов определялись Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089) и документом «О сертификации качества педагогических тестовых материалов» (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
Характеристика диагностических материалов
Диагностическая работа охватывала учебный материал по истории России, изученный в 7 классе. Хронологически это период XVII-XVIII веков (по XVIII в. были включены только вопросы по эпохе петровских преобразований, т.к. весь материал к моменту проведения тестирования еще не был изучен). История России начинает изучаться в 6 классе, однако составители теста не сочли нужным включать в диагностику сюжеты из истории 6 класса. Это существенно усложнило бы выполнение работы.
Каждый вариант диагностической работы состоял из 20 заданий: 17 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных и 3 заданий с кратким ответом. В вариантах были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (6 заданий).
Комплект тестов (4 варианта) проверял:
- знание:
ü основных дат, а также пространственных и временны́х рамок изучаемых исторических событий;
ü выдающихся деятелей отечественной истории;
ü основных фактов, явлений, процессов, характеризующих целостность истории;
ü важнейших достижений культуры и системы ценностей, формировавшихся в ходе исторического развития;
- сформированность умений:
ü определять последовательность исторических событий;
ü соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
ü выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
ü объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
ü устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
равильное выполнение задания оценивалось 1 баллом. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 20 баллов.
кала выставления отметок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Диапазон тестовых баллов | Меньше 7 | 7–11 | 12–15 | 16–20 |
Основные результаты выполнения диагностической работы
Диагностическую работу по истории России выполняли 12 090 учащихся 7 классов (598 классов) из 541 образовательной организации г. Москвы.
Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Как видно из диаграммы, максимум в распределении учащихся по полученным баллам приходится на 8– 13 баллов (6196 учащихся – это 51% от числа тестировавшихся). Выполнили все задания правильно, набрав 20 баллов, 58 семиклассников (0,5%). 560 учащихся (5%) выполнили не более четырех заданий («абсолютное незнание»).
таблице 2 показано распределение отметок, полученных учащимися 7 классов за выполнение диагностической работы по истории России в апреле 2014 года, и школьных отметок за последнюю промежуточную аттестацию.
Таблица 2
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Распределение отметок за выполнение диагностической работы | 14% | 41% | 30% | 15% |
Доля учащихся, имеющих школьную отметку по результатам промежуточной аттестации | 28% | 50% | 22% |
Доля несоответствия школьных отметок и отметок за тест (расхождение не менее 2 баллов) составляет 11%.
Как видно из таблицы 2, 72% семиклассников по результатам школьной аттестации имеют отметки «4» и «5», однако только 45% тестировавшихся подтвердили их при выполнении диагностической работы.
Обращает на себя внимание тенденция завышения учителями текущих школьных оценок по истории. Практически все проводимые по линии МЦКО диагностические работы по предмету в разных параллелях основной и средней школы показали расхождение результатов независимой диагностики со школьными отметками. Учителя ориентируются на обеспечение 100% общей успеваемости, поэтому, «двойки» не выставляются.
Независимая диагностика выявляет устойчивые группы учащихся, неудовлетворительно выполнивших работу (не менее 15%). Количество учеников, выполняющих работу на «4» и «5» не превышает 40-50%.
В чем причина завышения текущих оценок? Думается, в отсутствии единых подходов к диагностике предметных знаний и умений, недостаточной скоординированности работы учителей, практическом отсутствии необходимой методической поддержки по данному направлению работы.
Следует отметить, что доля учащихся 7 классов (15%), не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом по истории России практически такая же как и по результатам диагностики семиклассников по всеобщей истории в декабре 2012 года.
Анализ результатов выполнения диагностической работы
На диаграмме 2 показана структура знаний семиклассников по истории России, а в приведенной ниже таблице 3 представлены средние результаты выполнения заданий по контролируемым элементам содержания.
Диаграмма 2
Таблица 3
Код темы | Контролируемое содержание | Средний % выполнения |
01.04.08 | Смута в конце XVI - начале XVII вв. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский | |
01.04.09 | Россия при первых Романовых. Экономика России в XVII в. | |
01.04.10 | Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения XVII в. | |
01.04.11 | Церковный раскол. Никон и Аввакум | |
01.04.12 | Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России | |
01.04.13 | Культура России в XVII в. | |
02.01.01 | Петр I. Преобразования первой четверти XVIII в. Абсолютизм | |
02.01.02 | Создание регулярной армии и флота. Северная война. Образование Российской империи | |
02.01.03 | Культура и быт петровской эпохи | |
04.02.01 | Хронологическая последовательность событий | |
Среднее | 55% |
Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет выделить только три темы, хорошо усвоенные учащимися 7 классов:
- Церковный раскол. Никон и Аввакум (69%);
- Создание регулярной армии и флота. Северная война. Образование Российской империи (64%);
- Культура и быт петровской эпохи (63%).
Анализ результатов выполнения учащимися заданий по различным периодам отечественной истории дает некоторое представление об особенностях усвоения основных разделов и тем школьного курса истории, которые учащиеся успели изучить к моменту проведения итоговой диагностики. Полученные результаты позволяют выявить сильные и слабые стороны подготовки учащихся, сравнить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся.