Урок 80. Развитие речи. Обучающее изложение
Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; оценивать уместность использования слов в тексте; находить в словах изученные орфограммы.
Ход у ро ка
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
1. Подготовительная беседа
2. Постановка целей урока
П|. Работа по теме урока
I. Знакомство с текстом для изложения
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки дружно защебетали.
(По Л. Толстому)
Прочитайте текст.
Где находилось гнездо ласточек?
Что такое наличник?
(Учитель показывает детям иллюстрацию или фотографию наличника.)
Какая у птиц случилась беда? Как Петя помог птицам?
I. Анализ текста
(Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения типов.)
Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна,} Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда,) - Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.} Кто это увидел?
Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.) Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.} * Сколько частей в тексте? Как вы это определили?
Прочитайте,, какими выражениями описаны голоса ласточек. (Звучно пищали, весело защебетали). Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-разному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.}
.1. Орфографическая подготовка
Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.
Какие орфограммы в словах мы еще не знаем? Составим словарь для справок. ('лова для справок: наличник, однажды, звучна, защебетали.
4. Самостоятельная работа учащихся
(Проверка изложений. Оценка.)
IV. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— В чем испытали трудность?
V. Подведение итогов урока
— Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?!
— Чему еще учились на уроке?
Домашнее задание
Приготовить диктант для соседа: по два слова с пропущенны ми орфограммами (с мягким знаком, сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).
Урок 8 1. Контрольный диктант
Цель: проверить навыки написания букв, обозначающих мяг-| кость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ. раздельного написания слон и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в кон-| це предложений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло-| вах изученные орфограммы на слух; применять правила правопи-1еания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Диктант для соседа
(Учащиеся обмениваются листочками с домашним заданием, приготовленным к предыдущему уроку. Выполняют работу в течение 1—2 минут, оценивают соседа.)
III. Самоопределение к деятельности
— Какие орфограммы вы повторяли, выполняя задание соседа?
— Какие еще орфограммы вы знаете?
— Сегодня на уроке мы проверим ваши знания.
IV. Контрольный диктант
В лесу
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики. (24 слова]
Грамматические задания
1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.
3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом. (Также можно использовать КИМы (с. 50).)
V. Рефлексия
— Прочитайте диктант «жужжащим» чтением еще раз и проверьте написание слов.
— Оцените себя с помощью «светофора».
VI. Подведение итогов урока
— Знание каких орфограмм мы проверили на уроке?
— Довольны ли вы своей работой?
— Кто сомневается в правильности выполнения работы?