Переход к новому материалу

— Сегодня ознакомимся с еще одним рассказом Л.Н. Толсто­го — «Акула». Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предпо­ложения детей.)

— Проверим ваши предположения.

V. Работа по теме урока

(Учитель начинает читать до слов «Акула плыла прямо на мальчиков...». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)

— Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.) (Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.

— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)

— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, от­чаяние, радость...)

VI. Физкультминутка

Как живешь? Вот так! (Дети встают, показывают большой палец.)

Как идешь? Вот так! (Шаги на месте.)

Как бежишь? Вот так! (Бег на месте.)

Как летишь? Вот так! (Взмахи кистями.)

Как плывешь? Вот так! (Взмахи руками.)

Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами.)

Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты.)

VII. Продолжение работы по теме урока Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

— Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

— Что значат эти слова? (Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.)

— Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)

— Прочитайте, что было дальше.

— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, ста­рый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его ско­вал страх за детей, за сына.)

— Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как буд­то разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.)

— Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)

— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)

— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итогов урока

— С каким рассказом ознакомились?

— Как его можно было назвать по-другому?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста, выбрав любой план к рассказу из данных на с. 156.

Урок 5 0. Л. Толстой «Прыжок»

Цели: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Пры­жок»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точ­ной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведе­нии, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слай­ды с изображением кораблей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы готовили пересказ по одному из планов. Чем они

отличаются? (Пересказ текста по одному из планов на с. 156.)

III. Речевая разминка

Фотограф

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, — грозится еж, —

Если снимок не пришлешь».

В. Берестов

(Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям.)

— Ребята, а что бы сказала обезьянка? (Предположения детей.)

IV. Введение в тему

Наши рекомендации