Рождение ребенка — переход к новому типу развития

При рождении происходит физическое отделение ребенка от матери. Отделение от организма матери приводит к разрыву мно­жества связей между ними — биохимических, физиологических, структурно-органических — и к появлению двух самостоятельных форм жизни. Первоначально исходная субъектность ребенка есть просто другой, отличный от него субъект.Таково, по словам Г.Ф.Ге­геля, «в непосредственном существовании отношение ребенка в утробе матери — отношение, не являющееся ни чисто телесным, ни чисто духовным, но психическим, — отношение души. Это два индивидуума, но в еще не расторгнутом единстве; один еще не яв­ляется самостью, не есть нечто непроницаемое, но нечто не спо­собное к противодействию, другой есть субъект этого единства, единичная самость обоих. Мать есть гений ребенка»4. В этих словах подчеркнут факт изначального психосоматического единства, глу­боко укорененного в природе двух существ, вмещающего в себя ог­ромное число разнообразных связей.

Тот фундаментальный сдвиг в развитии, в котором завязыва­ется узел противоречивого бытия ребенка, с момента которого, собственно, только и возможно вести речь о становлении субъект­ности, связан с рождением. Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, резкое изменение в ситуации развития.Про­исходит переход от биологического типа развития к социальному. Уход за ребенком со стороны взрослого уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Младенец сам не в со­стоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности. Самые

Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru 4 Гегель Г.Ф. Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 132.



Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 6. Ступень оживления




Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru элементарные и основные жизненные нужды младенца могут быть удовлетворены не иначе как спомощью взрослых, ухаживающих за ним. Развитие через других, через взрослых — основной принципжизнедеятельности ребенка в этом возрасте.Что бы ни происхо­дило сноворожденным, он всегда находит себя в ситуации, связан­ной сухаживающими за ним взрослыми. Зависимость младенца от взрослого создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности: эти отношения оказываются опосре­дованными родным взрослым. Физиологическая связь плода и ор­ганизма матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и под­держивающими его жизнь близкими.

Живая общность, сплетение и взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство и внешняя противопоставленность друг другу самим фактом своим указывает на то, что взрослый (вообще — дру­гой человек) для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими (не просто персонификатор и источ­ник общественно выработанных способностей), а фундаменталь­ное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъектности,основание нормального развития иполноценной человеческой жизни.

Новым, что возникало в период кризиса рождения, является то, что жизнь младенца становится индивидуальным существовани­ем; жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена в социальную жизнь окружающих ребенка людей.Родовой

Симбиоз (от rp. symbiosis — сожительство), формы тесного сожительства двух организмов разных видов, обычно принося­щее им взаимную выгоду.

кризис обнаруживается сразу же как ос*трое жизненное противоречие между пренатальной формой витального един­ства матери и ребенка (психобиологичес­кий симбиоз)и тотальным разрывом множества связей между ними. Поэтому, чтобы возникшее противоречие не раз­решилось гибельным для ребенка образом, данный разрыв и про­тивостояние двух жизней должен быть преодолен практически — как совместное простраивание новой формы со-бытийности в новых условиях существования.

Соответственно, чтобы новая форма совместного бытия — как способ выхода из кризисной ситуации — начала складываться, должна существенно измениться общая установка взрослого на ре­бенка: не столько общедиффузная расположенность и приязнь к нему, сколько действенная стратегия отношения к нему как к цело­му. Взрослый так и относится, всегда реализуя вполне определен­ную, культурно заданную программу ухода за ребенком.

Факт рождения есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса физического обособления ре­бенка. Однако здесь происходит и противоположно направленный процесс отождествления взрослого с ребенком. Ребенок еще очень долгое время находится в системе устойчивых непосредственных связей со взрослым. Многое из их совместной жизнедеятельности направлено на восстановление прерванных связей или на порожде­ние новых, обеспечивающих новую форму единства ребенка и взрослого — витально-органическое со-бытие. Основой этой фор­мы совместности ребенка и ухаживающего за ним взрослого высту­пает поддержание жизни и возможности развития, удовлетворение органических потребностей ребенка.

Ребенок входит в со-бытие своей органичностью, живой плас­тичностью,можно сказать -— предельной неопределенностью, не-заданностью того или иного способа бытия, назаданностью своих способностей, чистой потенциальностью (даже «тело» еще не оформлено, есть только телесность). Взрослый входит в со-бытие как живой носитель культурной программы ухода за ребенком,опре­деленной программы действий по его воспитанию и образова­нию. Во встрече пластичной органичности и действенной про­граммы в со-бытии ребенка и взрослого (в первую очередь — ма­тери) и происходит обретение индивидуальных способностей. Ре­бенок по существу реактивен с самого начала. От взрослого исхо­дит все, что младенец получает на этой ступени развития: не толь­ко удовлетворение его потребностей, но также все развлечения и возбуждения, вызываемые переменой положения, движением, игрой и т.п. Ребенок приходит в мир без потребности в общении и без умения общаться. Ухаживая за ребенком, взрослый организу­ет атмосферу общения, устанавливает с ним связь, оформляет его поведение.

Вкризисе рождения происходит включение, задействование целого ряда органических систем, имеющих биогенетическую при­роду, но еще не соотнесенных друг с другом, как бы рядоположен-ных, не скоординированных. Программа ухода за ребенком высту­пает как внешняя рефлексия взрослого в со-бытии. Она прекращает спонтанную активность некоторых врожденных реакций, обособляет ребенка в качестве скоординированного комплекса телесно-поведен­ческих функциональных органов(виды сосредоточения, временной упорядоченности движений, некоторых двигательных координа­ции и т.п.). В следующей стадии новорожденное™ органы обособ­ления все более совершенствуются, координируются, ложатся вос­нову первичной инициативности ребенка.



Раздел 111. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 6. Ступень оживления




Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru Рождение ребенка — переход к новому типу развития - student2.ru 6.2. Новорожденность — синтез

психосоматического единства

(Знед. — 3,5мес.)

? Становление эмоционально-психологической общности
взрослого и новорожденного

? Основные приобретения в развитии новорожденного

Наши рекомендации