Военные походы монголов в Корё

С 1211 г. монголы начали вести активные боевые действия в Се­верном Китае. Первым монгольскому удару подверглось чжурчжэньское государство Цзинь (1115-1264). В результате племена некогда по­коренных чжурчжэнями ляодунских киданей попытались возродить свою государственность. Их попыткам противились монголы, а также зависимое от монголов государство Дунчжэнь, образованное в восточ­ной части бывшей империи Цзинь. Теснимые монголами кидани были вынуждены неоднократно переходить пограничную реку Амноккан, южнее которой начинались территории Корё. Таким образом, кидани вторгались в Коре в 1216,1217,1218 гг. Коре, отражая киданьские по­ходы, пыталось сохранить нейтралитет в отношениях как с киданями и чжурчжэнями, так и монголами.

В 1219 г. монголы под предлогом борьбы с киданями, вторгши­мися в Корё, сами перешли реку Амноккан. Поэтому на первом эта­пе корёско-монгольские отношения были в известной степени друже­ственными, скрепленными борьбой против общего врага. Тогда же, в 1219 г., монголы оставили в пограничном городе Ыйчжу 40 чело­век своих людей с тем, чтобы они изучали язык и культуру корёсцев.

В тот же год к корёскому двору монголы отправили послов с целью установить дружественные отношения, в которых монголы играли бы роль «старшего брата». Смерть реального военного правителя страны Чхве Чхунхона в 1219 г., обострение борьбы за власть при дворе, мя­тежи на северо-западных границах — иными словами, неспокойствие в стране и ослабление центральной власти вынудили государя Кочжона принять требования монголов.

После этого монголы стали регулярно посылать в Корё своих по­слов с требованием уплаты дани. Монголов в Корее интересовали прежде всего меховые шкурки, ткань, бумага, тушь, кисти[127]. Толь­ко в 1221 г. таких «посольских» визитов было четыре. Чрезмерные требования монголов и их бесцеремонное поведение справедливо воз­мущали корёсцев. Поэтому после того как в 1225 г. очередное мон­гольское посольство завершило визит в Корё и возвращалось с данью обратно, глава посольства и его свита были убиты при пересечении пограничной реки Амноккан. Для монголов этот инцидент стал удоб­ным поводом для начала завоевательных походов против Корё.

В исторической литературе нет единого мнения о количестве «на­шествий», т. е. периодов активных боевых действий монголов в Корё. Говорят о трех, пяти и даже большем числе военных походов. Мы бу­дем придерживаться периодизации, на наш взгляд, наиболее убеди­тельной и адекватно отражающей процесс монгольско-корёского про­тивостояния, согласно которой таких нашествий было пять.

Первый военныйпоход в Корё монголы, уже начавшие завоева­ние Китая, предприняли в 9-й месяц 1231 г. Несколько десятков ты­сяч монгольских войск во главе с Саритаем перешли реку Амноккан в районе переправы Хамсинчжин у города Ыйчжу. Монголы быстро захватили крепости Чхольчжу и Анбокпу, однако встретили реши­тельное сопротивление корёсцев у крепости Кучжу, к северо-восто­ку от Анбокпу. Оборону города возглавили губернатор северо-запада Корё — Пак Со и полководец Ким Гёнсон. Монголам так и не удалось взять крепость, и они решили продвигаться на юг в сторону столицы государства — Кэгёна. К 12-му месяцу монголы окружили Кэгён, от­правив часть войск еще южнее — к крепости Чхунчжу. Там монголы в очередной раз встретили достойное сопротивление, которое оказыва­ли главным образом войска, состоящие из крестьян и ноби, в то время как особое подразделение, сформированное из высшего сословия янбан, позорно бежало, попытавшись открыть ворота врагу.

Несмотря на то, что корёсцы продемонстрировали боевые успехи в отражении первой агрессии монголов, государь Кочжон и военная группировка Чхве У решили подписать насильственный мирный до­говор, согласно которому Корея обязалась поставлять монголам еще большее количество различных ремесленных изделий, о которых уже говорилось выше.

К причинам относительно быстрого продвижения монгольских войск по корёской территории относят ослабление центральной вла­сти, армии и государства в целом, обусловленное распадом систе­мы землепользования чонсиква, служившей основой экономики Ко­рё. Определенную роль сыграла также позиция некоторых местных высокопоставленных сановников, добровольно открывавших ворота городов, в то время как простой народ был готов оказывать сопро­тивление.

Подписав договор с Корё, в 1232 г. монголы вывели свои войска из Кореи. Здесь следует учитывать, имея в виду кочевой характер мон­гольского хозяйства, что большие группы монголов в принципе не могли находиться на территории Кореи длительное время. В Корее почти все пригодные для земледелия территории были заняты по­лями. Остальная часть страны — это сопки и горы. Мест, где можно было бы устраивать значительные по площади пастбища, практиче­ски не было. Поэтому после завершения военных походов в Корею монголам приходилось покидать страну.

Несмотря на подписание мирного договора, отношения с монго­лами оставались достаточно напряженными. Прибывавшие в начале 1232 г. послы уже требовали от Корё не только поставок продукции ремесленного производства, но и отправки крестьян, занимавшихся земледелием (для размещения их на поселение в Северном Китае), ремесленников, детей из аристократических семей, которые, вступая в брак с представителями монгольской аристократии, должны были способствовать укреплению отношений между двумя государствами. Корёские правители, не желая уступать подобным требованиям мон­голов, понимали, что новый военный поход неизбежен. Поэтому в се­редине 1232 г. военный правитель Чхве У решил перенести столицу государства на остров Канхвадо в Западном (Жёлтом) море у устья реки Ханган. В срочном порядке там были выстроены королевский дворец, административные помещения, крепостная стена. На остров Канхвадо были отправлены 1000 человек отборных войск пёлъчхо. Одновременно были разоружены монгольские военные наблюдатели, оставшиеся в стране после ухода монгольских войск.

Второй военный походв Корё монголы предприняли в 8-й ме-сяц 1232 г. И на этот раз их продвижение в глубь территории Корё было таким же стремительным. Основное внимание монголы сосре­доточили на подчинении северной корёской провинции Пукке, в отно­шении которой у них были особые территориальные интересы. Заняв Пукке, монголы двинулись к югу. Первое значительное сопротивление им было оказано у Кэгёна, из которого уже эвакуировали королевский двор, но его жители не желали сдаваться монголам. Несмотря на то что в конечном итоге Кэгён был взят, упорное сопротивление всех слоев населения города вынудило монголов отказаться от идеи захва­тить остров Канхвадо, и они двинулись южнее. У города Кванчжу (современная провинция Кёнги) и у крепости Чхоинсон (современ­ный пригород Сеула — Сувон) монголы были остановлены. В Чхоинсоне сопротивление возглавил «полководец — буддийский монах» Ким Юнху. Стрела, пущенная Ким Юнху, поразила предводителя монго­лов Саритая. После этого монголы решили прекратить дальнейшее наступление и отошли на север. За заслуги Ким Юнху были предло­жены высокие военные посты в Коре: так началась его карьера вое­начальника.

Третий военный походмонголов в Корё начался в 7-й месяц

1235 г. К этому времени монголы уже разгромили чжурчжэньское го­сударство Цзинь, и их армия была укреплена чжурчжэньскими под­разделениями. К тому же военные успехи к северу от Корё давали монголам надежду на победы и в Корее. Действительно, за 1235 год монголам удалось продвинуться вглубь корёской территории вплоть до крепости Тончжу (современная провинция Хванхэ). В следующем, 1236 г. монголы дошли до Намгёна (досл.: «Южной столицы»). На этот раз военное правительство рода Чхве практически не предпри­нимало никаких действий для того, чтобы остановить агрессора. В то же время простой народ без каких-либо указаний или помощи сверху сам поднимался на вооруженную борьбу. Например, офицеры гарни­зонов крепости Кэчжу (современная провинция Пхёнан) Хыйгён и Мёнчжун по своей инициативе собрали войска и оказали отпор мон­голам в 7-й месяц 1236 г. В 9-й месяц того же года войска и население города Чукчу (современная провинция Кёнги), несмотря на все ухищ­рения монголов, взявших город в осаду, не сдались нападавшим. И это были далеко не единственные случаи.

В результате третья волна военных походов в Корё наткнулась на мощное стихийное сопротивление корёсцев. С конца 1236 г. начались переговоры о заключении мира. В 1238 г. в Монголию отправился ко-рёский полководец Ким Бочжон. В 4-й месяц 1239 г. монголы приняли решение о выводе войск из Корё. В 8-й месяц того же года монгольское посольство в составе 137 человек отправилось ко двору Кочжона на остров Канхвадо с требованием заключить мир, важнейшими условиями которого должны были стать перенос корёской столицы обратно в Кэгён и визит короля в Монголию с намерением оставить там своего сына в качестве заложника. Хотя монгольские требования и не были приняты, король дал обещание отправить к монголам принца Синана, что и было сделано в конце 1239 г.

Четвертый военный походмонголов в Корё начался в 7-й ме­сяц 1247 г. Им удалось продвинуться вплоть до города Ёмчжу (совре­менная провинция Хванхэ). Однако борьба за власть между наслед­никами Темучина, развернувшаяся в это время в самой Монголии, привела к тому, что монголы были вынуждены свернуть эту военную кампанию и вывести войска из Кореи в следующем, 1248 г.

В 7-й месяц 1253 г. начался пятый этапмонгольских вторжений в Корё. На этот раз монгольские войска возглавлял новый команду­ющий — Амугань, которому помогали изменники, такие, как Хон Бо-гвон. Войска быстро овладели северо-западом, прошли центральную часть Кореи и даже смогли дойти до окрестностей города Чончжу юго-западной провинции Чолла. Путь на юго-восток был преграж­ден мужественными защитниками города Чхунчжу, оборону которо­го возглавил полководец Ким Юнху, героически проявивший себя в 1232 г. в боях у крепости Чхоинсон. Город был окружен в 10-м меся­це. Осада длилась 70 дней. Кончилось продовольствие. Но Ким Юнху обратился с призывом к защитникам города. Он уничтожил докумен­ты на казенных ноби, сражавшихся вместе со всеми, тем самым дав им свободу. Чхунчжу не сдался. Монголы были вынуждены оставить намерение взять крепость и овладеть юго-востоком Коре.

С 1254 по 1259 г. монголы еще четыре раза снаряжали военные походы в Коре. Поэтому в исторической литературе выделяют еще и шестую волну монгольской агрессии в Корё, объединяя походы 1254-1259 гг. Однако все монгольские походы в Корею начиная с 1253 г. можно рассматривать в рамках единого этапа. В данном случае про­блема периодизации не принципиальна, поскольку к середине XIII столетия в вопросе отношений Корё с монголами на первый план ста­ли выходить дипломатические контакты между двумя странами, ко­торые в конечном итоге поставили точку в их военном противостоя­нии.

Наши рекомендации