Глава 10. маньчжурские военные походы

В КОРЕЮ 1627-1636 ГОДОВ. ПОДЧИНЕНИЕ КОРЕИ

МАНЬЧЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ ЦИН

В то время, когда корейские и китайские войска совместными уси­лиями отражали японскую агрессию в Корее, в районе современной Маньчжурии формировалась новая сила, угрожавшая как Китаю, так и Корее.

Маньчжурская народность, образовавшаяся из чжурчжэньских племен манъчжу, суксухэ, хуньхэ, все более консолидировалась под властью Нурхаци (годы жизни: 1559-1626). В 1580-е годы у маньчжу­ров начал формироваться государственный аппарат, в 1590-е годы бы­ло завершено объединение маньчжурских племен. В 1599 г. в новом маньчжурском государстве, построенном на доминировании военной организации, была введена собственная письменность. В первые деся­тилетия XVII в. власть Нурхаци укрепилась настолько, что в 1616 г. он провозгласил себя ханом, высшим верховным правителем, а го­сударству дал новое название — Позднее Цзинь. Это было поистине знаковое событие, показавшее, насколько далеко простираются пла­ны новых маньчжурских правителей. Новое название должно было продемонстрировать, что маньчжурское государство является преем­ником чжурчжэньского государства Цзинь (1115-1234), завоевавше­го в 1140 г. северную часть Китая эпохи Суп. Притязания Позднего Цзинь на китайские территории были очевидными.

В 1636 г. второй маньчжурский правитель Абахай (годы жизни 1591-1643), провозгласив себя императором — правителем «Середин­ного государства», изменил название страны на Цин. Это было еще более смелым выражением желания маньчжуров покорить Китай, по­скольку название «Цин», т. е. «Чистый», было однопорядковым с на­званием правившей тогда китайской «династии» «Мин», что значит «Светлый»[176].

В процессе укрепления маньчжурского государства и расширения его притязаний маньчжуры пытались заручиться поддержкой со сто­роны своего южного соседа — Кореи, с тем чтобы обеспечить себе на­дежный тыл в противостоянии с Китаем. Корея же была вынуждена прислушиваться к северному соседу, поскольку в начале XVII в. в стране все еще ощущались последствия Имчжинской войны.

Корея в начале X VII века

Выше уже говорилось о тех огромных материальных и людских потерях, которые Корея понесла в годы Имчжинской войны. Поэтому король Сончжо, на время правления которого пришлись все тяготы войны с Японией, попытался начать некоторые реформы, направлен­ные на восстановление страны. Например, многие представители ка­тегории лично-зависимых ноби, героически проявившие себя в годы Имчжинской войны, получили свободу, обретя статус «доброго люда» янмин.

Для пополнения государственной казны представителям низшего сословия дали возможность за деньги (зерно) поучать невысокие госу­дарственные посты. Однако такое нарушение конфуцианского прин­ципа отбора на государственные должности по способностям отрази­лось на качественном составе чиновничества.

Имчжинская война не только не способствовала консолидации правящего класса, но, наоборот, обострила борьбу группировок за влияние при дворе. В 1599 г. лидирующая «Северная партия» раско­лолась на две — «Большую Северную партию» и «Малую Северную партию». В первые годы после раскола «Малой Северной партии» удалось захватить власть в свои руки, и она была лидирующей вплоть до 1608 г., до смерти короля Сончжо.

Одной из причин потери влияния «Малой Северной партии» стал вопрос о престолонаследии. Еще в годы Имчжинской войны, нахо­дясь в Пхеньяне, Сончжо, не имевший сыновей от жены, назначил наследником престола «принца»[177] Кванхэ-гуна (годы жизни: 1575-1641), сына от наложницы Кон. Кванхэ-гун часто сопровождал от­ца в поездках и помогал ему в делах управления страной. В 1600 г. умерла первая жена государя Сончжо, и по прошествии трехлетнего траура он женился вторично. От второй жены у Сончжо в 1606 г.[178] родился сын, «великий князь» Ёнчхан-тэгун. В тайне король, у ко­торого к тому времени отношения с Кванхэ-гуном складывались не лучшим образом, решил попробовать изменить свое первоначальное решение и назначить наследником престола Ёнчхан-тэгуна. Узнав­шие о желании короля сторонники «Малой Северной партии» развер­нули при дворе дискуссию, пытаясь сделать тайные намерения Сон­чжо реальностью, но потерпели неудачу. Король не мог без видимых причин публично отказаться от своих слов. Многие члены «Малой Северной партии» были отправлены в ссылку. Не избежали репрес­сий и лидеры «Большой Северной партии», поддерживавшие Кванхэ-гуна. Некоторых из них, к примеру, Чон Инхона (1535-1623), под предлогом распространения ложных слухов Сончжо также отправил в ссылку.

Сложная ситуация при дворе разрешилась со смертью Сончжо весной 1608 г. Кванхэ-гун, оставаясь официальным наследником пре­стола, занял трон, а Чон Инхон и другие представители «Большой Северной партии» вернулись ко двору, значительно укрепив свое по­ложение. Тем не менее оппозиция при дворе, очевидно, еще имела значительное влияние. Поэтому по совету Чон Инхона Кванхэ-гун решил расправиться с теми представителями королевской семьи, вокруг которых оппозиционные силы могли объединиться.

В 1609 г. Кванхэ-гун казнил своего старшего брата Имхэ-гуна, об­винив его в государственной измене. Мать Ёнчхан-тэгуна, вдовству­ющую королеву Инмок, поселили в заточении в Западном дворце. Ее отец, Ким Чженам, также был обвинен в государственной измене и казнен. Самого Ёнчхан-тэгуна, невинного младенца, Кванхэ-гун не решился убить, а низвел его статус до простолюдина и сослал на ост­ров Канхвадо. Там Ёнчхан-тэгун прожил до 1614 г., где в восьмилет­нем возрасте был убит по приказу губернатора острова Чон Хана.

Несмотря на кровавый, хотя и законный, приход к власти, Кванхэ-гун уделял значительное внимание делам государства. В его правле­ние в Корее началась земельная реформа. В частности, были произве­дены учет и перераспределение земель в столичной провинции Кёнги. В 1608 г. был издан указ об унификации податей (закон тэдоппоп), и в пределах той же столичной провинции натуральную подать начали заменять на выплаты зерном.

В правление Кванхэ-гуна был отстроен королевский дворец Чхандоккун, воссозданы уничтоженные в годы Имчжинской вой­ны государственные исторические архивы. Кванхэ-гун способствовал книгоиздательскому делу и старался улучшить систему государствен­ных экзаменов так, чтобы лучше реализовывался принцип отбора лю­дей на чиновничьи должности по их способностям.

Большое внимание Кванхэ-гун уделял вопросам обороны страны, особенно в связи с неспокойной обстановкой на северных границах: за­нимался вопросами ремонта крепостей, производства оружия. В плане отношений с соседним Китаем династии Мин и маньчжурами он ста­рался проводить сбалансированную политику. Когда Китай обратил­ся с просьбой оказать помощь в войне с маньчжурами, после долгих раздумий в 1618 г. Кванхэ-гун отправил туда 13-тысячный экспеди­ционный корпус. Когда после поражения Китая и пленения корейско­го корпуса у столицы Позднего Цзинь — города Хэтуала маньчжуры предложили Корее заключить союз, Кванхэ-гун принял это предло­жение.

Несмотря на многочисленные полезные для страны начинания, кровавые события 1608-1609 гг. не давали возможности всему конфу­цианскому придворному окружению признать Кванхэ-гуна легитимным государем. К тому же в начале 1620-х годов сторонники «Запад­ной партии» обретали все большую силу в правительственных учре­ждениях. В результате весной 1623 г. сторонники «Западной партии», лидерами которой были такие сановники, как Ли Гви (1557-1633), Ли Гваль (?-1624), договорившись заранее с дворцовой стражей, по­пытались захватить главный королевский дворец. Несмотря на то, что Кванхэ-гуну удалось скрыться, внук государя Сончжо — «князь» Нынъян-гун был возведен на престол, получив впоследствии храмо­вое имя Инчжо (1623-1649), и было объявлено о низложении Кванхэ-гуна. Кванхэ-гун сам вернулся во дворец. Позже он и его семья были отправлены в ссылку на остров Канхвадо, а затем — на остров Чечжу-до, где он прожил до самой смерти в 1641 г. Многие его сторонники были либо казнены, либо отправлены в ссылку. Однако на этом борь­ба за власть между отдельными группировками не закончилась. В 1624 г. Ли Гваль, недовольный своим назначением на пост губернато­ра северной провинции Пхёнан, поднял мятеж.

Придя к власти, Инчжо решил коренным образом изменить поли­тику, проводившуюся Кванхэ-гунсш по отношению к Китаю и Поздне­му Цзинь, полностью переориентировавшись на «легитимный, искон­но конфуцианский» Китай. Таким образом, с началом правления ко­роля Инчжо Корея перестала поддерживать отношения с маньчжурами.

А в это время, в 1626 г., в возрасте 68 лет умер основатель Позд­него Цзинь Нурхаци. Его сын Абахай, получивший впоследствии хра­мовое имя Тай-цзун (на китайский манер), не стал дожидаться, по­ка Корея вернется к прежней политике поддержания дружественных отношений с Поздним Цзинь. Воспользовавшись нестабильностью в корейских правящих кругах, он решил добиться своих целей военным путем.

Наши рекомендации