Европейский культурный регион
Основные характеристики Европейского культурного региона:
1. быстрые темпы смены общественно-экономических эпох;
2. формирование основных культурных стилей;
3. динамическое освоения природной среды;
4. создание машинного производства;
5. лидерство в мировом культурном развитии.
Европейский культурный регион – это не столько территория, сколько особый способ сосуществования социумов, система ценностей, прогресс во всех сферах бытия.
В древности территория современной Европы была этнически неоднородной. Греки, этруски, ромеи, кельты, лигуры, иберийцы, иллирийцы, фракийцы, скифы составили за исторически короткий промежуток времени основные нации современной Европы. Как считает большинство ученых, основы европейской культурной общности были заложены в раннем Средневековье (V–XI в.). В это время различные этносы, проживавшие на этой территории, и пришлые племена с севера путем формирования и распада новых государственных образований составляют основы западноевропейского Средневековья.
Однако европейский культурный регион – это не только средневековая Европа второго тысячелетия, но и прежде всего восходящее движение от античности, христианской культуры средних веков, Возрождения, Реформации, Просвещения до Новейшего времени XX в. Европейский культурный регион богат разнообразными типами культур, которые, видоизменяя друг друга, обеспечили ему социально-экономический, духовный прогресс. Человек античного мира не выделял себя из природы, не считал себя единственной во всем чувственно осознанном космосе. По своему образу и подобию он населял его божествами, которые жили рядом с ним на равных. Люди жили как боги, а боги – как люди.
Античности Европа обязана появлением первых архитектурных ордеров, философских школ, развитием литературы, скульптуры, живописи, театра, музыки. Следует отметить, что в Древней Греции и Риме практически состоялось первое разделение на гуманитарные и естественные науки, на научные дисциплины. Античная культура легла в основу более поздних социальных систем.
Античная Европа, будучи рабовладельческой, не пройдя этапа феодального развития, в управлении на тысячелетия опередила социально-экономическое развитие Европы, начав такие типичные для буржуазного общества формы демократии, как полис, сенат, выборность.
В своем развитии западно-европейское Средневековье не было однородным как по составу населения, так и по принципу становления тех или иных государственных образований. Однако, в его основе общими чертами являются аграризация населения, социальная дифференциация, христианство. Последнее и как определенная культурологическая концепция давало ответы на «все» вопросы. В литературе второй половины XX в. можно встретить определение Средневековья как этапа инквизиции, догматизма и тому подобное. Но это скорее политические термины, чем научно обоснованные теоремы. Средние века были прогрессивным явлением в изменении общественно-экономических формаций. В этот период широкое распространение получает образование, зарождается латинская городская и сельская литература, рыцарская поэзия, поэзия трубадуров и вагантов, готический стиль в архитектуре, университетское образование. Доминирующим становится сакральное искусство.
Укрепление средневековых городов, постепенное перерастание ремесла в мануфактуру, накопления богатства у городской знати требовали появления свободной рабочей силы, а следовательно, были созданы предпосылки формирования новой культурной эпохи, получившей название Возрождения (XIII – первая четверть XVII в.). Возрождение наиболее рельефно проявилось впервые в итальянских городах. Эпоха Возрождения заложила основы фундаментальных открытий в естественных науках, гуманизма в общественных отношениях (Раннее Возрождение), а в период своего упадка и перехода в Реформацию – изменений научной парадигмы.
Эпоха Возрождения была не просто возрождением чего-то уже достигнутого античным миром или формированием новых отношений, – она была своеобразным образом жизни, мышления, мировоззрения.
Становление и победа буржуазных отношений в Европе в XVIII в., первая техническая революция лежали в основе следующей эпохи – эпохи Просвещения, когда знания становятся общественной ценностью, а развитие мирового общества – прогнозованным, с предсказуемыми этапами в будущем.