Ровенецкое благочиние в XIX веке

История Ровеньковской епархии

С момента своего образования Войско Донское в духовно-административном плане подчинялось патриарху Московскому и всея Руси и входило в состав его патриархии.

Так продолжалось до петровских времен. 2 июня 1718 года именным Высочайшим Указом царь Петр Алексеевич присоединил донских казаков к Воронежской епархии, в границах которой на территории Донской области было создано два духовных правления: Черкасское и Хоперское.

Именным Указом императора Николая I 5 апреля 1829 года была учреждена самостоятельная Новочеркасская Архирейская кафедра. 12 июля 1829 года в Новочеркасск прибыл преосвященный Афанасий, епископ Тамбовский, который и возглавил вновь созданную епархию.

К этому времени относится образование ровенецкого благочиния, в состав которого в 1868 году входило 12 храмов.

Приведем список этих церквей:

Николаевская церковь слободы Орлово - Ровенецкой;

Архангельская церковь слободы Картушиной;

Александро-Невская церковь слободы Новонадеждовка;

Иоанна Милостивого церковь слободы Исаевки - Дьяковой;

Троицкая церковь слободы Ребриковой;

Преображенская церковь слободы Есауловки;

Покровская церковь слободы Астаховой;

Покровская церковь слободы Дарьевки;

Успенская церковь слободы Бобриково - Петровской;

Митрофановская церковь слободы Петровско - Кундрючей;

Успенская церковь слободы Нагольно - Луковкиной;

Блоговещенская церковь поселка Большой Лог.

Границы благочинного округа постоянно изменялись. В его состав включались новые храмы или исключались ранее входившие.

С 1880 года все церкви, ранее входившие в состав Ровенецкого благочиния вошли в Кирсановское благочиние. В 1903 году Ровенецкое благочиние было восстановлено и в 1912 году в его состав входило 24 храма. К выше перечисленным храмам добавились:

Вознесенская церковь посёлка Благовский;

Николаевская церковь Войскового Конного завода;

Вознесенская церковь поселка Щетово;

Троицкая церковь посёлка Алексеево - Нагольчинский;

Петропавловская церковь посёлка Леоновский;

Троицкая церковь посёлка Леоново - Тузловский;

Петропавловская церковь посёлка Должик - Орловский;

Пантелеймоновская церковь посёлка Павловский;

Покровская церковь посёлка Медвежанский;

Николаевская церковь слободы Малокрепинской;

Вознесенская церковь посёлка Ореховский;

Архангельская церковь посёлка Карпово - Крепинский.

Строительство храмов начиналось практически одновременно с возникновением слобод и поселков.

В слободе Исаевке - Дьяковой (1777г.) была построена деревянная церковь во имя Иоанна Милостивого. В 1800 году она сгорела и в 1804 году была построена и освящена однопрестольная того же наименования каменная церковь. Она существует и сегодня в селе Дьяково.

В 1788 году в слободе Нагольной - Луковкиной (1775г.) освящена однопрестольная деревянная церковь в честь Успения Божьей Матери. Спустя 106 лет в 1894 году она была отремонтирована и расширена. Эта церковь и сегодня открыта и принимает прихожан в поселке Нагольно - Тарасовка.

В слободе Ребриковой (1777г.) в 1797 году была построена и освящена деревянная однопрестольная церковь во имя Св.Троицы. До наших дней эта церковь не сохранилась.

В 1792 году построена была Михайло - Архангельская церковь в слободе Картушиной (1780г.) – деревянная, однопрестольная. До наших дней не сохранилась.

Ровенецкая церковь была самая большая и красивая не только в благочинии, но во всем Миусском округе. Изначально она была построена каменной.

Одновременно с ней каменной была построена церковь в слободе Исаевке - Дьяковой, Успенская церковь в слободе Бобриковой - Петровской.

Остальные церкви были деревянные.

Каменные церкви начали строить во второй половине ХIХ века. В 1866 году в слободе Дарьевке на средства полковницы Людмилы Гавриловны Калиновской (урожденная Луковкина) была сооружена каменная Покровская церковь. В 1894 году была построена Вознесенская церковь в слободе Благовка на средства местных прихожан. Легенда о строительстве этого храма гласит, что местный крестьянин Роман Бондаренко нашел золотой клад, когда распахивал пустырь на бугру. Однажды ему приснился сон «где он услышал пречистый женский голос, повелевавший ему построить храм… Построишь храм прямо на источнике, на чистом роднике». Ночью случилась гроза. Утром узнал, что молнией выбило родник. На том месте и был построен храм.

Екатерина Дмитриевна Орлова, воспитанная в христианской вере, радела не только о делах земных, но и о духовных.

23 мая 1798 года в Ровенецкой слободе была заложена каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, которая была освящена 21 августа 1804 года. Строилась церковь на средства покойного атамана В.П.Орлова.

Более ста лет храм был местом молитв и главным украшением Ровенецкой слободы. Судя по сохранившимся фотографиям, он был образцом прекрасной архитектуры. Без сомнения, его возводили талантливые руки истинных мастеров зодчества. По - видимому его действительно строили петербургские мастера. Храм был построен из камня, покрыт железом и обнесен каменной оградой.

Первым священником в храме был дьякон Гниловского стана Троицкой церкви Василий Бедненков – сын казака, уроженец села Чернухи Лохвицкого уезда Полтавской губернии. Он пришел на Дон в 1778 году, где жил несколько лет. Через некоторое время был принят в казаки, потом был определен в Троицкую церковь дьячком.

В Ровенецкой слободе он прожил недолго. В феврале 1802 года умер, так и не увидев окончания строительства храма.

На его место указом Воронежской духовной консистории был назначен священник Харитон Патураев (25 сентября 1803г.). Его перевели в Ровеньки из слободы Машлыкиной.

В 1804 году при Николаевской церкви открылся «второй штат», его священником был рукоположен дьячок Михаил Попов (1780г.р.). В 1835 году он упоминается как благочинный Ровенецкого благочиния.

В 1818 году священник Патураев «за нетрезвую жизнь» был направлен на исправление в Кременской монастырь сроком на 2 года, а на его место назначен пономарь слободы Волошиной Владимир Лебедев – сын малороссиянина.

3 декабря 1823 года вторым священником был рукоположен дьякон Ровенецкой слободы Иван Попов (1802г.р.) сын священника и благочинного Михаила Попова. Он умер предположительно в 1863 году.

Его вдова Анна Никифоровна (1805 или 1807г.р.) была жива еще в 1877 году. Происходила она из семьи священника.

Её дочь Мария Ивановна (1831г.р.) была женой священника Николаевской церкви слободы Орловой - Ровенецкой Василия Кошелева (1825г.р.), который был посвящён в сан 15.02.1848г. С 17.05.1866г. исполнял должность благочинного Ровенецковского благочиния. Умер предположительно в 1873 году.

Сын Анны Поповой Дмитрий Иванович Никольский (1832г.р.) был священником Ровенецкой церкви с 10.03.1863г.

17 ноября 1873 года священником и благочинным стал Стефан Петрович Авдеев. Он родился 01.08.1831г. в г.Новочеркасске в семье священника. В 1857 году окончил курс Екатеринославской Духовной семинарии по 2-му разряду. С 1873 года по 1879 год два 3-х летних срока был благочинным Ровенецкого благочиния. За многолетнюю добросовестную службу 06.05.1895г. награжден наперстным крестом, 06.05.1900г. орденом Св.Анны 3-й степени, 06.05.1904г. возведён в сан протоиерея. В 1907 году по личной просьбе уволен за штат и продолжал работать законоучителем в 2-х классном земском училище.

Илья Львович Малахиев (р. 20.07.1835г.) стал священником в Ровенецкой слободе 21.12.1890г. В 1898 году по собственному желанию был уволен за штат.

На его место был назначен священник Александр Гиляровский. Сведений о нём крайне мало.

В 1906 году на место священников Гиляровского и Авдеева были назначены новые: 16 февраля Николай Добровольский (р.28.01.1874г.), а 18 мая с назначением на должность благочинного Иоанн Золотарев (р. в октябре 1873г.). Оба они окончили по 1-му разряду курс Донской Духовной семинарии в Новочеркасске.

Штат причта в Никольском храме периодически менялся. В 1804 году по штату было два священника, а в 1835 году должно было быть: священников - 3, дьяконов – 2, дьячка – 3, пономаря – 3. Фактически же состояло два священника: 1-й - благочинный Михаил Попов; 2-й – сын его Иоанн Попов. Третье место было свободно. Дьяконы: 1-й - Иоанн Сальский, 2-й – Деонисий Коледа. Дьячок - Фёдор Бедин, пономарь – Василий Сальский. Остальные причетнические места были свободны.

В начале ХХ века штат сложился окончательно: 2 священника, 1 дьякон, 2 псаломщика.

На содержание причта в 1835 году жалования не полагалось, а доход должны были иметь от «хозяйственных заведений и исправления мирских треб». В дальнейшем стало выделяться жалование на содержание причта. С 1 сентября 1866 года было установлено прихожанами жалование: священникам по 300 рублей, дьякону 150, псаломщикам по 75 рублей серебром в год, при условии, что за отправление треб прихожане не платили. В начале ХХ века сумма на содержание составляла 900 рублей в год, но при этом требы исправлялись уже не бесплатно. В 1902 году сумма за исправление треб составила 1700 рублей, в 1907 году – 1260 рублей 11 копеек. Кроме того за работу в школах священники получали отдельное жалование.

Жалование причетники получали не всегда своевременно и «с большим трудом и нареканием прихожан».

Кроме того были и пожертвования прихожан на содержание церкви. Екатерина Дмитриевна Орлова 7 августа 1853 года положила в Донской войсковой приказ общественного призрения 714 рублей под 4% годовых «в пользу церковно-священнослужителей» Никольского храма. Титулярный советник Михаил Никольский внёс 300 руб., а мещанин Василий Самарский – 100 руб. на тех же условиях.

Роль и значение церкви в жизни Российского государства трудно переоценить. Являясь составной частью государственного аппарата, она была призвана обеспечить твердое содержание веры и соблюдение Закона Божия, не допускать раскола и ереси. Об этом в частности, говорилось в Указе от 25 ноября 1737 года. Поэтому на проявления отклонений от веры реакция была всегда мгновенной.

27 июня 1832 года благочинный священник Ровенецкой слободы Михаил Попов представил рапорт на имя Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия: «Дознано мною, что в слободе Ровенецкой Орловой имеется источник в водах которого по временам и некоторые люди якобы видят в разных видах изображение Честного Креста и Божией Матери, почему к месту сему начинает стекаться некоторые жители как оной, так и других слобод для того и по долгу звания моего о сем Вашему Высокопреосвященству по благорасположению почтенейше честь имею довести». Уже на следующий день 28 июня члену Новочеркасской Духовной Консистории протоиерею Василию Кудлаеву было предписано немедленно отправиться на место и вместе с чиновником, назначенным Войсковым начальством произвести следствие по данному делу. Со стороны Войска к следствию был назначен войсковой старшина Максимов.

Суть дела состояла в том, что «в водах источника имеющегося при Слободе с юго-западной стороны в балке называемой Рассыпной видела якобы изображение Креста нашей Слободы девица Екатерина Нагибенкова и мальчики Сергей Тимошенко и Прокофий Канавалов, о чём они разгласили в Слободе, по какому их разглашению стали собираться люди к оному источнику в немалом количестве».

Прибывшая комиссия 11 июля 1832 года допросила под присягой священников и церковнослужителей и 18 жителей Ровенецкой слободы. Все они клятвенно заявили, что никакого изображения в источнике не видели. По окончании следствия материалы дела были доложены Новочеркасской Духовной Консистории, которая на своём заседании 6 сентября 1832 года постановила источник засыпать, а благочинному священнику в течении года ежемесячно докладывать «о скорейшем закрытии источника и отклонений всячески народа от суеверных видений». На том дело было закрыто.

(продолжение следует)

Материал подготовил

Информационный отдел

Ровеньковской епархии

Наши рекомендации