Мужская любовь
Любить нужно учиться. Еврейский мужчина с детства знает, что женщины – ОНИ ДРУГИЕ. Это предохраняет его от ненужных споров, сравнений, установления иерархии. Женщина – это существо в другой плоскости, у нее другой образ мышления. Чтобы любить женщину, нужно принять ее мир, обогатить им свой. Если цель одна, два разных пути мышления ускоряют ее достижение.
Женщина более изменчива, мужчине трудно ее понять. И не нужно! Женщина более эмоциональна, в ней играют гормоны. Мужчина-еврей относится к женщине как к погоде. Плохая – переждать. Хорошая – праздник в доме!
Евреев учат прислушиваются к женам, потому что женщина более интуитивна.
Сразу вспоминается типично русское «Послушай женщину и сделай все наоборот»… Но мало кто знает, что в первоначальном варианте эта фраза звучала так: «Послушай женщину, и, если хочешь страданий, сделай наоборот». Еще более ранний вариант: «Прислушайся к женщине, и, если хочешь боли (смерти), отбрось ее советы».
Еврейская жена хранит мужа, в том числе своими советами. Во время свадьбы невеста 7 раз обходит вокруг мужа – ограждая его, защищая, окружая своей заботой. Это не чисто еврейская «находка». В Японии женщину сравнивали с плющом, обвивающим ствол мощного дерева. В традиционных культурах мужчина – это вектор, сила, определяющая направление движения, а женщина – хранительница этой силы, наполняющая ее смыслом, оберегающая, создающая пространство вокруг вектора. Женщина, чьи советы муж выслушивает (не обязательно выполняет!), не будет спорить и давать указания, у нее есть более естественный способ взаимодействия с мужем и помощи ему. Женщинам важно, что их слушают, принимают всерьез. Не зря же Всевышний в ситуации, когда решалось будущее еврейского народа, велел Аврааму: «… во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее…»
По Торе, мужчина может завести несколько жен, но только в случае, если это не противоречит традиции общества и если мужчина в состоянии содержать, кормить, одевать, удовлетворять каждую из жен. В этой традиции скрыта двойственность мужской натуры, тяга к двум разным типам женщин – женщине-матери его детей и женщине-подруге. Это наглядно видно на примере истории Яакова, который 7 лет работал, чтобы жениться на Рахели, а в результате получил в жены и ее сестру Лею. Яаков всегда любил Рахель сильнее Леи, хотя первая была бесплодна, а вторая рожала ему одного сына за другим. Лея и Рахель – архетипы женщины-матери и женщины-подруги, соратника. Вторую всегда любят и добиваются сильнее. Яаков – счастливейший из мужчин, ему даны были 2 жены, удовлетворяющие все его потребности.
Какже выбрать хорошую жену? По каким критериям? Говоря об этом, евреи часто приводят в пример историю Ицхака и Ривки. Ицхак не имеет права покидать пределы Святой Земли, но в пределах его досягаемости нет кандидатур для достойного брака. Видя это, отец Ицхака отправляет своего верного слугу Элиэзера отыскать пару сыну. Элиэзер находит выход – он становится на привал у колодца и решает просить у каждой девушки, подходящей к колодцу, напиться. Та, что предложит напоить весь караван, и должна была стать женой Ицхака. Так он нашел невесту – Ривка напоила и самого Элиэзера, и его караван.
Умение давать не только то, что у тебя просят, и сверх того – вот главное качество достойной жены.
Среди многочисленных еврейских правил поведения есть такое: если ваша жена разбила тарелку, вы должны попросить у нее прощения. Почему? Чтобы не «разбилось» ее настроение, и вам не было плохо. Для женщины разбить тарелку – это серьезное огорчение. Она разбила тарелку – значит не идеальная хозяйка. Как такой хороший человек, как ее муж, может такую любить? Одна разбитая тарелка запускает целую вереницу вредных мыслей. Проще остановить этот процесс в начале, чтобы жена не усомнилась в своей совершенности и любви мужа.
Евреи говорят: «Жена дается навсегда, а дети на время». Жена и ее потребности важнее потребностей детей. Удовлетворение ее потребностей – проявление настоящей мужской любви. Но есть и другие проявления.
Предложение помощи – тоже проявление любви. Еврейские мужья помогают женщинам по дому, не стесняясь предлагают помощь. Это рациональнее, чем ждать женского недовольства по поводу «непомощи». Не зря в иврите глаголы Любить и Давать связаны напрямую.
Дать то, что важнее для другого, – вот самое сложное. Как известно, женщины любят, когда с ними разговаривают. До секса, после и даже вместо. Для мужчины проблема говорить, для женщины – молчать. Для женщин разговор – это проявление любви. Еврейские мужья, даже самые косноязычные на работе, дома разливаются соловьями, а так как содержание женских монологов не слишком увлекательно для большинства мужчин, они с ходом эволюции стали играть с формой – отсюда и блестящее еврейское чувство юмора, одинаково острое у представителей обоих полов, и словесное «дуэлянтство», и самоирония, превращающие любой бытовой разговор в шедевр словесности. То, что приводит в восхищение всех неевреев. Муж, который говорит со своей женой, любим больше, чем муж, который ее одаривает.
Как говорят еврейские мудрецы, любить – это значит понимать, как у другого болит нога, даже если при этом он своей ногой наступает на твои мозоли!
Мужество еврейского мужчины, в первую очередь, в том, что он без проявления силы мужественно переносит быт с женой и детьми, понимая и принимая ее, несмотря на все отличия, заложенные в мужчин и женщин природой.