Quot;Самар Чук" и мифогенные объекты
В верховьях Усы можно встретить геологические обнажения в форме коня, лягушки, бабы — былые предметы поклонений и суеверий. Соболев А. "Жигулёвская Кругосветка".
Летние экспедиции группы "Авеста" 1996-2001 гг. привели к обнаружению на территории Среднего Поволжья двух крайне любопытных мифообъектов. Среди древних скал-останцов удалось найти и зафиксировать редкий мифогенный объект Камень Йубейде-Тяуле. Это культовый объект, но, что крайне важно, не человеческий...
Согласно местным поверьям, это священное место неких древних существ — "людей-филинов", или, по-другому, "меховых обезьян". Возможно, здесь мы имеем дело с воспоминаниями о древнейшем населении этих земель, которых вытеснили более молодые племена, в том числе и предки чувашей.
"Упете" по-чувашски означает "обезьяна". Они хитрые и умные, но в то же время это не "нечисть", не Патавка-бусь и не его "дети" Рахи, а вроде как просто "лесной народ". Известно, что они иногда собираются около "камня" и водят "хороводы". Эта скала, у которой они появляются, чем-то для них крайне важна, и люди знающие сюда обычно не ходят, боятся.
Во время экспедиции "Авеста-2001" при детальном исследовании скалы Йубейде-Тяуле был обнаружен сквозной проход-щель, ведущий из "пасти" Головы на её вершину, за "лобовую шишку". Можно предположить, что данный проход мог использоваться в ритуальных целях, когда, например, проходящий посвящение оказывался проглоченным, а потом появлялся вновь на обрядовой площадке, освещённый светом факелов. Камень Йубейде-Тяуле — что это? Рукотворная скульптура или странная игра природы? Очень сомнительно, чтобы простое выветривание могло придать камню столь отчётливые очертания, но и в пользу рукотворной версии особых доказательств нет. Если и были какие-то явные следы инструментальной обработки камня, то ветер, влага, песок давно их стёрли.
Хорошо бы провести в этих местах основательные раскопки...
Второй ритуальный объект — это "Каменная лошадь", полукольцом окружённая группой одиночных камней. Местные называют их "лягушками". Авторы позволили себе выдвинуть предположение, что форма, размеры, а, главное, размещение "лягушек" относительно "лошади" не случайно. Возможно, здесь в Поволжье сохранился древнейший астрономический комплекс чувашского народа. Насколько это реально?
Древние предки чувашей некогда пришли на Волгу из Центральной Азии, хотя некоторые исследователи, например, академик Н.Марр, считают их даже потомками Шумеров.
До середины XX в. в некоторых их сёлах ещё сохранялись древние знания: особый трёхлетний календарь, уникальная руническая письменность, особое почитание камней.
Даже в Евразийских современных топонимических системах понятие камень перекликается с понятием конь и означает нечто большое, крупное. (17). Сам образ Коня-камня распространён довольно широко и связывается с "гремучими или гремячими горами". Например, в Тульской области название Конь-камень сохранили не менее трёх валунов. Один из них находится на берегу реки Красивая Меча. Около него ещё сравнительно недавно во время падежа скота справляли обряд опахивания... Два других камня даже дали имена деревням — Большой Конь и Малый Конь. Ещё один валун, хотя и не сохранивший или не имевший имени, зафиксирован на среднем течении реки Непрядвы, недалеко от села Михайловское. Местное предание гласит, что возле этого камня не могут пастись лошади.
Вероятно, самый известный Конь-камень был заложен в основание памятника Петру I. Длина его от 12,2 до 16 м, ширина от 6,1 до 8,24 м, высота 4,1-8,2 м. В прошлом этот Конь-камень отмечал место спуска в подземный мир на одном из островов Ладожского озера.
Где-то в промежутке между XIV-XVIII вв. в него ударила молния, образовав большую трещину, что явно свидетельствовало о связи Камня и грозных небесных сил.
Ещё в XX в. в некоторых деревнях сохранялись древние знания или, как их называли специалисты, "языческие воззрения". Так, например, во время экспедиций ЧНИИ 1984 г., в некоторых селениях Чувашии были зафиксированы "Самар Чук" — "Моления о дожде" (18). Как показывают проведённые изыскания, существовали различные методики "вызывания дождя". Уже говорилось о практике обмывания водой "громовых камней".
Наша "Каменная лошадь" — ритуальный объект, некогда служивший местному населению для вызывания дождя. Ярким свидетельством того, что это место всё ещё посещаемо и используется в ритуальных целях, является "веточный веник", предназначенный для обмывания "лошади".
После внимательного осмотра "урочища лошади" один из экспертов нашей экспедиции спелеолог Дмитрий Фёдорович Китаев выдвинул предположение, что в этом месте сравнительно недавно мог бить гейзер. Обкатанные камни, проточенные ложбинки, скруглённые грани, — всё это несомненные свидетельства быстротекущей воды. Поскольку и "Каменная лошадь", и охраняющие её "лягушки" располагались на господствующей возвышенности, сюда вода самотёком подниматься явно не могла. Оставалось предположить, что этот мощный поток воды извергало давление подземных недр, образуя гейзер.
В 1952 г. в Оренбургской области преподаватель истории стал свидетелем проведения обряда "заклинания дождя". Вот что он рассказал: "Дождей не было весь май, да и в начале июня тоже. Степь пожелтела и побурела. Однажды после уроков я шёл домой. Небо было безоблачным. Я заметил, как из колодца, расположенного в конце школьного двора, девушки таскают воду... на старое сельское кладбище.
Моя квартирная хозяйка сообщила мне, что девушки хотят вызвать дождь, прибегая к древнему народному способу — обливая водой могилы опойцы. (Опойца — человек умерший от неумеренного потребления спиртных напитков. Чтобы вода пошла в могилу, в земле колом пробивали яму).
Мне всё это показалось забавным... Часа через три, уже к вечеру, небо нахмурилось, поднявшийся ветер дул ровно и сильно. Сделалось темно. Хозяйка зажгла лампу и закрыла ставни. Начался дождь, перешедший в мощнейший ливень..." (19).
После возращения из экспедиции "2001" исследователи приступили к анализу полученных фотографий. Случайное распределение света и теней, зафиксированное на одном из фотоснимков "Каменной лошади", выявили скрытые временем и непогодой многочисленные символы, некогда нанесённые на изваяние. Используя современные методы обработки информации, нам удалось частично очистить изображение от помех и выделить совокупность символов. Были выделены две области распределения символов: "центральная сетка", образованная системой взаимопересекающихся дуг, и "уздечка", охватывающая голову лошади и опускающаяся к стремени. Некоторые ячейки сетки были пусты, другие содержали некие символы, возможно, астрономические или астрологические. Наиболее распространён был символ А. В чувашской рунической письменности он означает "100". (20). Были там и двойные кружочки и некие "серпики" — возможно, знаки, отмечающие фазы луны.
Следует напомнить, что подобные памятники, хранители астрономической информации, характерны и для других индоевропейских народов.
Вне всякого сомнения, обнаруженные памятники являются уникальными и требуют самого бережного и тщательного изучения и сохранения.
Как можно видеть на приведённых выше примерах, деятельность "неизвестных" в Среднем Поволжье довольно разнообразна и в чём-то даже противоречива. Но современные мифы о них связываются с вполне реальными материальными объектами-следами. Некоторые из этих следов известны, другие ещё требуют своего обнаружения.
Литература к главе III
1. Бушков А., Буровский А. "Сборник "Сибирская Жуть". №7. — Бонус, 2001.
2. Яковлев А.С. "Советские самолёты". — М: Наука, 1979.
3. Вилинбахов В. "Из старинных легенд". Сборник "Журнал "Техника-молодёжи". Антология таинственных случаев 70-х". — М., 1998.
4. Там же.
5. Казаков В. "Крылатая машина над Ла-Маншем". Сборник "Журнал " Техника-молодёжи ". Антология таинственных случаев 70-х". — М., 1998.
6. Платонов Ю.В. "НЛО и современная наука". — М.: "Наука", 1991.
7. Там же.
8. Обедиентова Г.Б. "Из глубины веков". — Куйбышевское книжное издательство, 1988.
9. Газета "Аномалия". 1999. №1.
10. Кузьменко П. "Система Ада". — ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.
11. Дёмин В.Н. "Загадки Урала и Сибири". — М.: "Вече", 2000.
12. Багдасаров Р. "Мир Башни". — Газета "Завтра". 2000. №26.
13. Дугин А.Г. "Конспирология". — 1993.
14. Бушков А., Буровский А. Сборник "Сибирская Жуть". №7. — Бонус, 2001.
15. Сборник. "Легенды Авалона". — Иркутск, 1999.
16. Крапивин В. "Голубятня на жёлтой поляне". — Свердловск, 1987.
17. Мурзаев Э.М. "Словарь народных географических терминов". — М., 1989.
18. Ягафова Е.А. "Самарские Чуваши". — ИЭКА "Поволжье", 1998.
19. Золотов Ю. "Заклинатели дождя". — Журнал "Наука и Жизнь". 1995. №11.
20. "Этническая история и культура Чувашии".— Чебоксары, 1993.
Глава IV. Миражи
"Мираж виден тогда, когда он отличается от окружающей местности. Если на фоне поля и возникнет мираж луга, то человек его просто не воспримет. Привлекает и поражает необычное." Дж.Мичел, Р.Рикард "Феномены Книги Чудес".
Словарь русского языка определяет: "Мираж — оптическое явление, дающее возможность видеть отражённо предметы, вследствие своеобразного преломления световых лучей в неоднородно нагретом воздухе." (1).
"Одно из первых научных описаний явления миража принадлежит французскому учёному Г.Монжу (1746-1818), который наблюдал его в 1799 г. в Египте, во время похода Наполеона. Тогда же им было дано первое научное объяснение миража." (2).
В природе существует три класса миражей.
Первый, самый распространённый — это простой перенос изображения предметов в пространстве. Иногда наряду с истинным изображением предмета видно и его мнимое изображение. Искривляясь в неоднородно нагретой атмосфере, лучи света могут преодолевать тысячекилометровые расстояния.
Второй класс миражей — миражи Фата-Моргана. "Буквально фея Моргана, оптическое явление в атмосфере, состоящее в том, что на горизонте появляются многочисленные изображения, напоминающие удалённые острова, горы, города, замки и другие объекты, Представляют собой случай сложного и особенно эффектного миража."(3). Само название миражей Фата-Моргана происходит от имени великой волшебницы, сестры короля Артура, феи Морганы: "Она якобы любит подразнить усталых путников, показывая им в раскалённой пустыне призрачные цветущие оазисы, многоводные озёра, богатые города с садами, висящими над землёй. Фея коварна. Рисует картины лишь для того, чтобы обрадовать людей, заставить свернуть с дороги, а затем, когда видение растает в воздухе, посмеяться над их отчаянием". (4).
Третий класс миражей — "миражи-следовики", после своего исчезновения оставляющие материальные следы: камешки, кирпичи, веточки, листья, золотые монеты и т.д. Известно, что в марте 1997 г. с неба в Англии падали свежие зрелые орехи. Возможно несколько объяснений природы возникновения данных следов.
Первое — эти следы не имеют к миражу непосредственного отношения. "После этого" — не значит "вследствие этого". Самое сложное — установление общей достоверности самих фактов подобных наблюдений. Иногда эти следы объявляют подарками инопланетян.
Другое объяснение — разность температурных воздушных слоёв приводит к образованию вихревого эффекта, засасывающего в атмосферу различный мусор. Движение воздушных потоков доставляет "поглощённое" в область образования миража. После выравнивания температур "небесная картина" исчезает, а мусор выпадает на землю.
Самое интересное предположение: не всякий мираж — это простое преломление лучей в неоднородно нагретом воздухе. Древние египтяне (а они должны были столкнуться с миражами ещё в глубокой древности) верили, что миражи — это блуждающие в пустыне духи какой-то страны, которой больше нет на свете.
Красивая легенда. Она говорит о том, что у каждого места на Земле есть своя душа. Это принципиально иное объяснение природы возникновения миражей. Мы выдвигаем предположение, что некоторые Миражи являются изображениями иномиров, "далёких звёздных островов". Они возникают в уникальных энергетических зонах и служат для перехода в сопредельные миры, реально существующие либо где-то в тысячах парсеков от нас, либо совсем рядом, но в смежном пространстве, которое при обычных условиях недоступно.
Как явление подобного рода можно рассмотреть воспоминания художника В.Переплётчикова, наблюдавшего странный мираж в 1913 г. на Новой Земле: "Густо повалил из пароходной трубы чёрный дым, заработал пароходный винт. Становище, горы быстро уменьшались в размерах на наших глазах. На безоблачном небе сияло Солнце. Качки нет, чуть плещет зеленовато-синяя волна. С одной стороны беспредельность воды и неба, с другой — цепи береговых гор. Все они покрыты снегом. Берег мыском уходит в море, но кончается какой-то странной фигурой, как будто берег обломился и висит в воздухе. У далёкого берега плавают какие-то странные белые фигуры, а там, где расстилается беспредельный океан, — там тоже плавают какие-то фантастические предметы: громадный белый гриб на тоненькой ножке, что-то похожее на судно, но не судно...". (5).
Наиболее часто описан мираж "Девятого вала" на Волге: "Уже множество лет можно увидеть огромную волну, накатывающую на лодки в районе Васильевских островов". (Газета "АиФ-Самара" №27, 2001 г.).
Более любопытный мираж наблюдал несколько лет назад на трассе Отрадный-Комсомольск Евгений Емельянов. (Газета "НВ" №30, 1995 г.).
Автор предполагает, что в какой-то момент все в автобусе потеряли сознание. "Одним из первых в автобусе я пришёл в себя и увидел фантастическую картину. Автобус стоял, мотор не работал. Но фары продолжали бросать пучки света в непроглядный, синего цвета туман. Водитель автобуса сидел прямо, держал баранку в руках и, видимо, был без сознания. Также неподвижно сидели нефтяники и другие пассажиры. А справа и сзади автобуса, метров на 50 ниже него, плескалось бескрайнее море или океан. Над ним было безоблачное синеватое небо. Я смотрел вдаль, в надежде увидеть хоть какой-нибудь характерный ориентир. Создавалось впечатление, что автобус словно летит над волнами...
Вскоре стали приходить в себя остальные пассажиры. Беспокойно зашевелились женщины. Пришлось их успокаивать, говорить, что это мираж. Как-то внезапно вновь заработал мотор, и пришедший в себя водитель вновь повёл автобус в густом тумане. Вскоре невдалеке, на севере от шоссе (шоссе в этом месте тянулось с востока на запад), под углом примерно 30 градусов к горизонту, мы увидели едва пробивающийся свет от объекта шарообразной формы, напоминавшего солнце, только размером крупнее его. Действительно, наше настоящее солнце в это время находилось на юго-востоке и должно было быть выше на небосклоне. Его не было видно совершенно..." (6).
Многомерные миры
"И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих..." Апокалипсис, 6-14.
Представление о многомерности мира, многоэтажной вселенной пришло к нам из глубокой древности. Ещё во времена средневековья Н.Орем указал возможность существования множества многомерных миров, "вложенных" один в другой и занимающих единый объём пространства.
Другой пример: модель мира в китайских игрушках — семь сфер, одна в другой, где каждая вращается свободно. Работы по научному исследованию возможности использования свойств многомерности мира были особо активны в начале XX в. Над этой проблемой работали Норстрём в Германии (1914 г.), Теодор Кауце (1919 г.).
В СССР в 1924-1925 гг. академик И.Е.Тамм работал в области исследования "Закономерностей электродинамики движущихся сред", а в 1937-1939 гг. над "Теорией излучения электрона, движущегося со сверхсветовой скоростью". С 1948 по 1953 г. он работал над "атомным проектом". С 1954 г. стал заниматься расшифровкой генетического кода живых организмов. В 1957 г. Тамм по личной инициативе и на свои средства организовывает комплексную экспедицию на Памир к таинственной пещере Мата-Таги. Насколько нам известно, проникнуть в эту пещеру так и не удалось. Экспедиция проводила раскопки в соседней Рангульской пещере. Согласно бытующей легенде, с этого момента над Таммом повисло "проклятие Пещеры". Он умер, по непроверенным данным, от "поражения мышечной массы пещерным вирусом". (Согласно современной мифологии, академик И.Е.Тамм являлся посвящённым (одним из легендарных девяти) и "тайным наблюдателем" (за ходом развития науки)).
В 1926 г. учёный Клейн объяснил существование "пятимерной плёнки" (многомерности мира) квантовыми эффектами. Так появилась теория Калуцы-Клейна.
К началу второй мировой войны по меньшей мере в двух странах были активные исследователи многомерности пространства: в России (Румер, Бартини, Тамм) и в США (Эйнштейн, Бергман). Печатались научные статьи, шла активная переписка... И вдруг исследователи замолкают! В Германии большинство учёных работало над "атомным проектом", как наступательным вооружением и не интересовалось многомерностью мира, хотя немцы активно пытались прорваться в лабораторный район, где работала группа Румера. Дальнейшее похоже на детективную историю.
В 1941 г. в СССР и чуть позже, в 1943 г., в США, образуются две довольно странные по составу научные группы. Формально они были созданы для проведения долгосрочных стратегических исследований в авиации (СССР) и разработки взрывчатых веществ большой мощности (США). В состав обеих групп входили ведущие специалисты по теории поля и многомерности пространства. В СССР это был Орос де Бартини и ряд других учёных, в США — А.Эйнштейн. Полный состав групп и список их трудов не опубликован до настоящего времени.
Популярная литература упорно связывает легенду о "невидимом" эсминце ДЕ-173 "Элдридж" с работой американской группы. Согласно легенде, О.Бартини работал над "Невидимым самолётом" и проблемой "размагничивания кораблей". Совместно с Ю.Б.Шумером О.Бартини предоставил в Академию наук СССР работу по "Единой теории поля и нелинейной электродинамике". Подобные работы были продолжены и после войны. (7).
Ряд современных космогонических теорий, например, американцев Эвереста и Уидлера, указывают на возможность "разветвления" Вселенной на ряд независимых сопряжённых областей, находящихся в одной и той же точке пространства и времени и, при определённых условиях, способных к взаимодействию. (8). Этой же гипотезы придерживается и советский академик М.Марков: "Если система миров приобретает избыточный электрический заряд, она становится незамкнутой. Это означает, что с внешним пространством она сообщается неким "тоннелем", через который в принципе можно совершать мгновенные перемещения в пространстве-времени (ПВ). Тогда части этих миров словно бы то появляются, то исчезают. Именно это, возможно, и демонстрируют нам некоторые миражи" (9). В 1982 г. советский учёный А.Гунц предложил идею создания космического корабля, способного к движению посредством разрушения пространства. Схема его проста: увеличение плотности электромагнитной энергии в небольшом объёме пространства приводит к изменению гравитационных полей и, следовательно, к изменениям кривизны пространства.
Эту же идею использовали американские специалисты, разрабатывающие устройство, способное перемещать аппараты в гиперпространстве. При настройке электромагнитного поля корабля в резонанс с соответствующими полями внешнего пространства кусочек мира, окружающий летательный аппарат, как бы "растворится", исчезнет прямо на глазах, ибо свет от него уже не будет доходить до нас. (10).
Согласно теории, легче всего по граням многосвязной Вселенной движутся фотоны. Именно они и приносят нам основную информацию о других мирах, например, о "Чёрных башнях".