Характеристика современных литературных языков
Им присуще понятие нормы – правил (только в литературном языке они кодифицированы – закреплены письменно в различных пособиях)
- императивные нормы (например, правила склонения)
- факультативные нормы (имеют варианты, например, разные стили)
- дублеты – наиболее распространенные речевые привычки, принятые среди образованных людей (ехай, звОнит).
48. Принципы классификации согласных.согласные различаются по таким признакам: а) место образования звука, т. е. участие в образовании преграды определенного активного органа речи (языка, губ); б) способ образования звука, т. е. та «работа» активного органа речи, которая создает преграду; в) соотношение голоса и шума в согласном звуке, зависящее от степени участия голосовых связок в его образовании; г) дополнительная к основному тембру окраска звука.
а) Классификация согласных по месту образования учитывает, движениями каких активных органов (и какого их участка) создается преграда на пути воздушной струи, идущей из гортани, через полость рта и носа. По этому признаку согласные делятся на губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные.
Губные. При их образовании преграда создается сближением нижней губы с верхней губой ([n], [б], [м], [n'J, [б'J, Гм']) или верхними зубами ([ф], [b'],[ф'], [в']). Соответствующие звуки получили название губно-губных, или билабиальных, и губно-зубных, или лабиодентальных
Переднеязычные. При их образовании преграда создается сближением языка (его передней части и кончика) с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Передняя часть языка, особенно его кончик, очень подвижна, поэтому может принимать разнообразные положения, менять свою форму и величину сближаемых с зубами и альвеолами участков. От этого и зависит подразделение переднеязычных.
Так, различаются дорсальные звуки, например [t] и [д] в русском; звуки апикальные, или альвеолярные, например [t] и [d] в английском; какуминальные, например [р] в русском.
Отличия: Дорсальные-при их образовании кончик языка опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам; апикальные — тем, что при их образовании кончик языка приподнимается вместе с передней частью спинки к верхним зубам и альвеолам; какуминальные – тем, что при их образовании передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят.
Среднеязычные. При их образовании преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым нёбом (лат. palatum); поэтому среднеязычные иногда называют палатальными. Примерами палатальных могут служить русский звук [j] (йот) и немецкий ich-Laut (в словах ich, mich и т. д.).
Заднеязычные. При их образовании преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом (лат. velum), поэтому такие звуки называют и велярными. К их числу принадлежат [r], [к], [x].
Увулярные. При их образовании преграда создается сближением мягкого нёба и маленького язычка с задней частью языка; маленький язычок по латыни uvula, поэтому звуки — увулярные;
Фарингальные. При их образовании преграда создается в полости глотки (греч. pharynx — зев, глотка) ее сужением, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов, находящихся в стенке зева.
Гортанные. Очень близки к фарингальным (глоточным). Образуются в гортани при работе голосовых связок и представляют собой шум, возникающий при прохождении воздушной струи через голосовую щель. Часто гортанные и фарингальные не различаются (вместе именуются гортанными).
б) На деление согласных по активному органу (или месту образования) наслаивается их деление по способу образования, т. е. в зависимости от того, какое положение занимают органы речи, создавая преграду.
Согласные делятся на четыре типа — смычные, щелевые, смычно-щелевые и смычно-проходные.
Смычные. При их образовании органы речи смыкаются и закрывают проход воздушной струе. Артикуляция таких звуков имеет три элемента — смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Смычка, выдержка и взрыв происходят очень быстро, поэтому такие звуки называют и мгновенными: [д], [т], [б], [п], [к], [г], [d], [t], [р] и др. В момент взрыва воздушная струя с силой вырывается за пределы образования смычки, за преграду.
Щелевые. При их образовании органы речи не смыкаются а образуют, сблизившись, очень узкую щель, через нее с трением проходит воздушная струя, возникает- шум (с примесью голоса или без него), который мы и воспринимаем как согласные звуки: [в], [ф], [ж], [ш], [щ], [x], [v], [f] и др.
Смычно-щелевые. При их образовании вначале происходит смычка, раскрываемая не взрывом, а переходящая незаметно для говорящего и слушателя в щель; артикуляция этих звуков «сливает» начальные элементы артикуляции смычных с артикуляцией щелевых; звук получается сложным по артикуляционному строению; так, [ц] можно представить себе образованным путем слияния [т] и [с] и т. д.
Щелевые иначе называются фрикативными, а смычно-щелевые —.
Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи (или их участки) образуют смычку, а другие — проход для воздушной струи; часть идущего через полость рта воздуха взрывает преграду, а другая часть свободно идет через проход. Если этот проход открыт в полость носа, создаются такие согласные, как [м] и [п]; если проход возникает по бокам языка, получается согласный [л].
3) По соотношению голоса и шума все согласные делятся на звонкие и глухие.
4) По дополнительной окраске можно бы выделить среди согласных и назализованные звуки, т. е. такие, в произношении которых принимает участие и полость носа, однако не меняя акустического впечатления, производимого основной артикуляцией; к числу назализованных некоторые исследователи относят звуки [j], [s], [l].