Система упражнений при изучении словарных слов

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа» и других, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, можно разделить по тематическим группам: «Животные», «Школа», «Растения», «Профессии», «Инструменты» и др. Словарные слова пишутся крупным шрифтом на карточках, орфограммы выделяются красным цветом. На слова, которые включались в творческие работы, заводятся особые листы-справочники, в них записывается языковой материал. Материал помогают собирать сами учащиеся. Он используется на уроках грамматики и правописания, развития речи, включается в разнообразные виды упражнений с целью закрепления навыка грамотного написания трудных слов.

Образцы листа-справочника

БЕРЕЗА

Что рассматриваем? Языковой материал (примеры)
Толкование Береза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями
Однокоренные слова Березонька, березка (русская, кудрявая, белоствольная). Березовый (сок, веник). Березняк (редкий, светлый). Подберезовик (гладенький, красивый)

Продолжение табл.

Поговорки Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут. Березой обогреешься, а не оденешься. Где дубняк, там и березняк
Песни Береза, моя березонька, Береза моя белая, Березка моя кудрявая! На тебе, березонька, Листья зеленые. Под тобой, березонька, Трава шелковая. (Русская народная песня.)
Загадки Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза.) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не волос. (Береза.) Он родился в день дождливый Под березкой молодой, Круглый, гладенький, красивый, С тонкой ножкой и прямой. (Подберезовик.) За то, что завял он зеленым в чулане, Зимой отхлестал он хозяина в бане. (Березовый веник.)
Стихи Береза Чуть солнце пригрело откосы, И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Гроза ли над ней пронесется, Прильнет ли болотная мгла, – Дождинки стряхнув, улыбнется Береза – и вновь весела. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И много задумчивых песен Поется в народе о ней.

Окончание табл.

  Он делит с ней радость и слезы, и так ее дни хороши, Что кажется – в шуме березы Есть что-то от русской души. Вс. Рождественский
Рассказы Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сел, деревень названо в честь веселой березки: река Березина, село Березово, Березники. Любит наш народ свою веселую красавицу и за пользу, которую она приносит. Б. Александров

ВОРОБЕЙ

Толкование Воробей – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений
Однокоренные слова Воробушек (серый, молодой, старый, пугливый, маленький, шустрый, проворный, драчливый, нарядный), воробышек, воробьенок, воробьиха, воробьиный. Воробьиная (стая, песня). Воробьиное (гнездо, пение)
Поговорки, фразеологизмы Стреляный (или старый) воробей – многоопытный человек, которого трудно провести, обмануть. Воробью по колено – небольшой по глубине, неглубокий, мелкий (о ручье, озере, реке). Воробьиный шаг – маленький, короткий шаг. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
Песни Воробей, воробей, Не гоняй голубей, гоняй галочек Из-под палочек. Не летай на песок – Не клюй песок, Не тупи носок, Пригодится носок Клевать колосок! (Русская народная песня.)
Загадки Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет.

Окончание табл.

  Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей.)
Стихи Зачирикал воробей Веселей на крыше. С. Маршак –Итак, воробушки, урок! Сейчас по расписанию У нас чистописание. Запомним: пишется «чирик», А произносится «чивик» Или «чилик», кто как привык! Б. Заходер
Рассказы Передо мной на ветке воробышек. Да такой нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие, вверху на крыльях – белая полоска. Повернул воробышек ко мне голову. Гляжу – щечки у него почти беленькие, а под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Г. Скребицкий

Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Учитель должен найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.

На уроке эта работа может быть проведена на любом этапе:

– в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников;

– в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума;

– в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания.

Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате учащиеся ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в словарных словах, так и в родственных к ним. Например: «платок», и тут же напишут «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т. п. запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:

– понимания учеником значения изучаемого слова;

– сущности и характера содержащейся в нем трудности;

– установления связи данного слова с ранее изученными словами;

– сообщения и использования специальных приемов запоминания;

– активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.

Наши рекомендации