Система упражнений при изучении словарных слов
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа» и других, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.
В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, можно разделить по тематическим группам: «Животные», «Школа», «Растения», «Профессии», «Инструменты» и др. Словарные слова пишутся крупным шрифтом на карточках, орфограммы выделяются красным цветом. На слова, которые включались в творческие работы, заводятся особые листы-справочники, в них записывается языковой материал. Материал помогают собирать сами учащиеся. Он используется на уроках грамматики и правописания, развития речи, включается в разнообразные виды упражнений с целью закрепления навыка грамотного написания трудных слов.
Образцы листа-справочника
БЕРЕЗА
Что рассматриваем? | Языковой материал (примеры) |
Толкование | Береза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями |
Однокоренные слова | Березонька, березка (русская, кудрявая, белоствольная). Березовый (сок, веник). Березняк (редкий, светлый). Подберезовик (гладенький, красивый) |
Продолжение табл.
Поговорки | Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут. Березой обогреешься, а не оденешься. Где дубняк, там и березняк |
Песни | Береза, моя березонька, Береза моя белая, Березка моя кудрявая! На тебе, березонька, Листья зеленые. Под тобой, березонька, Трава шелковая. (Русская народная песня.) |
Загадки | Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза.) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не волос. (Береза.) Он родился в день дождливый Под березкой молодой, Круглый, гладенький, красивый, С тонкой ножкой и прямой. (Подберезовик.) За то, что завял он зеленым в чулане, Зимой отхлестал он хозяина в бане. (Березовый веник.) |
Стихи | Береза Чуть солнце пригрело откосы, И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Гроза ли над ней пронесется, Прильнет ли болотная мгла, – Дождинки стряхнув, улыбнется Береза – и вновь весела. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И много задумчивых песен Поется в народе о ней. |
Окончание табл.
Он делит с ней радость и слезы, и так ее дни хороши, Что кажется – в шуме березы Есть что-то от русской души. Вс. Рождественский | |
Рассказы | Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сел, деревень названо в честь веселой березки: река Березина, село Березово, Березники. Любит наш народ свою веселую красавицу и за пользу, которую она приносит. Б. Александров |
ВОРОБЕЙ
Толкование | Воробей – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений |
Однокоренные слова | Воробушек (серый, молодой, старый, пугливый, маленький, шустрый, проворный, драчливый, нарядный), воробышек, воробьенок, воробьиха, воробьиный. Воробьиная (стая, песня). Воробьиное (гнездо, пение) |
Поговорки, фразеологизмы | Стреляный (или старый) воробей – многоопытный человек, которого трудно провести, обмануть. Воробью по колено – небольшой по глубине, неглубокий, мелкий (о ручье, озере, реке). Воробьиный шаг – маленький, короткий шаг. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь |
Песни | Воробей, воробей, Не гоняй голубей, гоняй галочек Из-под палочек. Не летай на песок – Не клюй песок, Не тупи носок, Пригодится носок Клевать колосок! (Русская народная песня.) |
Загадки | Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. |
Окончание табл.
Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей.) | |
Стихи | Зачирикал воробей Веселей на крыше. С. Маршак –Итак, воробушки, урок! Сейчас по расписанию У нас чистописание. Запомним: пишется «чирик», А произносится «чивик» Или «чилик», кто как привык! Б. Заходер |
Рассказы | Передо мной на ветке воробышек. Да такой нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие, вверху на крыльях – белая полоска. Повернул воробышек ко мне голову. Гляжу – щечки у него почти беленькие, а под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Г. Скребицкий |
Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Учитель должен найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.
На уроке эта работа может быть проведена на любом этапе:
– в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников;
– в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума;
– в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания.
Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате учащиеся ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в словарных словах, так и в родственных к ним. Например: «платок», и тут же напишут «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т. п. запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
– понимания учеником значения изучаемого слова;
– сущности и характера содержащейся в нем трудности;
– установления связи данного слова с ранее изученными словами;
– сообщения и использования специальных приемов запоминания;
– активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.