Способы запоминания и проверки словарных слов

§ Орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, а слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

§ Запоминание слова по сетке. Написать слово печатными крупными буквами. Подчеркнуть каждую букву. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс. Нагляднее в столбик:

В О К З А Л

В О К З А Л

¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯

¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯

§ Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово. Лучше всего давать определения не такие, которые представлены в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком. Что это? (лестница). При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

§ Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребенок их запомнил. Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете те слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например: еоие (велосипед), аоаоия (лаборатория), оио (горизонт), еуаы (мемуары); прфсср (профессор), трртр (территория), ссцц (ассоциация).

§ Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется. Составьте словосочетания, чтобы слова в словосочетании начинались на одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда «обрабатывается» несколько словарных слов на разные буквы. Например:

Шофер шустрый
салют сияет
жонглер Жора
футбол французский

Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребенок вспомнил словарные слова, опираясь на слова из правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан.

§ Часто домашним заданием ребенка бывает выучить словарные слова целым списком (нам известны случаи, когда пятиклассники на уроке русского языка пишут словарные диктанты, состоящие из 50 слов), и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объема. В этом случае мы предлагаем воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребенок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите их расставить по комнате. Например, в углу комнаты — концерт, на диване — гости в костюмах, посреди — озеро, на полке — стакан, под столом — берлога и т.д. Через некоторое время (1-1,5 ч.) пройдите по комнате вместе с ребенком и «соберите» слова, проговаривая их орфографически.

Далее нами предложены игры, которые требуют хоть и небольшой, но дополнительной подготовки со стороны взрослого. Если вы не пожалеете времени, то приготовленные вами игры могут стать хорошим времяпрепровождением или даже традицией вашей семьи. Кроме того, мы, взрослые, знаем, что любая игра позволяет легко развивать внимание, умение концентрироваться, отрабатывать механизм переключения у ребенка.

Словарное лото

Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Правила игра такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками.

Парочки

Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка — 2 карточки с одинаковыми словами) карточек небольшого размера. Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Карточки раскладываем на столе написанными словами вниз рядами по 6-8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же две карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.

Еще раз хочется напомнить, что для того, чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребенка в непомерно тяжелый труд, ему необходима помощь родителя или учителя - но помните, что ему нужен не только наставник, но и партнер по игре!

Наши рекомендации