О виллане, который тяжбой приобрел рай

' В писанье мы с вами найдем

Чудесную повесть о том,

Что случилось с одним вилланом.

Помер в пятницу, утром рано, 5 И тут вот что с ним приключилось:

В час, как с телом душа простилась

И виллан лежал уже мертв,

Не пришел ни ангел, ни черт,

Дабы душе вопрос задать 10 Иль что-нибудь ей приказать.

Знайте — робость душа забыла

И радость она ощутила:

Взглянув направо, в побе зрит —

Архангел Михаил летит, 15 К блаженствам душу восхищает;

За ангелом путь направляет

Душа вилланова — и вот

Перед ними уж райский вход.

Святой Петр, врата охранявший, 20 От ангела душу приявший,

Возвратился снова к вратам.

Найдя виллана душу там,

Спросил, зачем она одна

И кем была приведена. 25 «В приют сей тот войти лишь смеет,

Кто приговор на то имеет.

И нам ли нянчиться с впллатю',1?

Нет, я клянусь святым Аланом,

Подлому люду здесь не быть».

Французская литература

Пплзия городского сословия

зо

«Кто ж подлей вас может быть? Почтенный сударь Петр, ей-ей, Были вы тверже всех камней, И бог — вот те крест — сплоховал, Что апостолом вас избрал;

Толку было от вас немного — Отреклись от господа бога;

Так мало веры было в вас, Что отреклись и в третий раз", Вам-то уж совсем ке под стать У бога в раю пребывать». «Ступай сейчас же прочь, неверный!

Я — апостол честный и верный;

Здесь, в раю мне быть надлежит». Но, почувствовав странный стыд, Петр стопы назад обращает И святого Фому встречает. Поведал ему все как есть — Что пришлось ему перенесть, Свою обиду и тревогу. Фома сказал: «Именем бога Ему велю убраться ион». И подошел к виллану он. «Виллан, — апостол говорит, — Рай только нам принадлежит:

Святым и угодникам светлым;

Творил дела благие где ты, Что думаешь здесь пребывать? Нет, тому никак не бывать — Для верных лить эта обитель». «Уж больно вы, Фома, спешите Законы ваши изъяснять;

А кто посмел нс доверять Апостолам — мы все слыхали — В том, что бога они видали В самый день его воскресенья? Кто клятвой подтвердил сомненья:

Чем веру, мол, словам давать, Хочу сам раны осязать;

Так вы низки и малоксрпы!» 70 Святой Фома устал, наверно, Длнть спор и головой поник;

I'? Павлу он идет напрямик, Рассказывает про беду. Тот ому: «Сейчас я пойду, а Ироническое изложение эпизодов из с.чцнгел!;;! и даяний апостольских.

1оо

Ответит оп за дерзновенье». Душа не боится мученья, Любуется раем она... «Душа, кем ты приведена? — Ей Павел, — где ты плоть смиряла, За что ко входу в рай попала? Рай очисти, виллан негодный!» «Как? Лысый Павел преподобный, Да вы ль так бойко говорите, Вы — злейший тиран и мучитель, Какого только свет рождал? Это святой Стефан узнал — Из-за вас был побит камнями. Знаком я с вашими делами! Сколько честных людей сгубили! Не вы ль от бога получили Пощечины звонкий удар? Шли вы в дом и шли на базар, Чтобы хлебнуть винца разок? Хорош святой, хорош пророк! Думаете, мы вас не знаем?» Павел, смущением терзаем, Торопится скорей уйти. Встречает Фому на пути;

Тот совещается с Петром;

Павел сказал им шепотком, Что он вытерпел от виллана:

«На рай оспаривал так рьяно Мои права, что сдался я». Пошли к богу — он им судья. Святой Петр ему рассказал, Как виллан их всех отчитал:

«Оп всех нас сразил словопреньсм. Я сам ушел в таком смятенье, Что прямо слова не найду!» Говорит господь бог: «Илу, Жс-лаю сам услышать все». Придя к душе, зовет ее И спрашивает — как случилось, Что без спроса сюда явилась:

«Без приговора никогда Душа не вступала сюда. Моих апостолов бранил И упрекал, и поносил, И думаешь здесь оставаться?» «Коль здесь они — могу остаться

814

Французская литература

Я и подавно, полагаю:

Не отрекался от тебя я, И верил плоти воскресенью, И не гнал людей на мученье;

125 Они же в этом провинились, А ныне в раю очутились! Пока я телом в мире жил, Порядочным и честным слыл:

Беднякам свой хлеб отдавал, 130 Днем и ночью дверь открывал, У огня их отогревал, До кончины их призревал И после в церковь шел за прахом, Жертвовал портки и рубаху — 135 Все, в чем нуждался человек;

Иль это не добро, а грех? Исповедовался не ложно И плоть твою вкушал, как должно. Кто помер так, тому, как слышно, 140 Отпускает грехи всевышний. Знаете — правду ль я сказал;

Без помех я сюда попал;

Раз я здесь — зачем уходить? Или ваши слова забыть — 14Б Ибо вы сказали, конечно:

Вступивший здесь пребудет вечно. Не ломать же мне ваш устав!» «Виллан, — бог говорит, — ты прав. Вел спор за рай с большим уменьем, 150 Тяжбу выиграл словопреньем;

В хорошей школе был, наверно, Слова найти умеешь верно, Умеешь дело защитить».

Притча хочет вас научить:

155 Часто зря пострадает тот, Кто тяжбой свое не берет. Ведь хитрость правду исказила, Подделка естество сразила, Кривда все пути захватила, Ловкость стала нужней, чем сила.

ТЫТАМ.

Два бедных брата вместе жили, Сиротами круглыми были;

Бедность — одна подругаих —

Часто в гости к ним заходила, А нет на свете такой силы, Чтоб больше мучила людей:

Поауи.:1 городского сословия

Бедность—всех оолезпей лютей. Так жизнь и коротали

братья. О них хочу вам рассказать я. Томилн ночью их однажды Холод сильный, голод и жажда (Вся вереница этих бед Идет за бедностью вослед) — И братья начнлн гадать, Как им с бедностью совладать, Что так тяжко их угнетала 11 так скудно жить заставляла. От них близехонько совсем Жил богатей, известный всем. В огороде его капуста, II в овчарне его не пусто. Глуп богач, а братья бедны... I! решили идти они (С бедности легко одуреешь):

Один брат взял мешок на шею, Нож схватил другой, торопясь, Оба двинулись в путь тотчас.

Ни минуты даром не тратя, В огороде один из братьев Ножом срезать капусту стал;

В овчарню дверцу открывал Этим временем брат другой:

Впотьмах он щупает рукой, Хочет взять пожирней барана. Но в доме ложились не рано И услышали, когда вор Дверь открывал. «Ступай во

двор!— Обратился хозяин к сыну, — Человека или скотины Какой там нет — увидишь сам. Да покличь дворового пса!» Звали ихнего пса Тытам;

Только так повезло ворам, Что во дворе не оказалось Пса в ту ночь. Прислушался

малый И, дверь приотворив во двор, Зовет: «Тытам! Тытам!»—а

вор,

Что в овчарне был, очень

внятноКричит в ответ: «Я тут,

понятно!» Но сквозь ночную темь и мрак Того, кто отвечает так, Парень не разглядел, конечно;

Думал он в простоте сердечной, Что и впрямь с ним пес

говорил. Обратно в дом он поспешил;

От страха бледен и смущен,

Явился к родителю он.

«Что с тобой, сынок?» Тот ему:

«Покойнои матушкой клянусь, Тытам наш говорил со мною». «Кто? Пес наш?!» — «Клянусь

головою, А коль верить мне не хотите, Бродягу сами позовите». И хозяин во двор идет, Хочет видеть чудо, зовет Он Тытама, пса своего, А вор, не зная ничего, «Понятно, тут я!» — отвечает. И, дивясь, богач восклицает:

«О чудесах слыхал я много, По о подобных, сын, ей богу, Не слыхивал я отродясь. Беги и расскажи тотчас Попу об этом: приходи Сюда с ним вместе; да гляди, Пускай возьмет стихарь с собою И святую воду». Стрелою Летит парень к дому попа, Не ждет он, позовут пока. Пришел к попу: «Пойдемте

к нам, Увидите, какие там Творятся чудеса; едва ли В жизни о подобных слыхали. Берите свой стихарь — ив

путь!» «С ума сошел! Иль отдохнуть Мне и ночьто даже ио;«ьзя? Не пойду, у;к разулся я».

51в

Французская литература

«Нет, пойдете! Вот что скажу — На закорки вас посажу». И, прихватив стихарь,

священник На паренька без возражений Тотчас уселся; в путь-дорогу Отправились. Пройдя немного, Парень путь сократить желал И как раз на тропку попал, По которой раньше спускались Те, что поживиться старались. Вор, что капустой занят был, Завидя белое, решил, Что это брат идет И добычу свою несет. Довольный, он спросил тогда:

«Ну что, несешь?» — «Конечно,

да!» Парень в ответ ему кричит (Думал, с ним отец говорит). «Постой-ка, наземь его сбрось! Остер мой нож, его, небось, Наточил я в кузне здорово, Перережет вмиг ему горло!» Наш поп, слова услышав эти, Подумал, что попал он в сети:

В страхе с парня он соскочил — И ну бежать что было сил. Но стихарь за кол зацепился, Поп даже не приостановился,

Отцепить его не посмел — Так он на колу и висел... А кто капустой занимался, Сам не меньше перепугался, Чем удиравший от него — Не понимал он ничего. К колу приблизился он все

Наши рекомендации