Жанровое и стилевое многообразие поэзии Сибири и Крайнего Севера в конце XX- нач. XXI вв

1. Поэтический стиль Александра Денисенко (на материале стихотворений «Чей чей чей это конь…», «Снег снег снег…» и др.)

2. Идиостиль Анатолия Соколова (на материале стихотворений «За декабрьским окном ледяным», «Изба-старуха в ватной кацавейке» и др.)

3. Жанровое своеобразие стихотворения Юниля Булатова «Мама, где ты?»

4. Индивидуальные сообщения: 1. «Своеобразие лирического переживания в поэзии Б. Гринберга». 2. Новообразования и их роль в стихотворении С. Самойленко «На шестой части суши». 3. Антитеза как идейно-композиционный прием в стихотворении В. Казарцева «Любовь ломай и не ломает…»

Основная литература

1. Николина, Н. А. Филологический анализ текста /Н.А. Николина. –М., 2003.

2. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии /В. Яранцев // Сибирские огни.- 2003.- № 10. – С.167 – 173.

3. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии /В. Яранцев // Сибирские огни.- 2004.- № 1. – С. 163 – 170.

Методические указания

1.При выявлении стилеобразующих компонентов поэзии Александра Денисенко (1947 г.р.), живущего в Новосибирске, опирайтесь на его слова: «Учителями своими считаю Иванова, Петрова, Сидорова…», Как вы можете интерпретировать это высказывание? Чьим традициям следует А. Денисенко?

Прочитайте стихотворение Александра Денисенко «Чей чей чей это конь…»:

***

Чей

чей

чей

это конь

это конь

этот конь

Оторва Оторвался от железного кольца

И летит - грива льется, как гармонь,

Молодого, убитого Германией отца.

Я рвану

этот ситец

этот ситец

от плеча -

На которрром цветут русские цветы –

И пойдет он по кругу сгоряча,

Как невест, обходя яблонь белые кусты.

Вот уж бабы завыли

завыли

уж сердцу невмочь,

Пляшет с бабами конь вороной вороной –

Все быстрей и быстрей - уж ничем нельзя

помочь,

Как тогда, перед самою войной.

Плачь, гармонь,

да плачь, хорошая,

во все цветы

навзрыд –

В саду Сталина осыпался на гриву весь ранет.

Сам товарищ Сталин на учет сейчас закрыт,

А откроют, когда будет мясоед.

Всё пройдет...

Солдатка

Слезы

черной гривой

оботрет

И прибьет к столбу свое желейное венчальное

кольцо,

Чтобы конь, хрипя, не рвался из распахнутых

ворот

По дорожке,

занесенной

лепестками

за отцом.

При анализе этого стихотворения Александра Денисенко обратите внимание на поэтический язык этого произведения, на синтаксис используемых предложений, на графику стихотворной строки, на словотворчество автора. Что вы можете сказать о соблюдении поэтом норм русского языка? Как вы объясните выявленные нарушения? Какие жанры устного народного творчества напоминает вам стихотворение «Чей чей чей это конь…» при его прочтении вслух?

С какими известными произведениями русских поэтов ассоциируются у Вас основные образы и детали этого стихотворения («конь вороной», «гармонь», «яблонь белые кусты», «плачь, гармонь» и др.)?

Определите основную идею стихотворения А. Денисенко «Чей чей чей это конь…».

2. Прочитайте стихотворение Алекчандра Денисенко «Снег снег снег…»:

снег снег снег снег снег снег снег снег снег

это кажется метель пурга

все уляжется уйдет в снега

мерзлый тополь отойдет ко сну

в бесконечную свою страну

ешь откусывай хрусти вино

пока вьюги на Москве гостят

это мертвые давным-давно

с неба девушки летят летят

При анализе этого стихотворения обратите внимание на стремление поэта соединить просторечие и «книжность», идеалы городской и деревенской жизни. Приведите соответствующие примеры. Вспомните посвященные зиме произведения русских поэтов XIX- первой половины XX вв. (А. Блок, Б. Пастернак и др.). Укажите, в какой мере А. Денисенко следует традициям классической русской литературы.

Опираясь на наблюдения и выводы, сделанные при анализе образной системы и языка, определите основную идею стихотворения А. Денисенко «Снег снег снег…» .

В стихотворении отсутствуют знаки препинания. Какова функция такого приема?

В какой мере для индивидуального стиля А. Денисенко характерно стремление поэта соединить просторечие и «книжность», идеалы городской и деревенской жизни, а словотворчество соединить с отчетливой ориентацией на традиции классической литературы.

2. При выявлении стилевых доминант идиостиля новосибирского поэта Анатолия Соколова (1946 г.р.), основное внимание сосредоточьте на образе лирического героя.

Прочитайте стихотворение А. Соколова «За декабрьским окном ледяным»:

За декабрьским окном ледяным

Белый ужас родного пейзажа,

Из трубы поднимается дым,

И на улицу сыплется сажа.

Но лопату берет человек,

Выполняя работу с размахом:

Месит черную сажу и снег,

Словно тесто для бубликов с маком.

При анализе этого стихотворения определите слова, несущие основную эмоциональную нагрузку («ледяной», «ужас», «черная сажа» и др.), охарактеризуйте основное переживание лирического героя. Каким образом Анатолию Соколову удается передать противостояние человека и природы, их взаимное отчуждение. Укажите основные изобразительно-выразительные средства, которые использованы поэтом для этой цели.

Прочитайте стихотворение А. Соколова «Изба-старуха в ватной кацавейке…»:

Изба-старуха в ватной кацавейке,

Заросшая землей до самых глаз.

Какой анахронизм в двадцатом веке!

Здесь русский дух. Он жидкость или газ?

А может, это плоть, где нету духа,

Облеплена подсолнечной лузгой?

Здесь вечно благоденствует разруха,

Не Русью пахнет — бедностью людской.

Для странствующих в мире ради Бога

На стол поставлю воду, соль и хлеб...

И словно марсианская тренога

Среди полей торчит опора ЛЭП.

Рвись, туча, над поверхностью речною,

Бей градом опаленное жнивье...

Автопортреты Родины со мною,

Но нет уже в живых самой ее.

При анализе этого стихотворения определите, традициям каких поэтов XIX- первой половины XX вв. следует А. Соколов. Отвечая на этот вопрос опирайтесь на ключевые образы и детали этого лирического произведения: «изба-старуха», «кацавейка», «Русь», «странствующий», «опаленное жнивье». Существенная подсказка содержится и в сравнении опоры ЛЭП с «марсианской треногой», что в целом воплощает чуждость лирического героя достижениям цивилизации.

Опираясь на наблюдения и выводы, сделанные при анализе образной системы и языка, определите основную идею стихотворения А. Соколова А. «Изба-старуха в ватной кацавейке…»

В какой мере в качестве стилевых доминант А. Соколова можно назвать пристрастие поэта преимущественно к изобразительным эпитетам и метафорам, сочетанию просторечья и технических терминов, воплощение крайностей эмоционального состояния лирического героя, ориентацию на традиционные ценности русской жизни (Бог, родина, духовность).

3. При выявлении стилеобразующих компонентов поэзии Юниля Булатова (родившегося в 1950 году в с. Казачинское Красноярского края, а ныне проживающего в Новосибирске), основное внимание сосредоточьте на системе образов и жанре стихотворения «Где ты, мама?»

Старый дом обветшал, невозможно запущен.

Я голодным вернусь и сижу и грущу...

Чаще б дома была — мы и жили бы лучше...

Вот вернешься домой — никуда не пущу!

Нет покоя тебе! Как всегда среди ночи

Прибежишь впопыхах... посидишь среди нас

С виноватым лицом - не сердись мол, сыночек!

И опять тебя нет... Где ты, мама сейчас?!

У соседки в гостях? У знакомых сидишь ли?

Знаю, любят тебя, гостя в доме любом.

Мама, где ты? Как странно соседи притихли,

Да и странно меняется старый наш дом...

Ах, я вспомнил! Кроили мы крышу и стены...

Здесь забили окно, там прорезали дверь...

А когда ты ушла, вдруг пошли перемены.

Да такие, что жарко от них и теперь.

Будто съехали мы, поселились в квартире,

Выходящей окном на громадный фасад.

Коль так жить не тужить, можно жить и в Сибири!

Но приснилось видать... Я вернулся назад.

Вновь я шифер кладу, снова крыша промокла,

Снова те же года, снова та же нужда.

Ты все ходишь вдоль окон, глядишь через стекла.

И уходишь, уходишь... уходишь куда?

Необходимо выявить сравнительный контекст анализируемого произведения Ю. Булатова, в который следует включить известные стихотворения русских поэтов XIX- первой половины XX вв., основной темой которых является возвращение героя в родной дом после многолетней разлуки (С. Есенин и др.). Обратите внимание на то, что мотив возвращения героя сочетается здесь с мотивом отсутствия матери. Определите идейно-композиционную функцию образа стекла .

Проанализируйте язык данного стихотворения, основной интонационный рисунок. Охарактеризуйте основные чувства лирического героя. Как вы можете объяснить последние 2 строки текста.

В какой мере индивидуальному стилю Ю. Булатова присущ и детализация образов, живописность описаний, ярко выраженный лиризм, тяготение к балладным ситуациям. Аргументируйте свой ответ, обращаясь к цитатам из стихотворения.

4. При подготовке индивидуальных сообщений обратитесь к методическим указаниям по организации самостоятельной работы.

Занятие № 12

Тема:

Наши рекомендации