Жанровое и стилевое своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Сатира- особая форма художественного творчества, в основе- уничтожающее осмеяние явлений, представляющихся автору порочными. Зависит от идеала и от мастерства владения языком сатиры. Современники называли С.-Щ. прокурором русской общественной жизни. Идеалами С.-Щ. были идеалы французской буржуазной революции.

(Входил в кружок Петрошевского. 1845-1846гг.)

Идеалы французских соц-утопистов (свобода, равенство, братство) он отстаивал всегда. Путь лежал через просвещение.

Объектом сатиры были монархическая государственная система с ее бюрократическим строем, произвол чиновников, никчемность правящих классов, всеобщее общественное презрение, душевное холопство, пошлость болтунов-либералов, рабская покорность народов.

С.-Щ. создал политическую сатиру, литература и пропаганда- одно и тоже. Называл себя непримиримым общественником. Убежден в том, что источником всех человеческих пороков является тот социум, в котором они живут.

Психологизм С.-Щ. – социальный психологизм (суть: каждый человек с одной стороны индивидуальная неповторимая личность, с другой- продукт общественных отношений ). Само понимание человека базировалось на христианских ценностях.

Сам писатель называл себя не прокурором, а адвокатом . Изначально защищал природу человека, способность его к нравственному совершенствованию и интеллектуальному развитию.

Понятия стыд и совесть. Совесть у него- это голос Божий в человеке, а стыд- общественная категория , «гнев , обращенный вовнутрь». Любое преображение человека и общества должно начаться с появления стыда.

Язык сатиры С.-Щ. ярок и выразителен. Приёмы:

1)эзопов язык.

2)сатирическая фантастика (то или иное явление жизни укрупнить).

3)гротеск- в его основе лежит соединение несоединимого в том или ином предмете, с целью доведения до абсурдаю

4)смех С.-Щ. предролагает и сарказм, и иронию.

5)всегда тяготел к жанру очерка и к циклизации.

«Губернские очерки»- отразилось в этом цикле впечатление о службе в Вятке. Действие всех очерков происходит в провинциальном городе- Крутогорск. Объединяет все эти очерки образ дороги. Такой прием нужен С.-Щ., чтобы легко переходить от одной сюжетной картины к другой. Здесь мы не встретим сатирической фантастики. Внимание фиксирует на гос.служищих и чиновниках с одной стороны, а с другой- русский народ. («Праздники», «Богомольцы, странники и проезжие»). Акцентирует внимание на духовно-нравственных качествах простого русского народа . Здесь сказалась близость С.-Щ. к славянофилам.

С.-Щ. рисует разные социальные типы, характерные для русской жизни. (Очерки: «Порфирий Петрович», «Первый рассказ подьячего», «Княжна Анна Львовна», «Пахомовна»).Из рассказов о народе выделяется «Пахомовна». Автор стилизован под сказителя духовных стихов. Создает апокриф в стиле и духе русских апокрифов и духовных стихов. (Крестьянка, которая ртправилась в Вятку).

В 1869 году- самое спорное произведение , роман «История одного города». Современники ополчились после публикации романа, был воспринят как сатира на всю русскую историю.

Пыпин: «С.-Щ. глумится над русской историей.»

Суворин: «Летопись города Глупова- есть уродливейшая каррикатура на прошлое России.»

В письме в редакцию «Русского вестника» написал: «Взгляд моего рецензента на моё сочинение как на опыт исторической сатиры совершенно не верен. Мне нет никакого дела до истории. Я имею ввиду лишь настоящее.» В предисловии от издателя С.-Щ. пародирует летописную манеру повествования , сообщая , что нашел летопись города Глупов.

1725-1825- хронологические рамки; в глуповских градоначальниках угадывались характерные черты русских самодержцев (Павла 1, Алексея 1, Николая1, Анны Леопольдовны, Елизаветы).

Николаев: Этот роман сатирически гротесковый роман, который являет собой двуединую сатиру на русский государственно-демократический аппарат и на рабскую покорность и начальство любие народа.

Гротеск- главный художественный прием, гротескное соединение имен и времен. Художественная псевдоономастика (в названии племен). Использование поговорок в прямом смысле. Гротескны, несомненно, образы градоначальников.

В первых главах романа С.-Щ. создает доисторический мир абсурда, который сменяется миром цивилизованным . Начинается история. И оба мира оказываются в равной мере плохи. Сатирическое философское произведение. Проблема народа и власти. Самые важные главы- последние 2. Речь идет о градоначальнике Угрюм Бурчееве. Последние главы имеют характер антиутопии. Направлена в адрес романа Чернышова «Что делать?». В своей антиутопии С.-Щ. показал несостоятельность социалистического идеала. Процессы в последних главах С.-Щ. пророчески угадывает , которые происходили после революции, где главное было ущемление свободы личности. Поощрялось доносительство. Сам тон повествования меняется, становится серьезным публицистическим тоном. Нет фантистики, нет комизма. Апокалипсический характер. Проблема народ и власть не разрешима!!!

«Господа Головлевы»- (1875-1880), дискуссионное определение жанра.

Бушмин: социально-психологический роман в форме семейной хроники. Деградация дворянства как класса.

Николаев: общественный роман . Иудушка Головлев- общественный порок- пустословие, расхождение между словом и делом;жизнь по двойной морали.

Есаулов, Дунаев: религиозно-философская притча. Автор-повествователт и публицист , который не просто воспроизводит хронику умертвий, но и объясняет. Гротескно соединены названия глав и их содержание. В названии каждой главы присутствует слово семья. А содержание глав говорит о том, что семьи как таковой нет. Люди родные по крови, но по сути чужие друг другу, потому что нет любви.

«Мир христовых истин, вывернутых наизнанку, оскверненных и обессмысленных».

В финальных главах романа у Иудушки просыпается совесть. Порфирий Головлев идет на могилу матери, чтобы вымолить у нее прощение.

Романы Ф.М. Достоевского: жанровая специфика и особенности поэтики (полифонизм, диалогизм, детективный сюжет, философско-религиозный подтекст, герои-идеологи, герои-двойники и т.д.). Концептосфера русского духовного пространства в романах Достоевского (концепты Человек, Бог, Дьявол, Идея, Своеволие, Любовь, Вера, Преступление, Наказание и др.). Методика изучения эпического произведения.

Ф.М.Достоевский – русский писатель 19 века, вместе с тем философ и идеолог, человек, на долю которого выпали сложные жизненнее испытания. Эти испытания не сломали его, а, наоборот, открыли новые грани жизни. С каторги, куда он попадает, из-за обвинений по делу Петрашевского, он возвращается человеком со своей философией жизни, котора оформляется в идеологию почвенничества. Он понимает народ так хорошо, как его не знают даже просветители. Гл. драма рус. Жизни – между народом и образованным сословием – пропасть. С петровских времен в народе сохранилась сердечная вера в Христа, утраченная в высших сословиях. Рус. Духовные скитальцы оторвались от народной почвы и утратили идеалы, живущие в народе. – способ-ть к любви, готовность к страданию. Существ-т 3 уровня любви: нижний- любовь- сочувствие, человек может почувст-ть страдания другого; средний: любовь-сострадание, человек может испытать такое же сострадание; высшее- любовь жертвы. Сострадние- любовь жива до сих пор, народ без страдания в счастье не верит. У русского чел-ка – готовность принять сострадание, что очищает душу. Чел-к не способный страдать, не способен и сострадать. Смирение- вера в спасит-ый промысел Божий, такова воля Бога, надо смириться с этим. Бунтарство-пристутств-т , но не определяет главного в нац. Характере. Бунт проходит. Эти свойства - основа русского характ-ра по Достоевс. Не интеллигенция должна просвещать народ, а народ ее светом своей веры и правды. Это Достоевс. Вынес из каторги, уходил социалистом, а вернулся Рабом Божьим.

1846 год- роман «Бедные люди». Белинский был в восторге, роман отвечал принципам писателей натур. Школы: социаль-ый разрез общества, герои социаль-но унижен-ые и обездолен-ые люди, невозможно жить в обществе униженных и бессильных. Этот роман первый опыт социаль-го романа, т.к. показ-ы межличностные отношения людей.

Бахтин: первым романом Достоевский совершил «коперниковский переворот» в литерат-ре. Сюжет:Варенька и Макар Девушкин – бедные люди, общаются с помощью писем, друг друга не видели, но в конце Варенька выходит замуж за другого.

Письма нужны Достоевск., чтобы показать процесс самопоказ-ия, способ-ть к рефлексии «маленького человека» в этом перевороте. «Маленький человек» был, но не было попытки изобразить процесс самосозн-ия, стремление реализовать себя в неправильном, неустроенном мире. Возникает диалог, как духовно- интеллектуальное общение. Диалогичность- устремленность на др. сознание, на др. человека. Есть ведущий прием в романах Достоевск. Достоевский искал Бога, в позднем творчестве мысль о Боге утвержд-ся от противного через путь сомнений, котор. Проходят его герои. Свою задачу он видел в том, чтоб методом от противного доказать существование Божье. Таким образом, рождается особый жанр романа особый худож. Мир, особый реализм Достоевск.

Мочульский: Мистический реализм –действит-тьДостоевск. - это жизнь духа чел-ка, отсюда пространство, детали, при внешней узнаваемости стан-ся символами (желтый цвет обоев, обитель инока). Здесь мистика – обращен-ть к сверхреальнойдействите-ти. То, что происходит в романах – ситуация надрыва. Мармеладова просит детей танцевать на площади.

Гуревич: сверхтипический реализм (герои не сводятся к понятию тип, следовательно - свехтип).

Николай Бердяев: метафизический тип (реализм антропологический, постижение тайны чел-ка, открытий). Черт в «Братьях Карамазовых» - мистич. Действите-ть и фантастическая, а любая фантастика – отражение глубинных явлений действител-ти, непонятных обычному взгляду.

Сюжетная организация текста (3 уровня): конкретно-исторический- действие обозначено (год ); символический- все проявления реальной жизни- духовные символы, все ситуации, детали – символы; религиозный ( метафизический)- в глубинном подтексте романов лежит Евангельская притча, это придает повествованию характер сообщности. Роман обращен к чел-ку, идея Бога реализуется от противного.

Наши рекомендации